Ответ Сократа на вопрос о человеческой природе навсегда остался классическим. Его сутью является вывод, что «мы не можем исследовать природу человека тем же путем, каким мы раскрываем природу физических явлений. Физические вещи можно описать в терминах их объективных свойств, тогда как человека можно описать и определить только в терминах его сознания»2. Это значит, что человек есть существо, которое постоянно ищет самого себя, перепроверяет, испытывает себя и условия своего существования. Критическая, испытывающая установка по отношению к жизни и определяет ценность жизни: «А без испытания <...> жизнь не в жизнь для человека», — говорит Сократ3. Утверждая это, он одновременно открывает и утверждает наличие души, как важнейшего признака человеческой натуры.
Как это на первый взгляд ни странно, греческие мыслители до Сократа, видимо, не знали понятия души в собственном значении слова. Во всяком случае они не говорили о ней столь подробно и тем более не исследовали ее и не пытались определить. Общим для древнегреческой культуры было понимание человека как микрокосма -малого космоса, — в котором отражается в той или иной мере весь мир — большой космос. Это убеждение разделял и Сократ. Но он первый подчеркнул особость человека, его кардинальное отличие от остальных составных частей природы. Душа в его понимании — это способность к самоосознанию постольку, поскольку оно осуществляет-
|
|
1 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона: Вступ. ст.//Платон Собр. соч. Т. 1.С. 15.
- Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культу-ры//Проблема человека в западной философии. М, 1983. С. 3.
3 Платон. Апология Сократа//Собр. соч. Т. 1. С. 92.
действует. Человек потому испытывает сам себя, что все внешнее подвергается осмыслению, рассматривается как задача. Поиски ответов есть жизнь души и ее сущность. Внешнее же, взятое само по себе, без осмысления и без отношения к нему — положительного или отрицательного, — ничтожно и пусто. Поэтому сущность человека оказывается независящей от внешних обстоятельств даже тогда, когда человеку представляется обратное или он боится признаться себе, что выбор всегда зависит только от него самого. Вне отношения со стороны человека все внешнее: богатство, общественное положение, власть, даже собственные физические и интеллектуальные качества — просто перестает существовать для человека. Главное и единственное, через что пропускается все внешнее и что составляет сущность человека, — это внутренний принцип души, который не должен быть нарушен.
Сократ обосновывает наличие души еще и следующим рассуждением. Очевидно, что тело имеет аналогию с инструментом, ибо оно может совершать определенные действия. Но если это так, то должен быть тот, кто этим инструментом управляет. Следовательно, на вопрос: что есть человек? — невозможен ответ: это тело; скорее это то, чему служит тело. То, чему служит тело, невидимо, неощутимо, но неопровержимо свидетельствует о себе через разумность поведения тела.
|
|
В современном контексте сократовские идеи выглядят как открытие собственно человеческого в человеке. Их звучание особенно актуально в нашем обществе: упоминаний о собственно человеческом в человеке практически не существовало в заидеологизированной философской литературе долгие десятилетия. Оно было полностью вытеснено понятиями биологического и социального. Между последними исключался (даже не подозревался) «зазор» — а именно в нем и располагается собственно человеческое. Без признания человеческого в человеке никакими комбинациями биологического и социального человека не объяснить и не понять. Только человеческое в собственном смысле объединяет в себе и определяет собой биологическое, социальное, как и другие стороны существа человека — физическую, механическую, химическую и т.д. Акцентируя внимание на социальном или биологическом, мы можем в лучшем случае выделить тип человека, класс, группу с общими для ее представителей свойствами. Но при таком подходе неизбежно исчезнет индивид, отдельный человек, немыслимый без уникальности и непохожести. Последние и существуют как душа, суть которой у каждого индивидуальна — что, конечно, не исключает общих черт, но не они оказываются определяющими.
Социальное воздействие, прежде чем оно станет фактором поведения человека, подвергается экзамену, осмыслению. Конечно, человек может исполнять приказания, с которыми не согласен, и делать т°, что ему не нравится, — но это опять же доказывает тот же тезис, что внутренний мир является неуничтожимым и не зависит непосредственно от внешнего. Иное дело — момент рождения духовного мира,
5-781
непременно предполагающий некоторый скачок, усилия со стороны самого человека. Нравственно-интеллектуальные усилия требуются и для оберегания и охранения своего внутреннего мира, заботы о своей душе. Не случайно Сократ говорил: «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной»1.
Как видим, Сократ не отрицает значения богатства и успеха в жизни. Он далек от жесткого аскетизма. Но успех и богатство не могут достигаться любой ценой, что означало бы утрату души. Наоборот, доблесть, т.е. добродетель, и нравственно-разумное поведение являются залогом благополучия, поскольку тогда богатство доставляет удовлетворение. Но для этого разум должен ограничивать страсти; посредством разума человек должен добиваться власти над собой.
«Слово «душа» для нас, благодаря потокам, проникавшим сквозь толщу веков, звучит всегда с этическим и религиозным оттенком, как слова «раб Божий» или «попечение о душе». Но этот возвышенный смысл слово приобрело впервые в устах и проповедях Сократа». «Благодаря этому открытию, Сократ создал моральную и интеллектуальную традицию, которая питает Европу по настоящее время». Эти высказывания приводятся авторами «Истории западной философии»2 в подтверждение значения сократовских идей для западной цивилизации. Но это же можно сказать и относительно России, культура которой немыслима без понятия души. И в России, и в Европе идея души периодически и неоднократно подвергалась нападкам и отрицалась, но не исчезала. Сами авторы подобных нападок были обречены жить и мыслить внутри сложившейся традиции, будучи охраняемы и оберегаемы ею. То, что они пользовались безопасностью своего положения для разрушительных целей, не осознавая или не желая осознать естественность и значение понятия души для человеческой жизни и межчеловеческого общения, не может свидетельствовать против него. Конечно, в понятии души заложена некоторая неопределенность. Однако если внимательно присмотреться, то можно легко обнаружить, что большинство понятий, которыми нам приходится пользоваться, включая и научные, не обладают абсолютной строгостью и определяются по-разному в зависимости от контекста и иных факторов. В ряде случаев важна интуитивная глубина выражаемых понятием смыслов, ассоциаций, значений. Именно так обстоит дело в случае, о котором идет речь. Кроме того, понятие души, сохраняя некоторые
|
|
существенные черты того, как оно разработано Сократом, в дальнейшем развивалось и обогащалось.
Душа в понимании Сократа проста по своей структуре. Главная способность души — разум, которому противостоят страсти, аффекты, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Сократ совершенно ничего не говорит о других способностях как независимых, в частности, о воле, о вере как отдельной способности, о сердце как духовном центре личности и о многом другом. Впрочем, подход к душе с точки зрения по преимуществу разума и аффектов объединяет Сократа с последующей греческой мыслью, которая в целом не расширяла понимание души далеко за пределы разума и аффективной стороны. Разум есть способность логически мыслить, рассуждать. Аффекты или страсти — это вожделения или желания, влекущие человека в самых разнообразных направлениях. Они способствуют неумеренности, чрезмерности и тем самым постоянно грозят нарушить равновесие души. У разума в этом отношении несомненное преимущество перед страстями, поскольку он логичен, а значит, последователен. Именно поэтому он есть источник того, что Сократ называет «самообладанием». Через разум человек реализует самообладание, приходит к власти над собой. Самообладание — это власть разума над жизненно-стихийными порывами. Такая власть означает свободу.
|
|
По Сократу, свободен тот, кто умеет управлять страстями, кто умеет их ограничивать. «Не следует ли каждому, — говорит Сократ, — проникнуться убеждением, что воздержание есть основа добродетели, и его прежде всего запасти в душе? И действительно, кто может без него приобрести какие-нибудь полезные знания или достигнуть упражнением значительного навыка в них? Какой раб чувственных наслаждений не доведет до позорного состояния и тело и душу?»1 Раб чревоугодия (обжорства), сна, сладострастия, пьянства не может быть свободным. Сам в себе Сократ поборол «не только страсть к чувственным наслаждениям, но и любовь к деньгам, потому что держался мнения, что кто берет деньги от первого встречного, тот делает его своим господином и впадает в рабство...»2. Свобода, следовательно, это умение властвовать собой, которое обеспечивается тем, что разумная душа есть хозяйка тела. Сократ исходит из того, что разум всегда может установить меру чувственных удовольствий, полностью отказываться от которых отнюдь не обязательно. Но с учетом разумных соображений в каждом случае можно установить их меру или минимум. Мудрец, т.е. тот, кто научился разумно находить меру и следовать ей, приобретает свободу. Таким образом, Сократ производит переворот в существовавшей до него системе ценностей. В частности, особое значение приобретает в его учении внутренняя свобода человека. Кроме того, если традиционно счи-
1 Платон. Указ. соч. С. 84.
' См.: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч. 1: Античность. С. 65.
1 Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. С. 31. - Там же. С. 31-32.
талось, что герой — это тот, кто побеждает врагов внешних, то теперь героем становится мудрец — победитель врагов внутренних.
Говоря о жизненных ценностях, мы фактически вступили в область этики — науки о морали и нравственности, основоположником которой по праву может считаться Сократ. Этика древних подразделялась на три части: 1) учение о благе, 2) учение о добродетелях, 3) учение об обязанностях.
Благо — понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность. Это то, к чему следует стремиться, чтобы стать счастливым. Добродетели — качества человека, оцениваемые положительно, в отличие от пороков.
Согласно известному знатоку античности С.И. Соболевскому, сократовское учение о благе, т.е. первая часть этического учения, выглядит следующим образом:
«Блага, сумма которых составляет высшее благо, т.е. счастье жизни, в изложении Сократа, следующие:
1) Хорошее здоровье и телесные силы, потому что они содей
ствуют нравственной жизни. Надо заниматься гимнастическими уп
ражнениями, потому что они укрепляют не только тело, но и душу.
2) Духовное здоровье, умственные способности и все способнос
ти души.
3) Искусства и науки, потому что они очень полезны для хоро
шей и счастливой жизни; однако заниматься ими надо лишь до того
предела, пока они полезны для жизни, а занятия предметами, дале
кими от жизни и скрытыми от глаз человека, бесполезны и отвлекают
нас от изучения полезных вещей.
4) Дружба — тоже ценное и полезное благо. Но она может быть
только между хорошими людьми. Она возникает в нас от восхищения
добродетелью другого; это восхищение внушает нам благожелатель
ность и старание привязать к себе друга благодеяниями разного рода.
Основа дружбы — правдивость. Поэтому самый краткий и верный путь
к дружбе — стараться быть такими, какими мы хотим казаться другу.
5) Согласие между родителями, детьми и братьями, потому что
они созданы божеством для взаимной помощи.
6) Гражданская община или государство, потому что, если оно
благоустроено, обеспечивает всем гражданам великие выгоды»1.
Чтобы достигнуть блага, нужно обладать определенными качествами — добродетелями. Учение о добродетелях — вторая часть этики. Сократ принимал три основные добродетели: воздержанность (самообладание), храбрость и справедливость. Эти три добродетели, взятые вместе, — не что иное, как мудрость. Мудрость — это добродетель «вообще» и состоит в умении различать хорошее и дурное, полезное и
вредное. Самообладание, как это вытекало из общего сократовского подхода к человеку, выступает основой всех других добродетелей. Без нее мы не можем жить и трудиться. Храбрость есть знание, как справляться с опасностями умно и неустрашимо. Справедливость есть знание, как соблюдать законы — как писаные, так и неписаные. Соблюдение писаных законов — основа благоденствия государства. Неписаные законы — это законы общечеловеческие, которые даны богами всему человеческому роду.
Третья часть этического учения — учение об обязанностях. Обязанность есть закон, которому разумный человек (согласно Сократу, люди все по природе разумны) должен следовать в жизни. Понимание закона означает понимание его в связи с благом (счастьем) и добродетелями. По Сократу, основной закон состоит в том, чтобы избегать дурного и стремиться к благу. Для этого нужно ограничивать потребности и чувственные удовольствия. Обязанности следует выполнять еще и постольку, поскольку «из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь, чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить богов; хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почетом в каком-нибудь городе, надо приносить пользу городу; хочешь возбуждать восторг всей Эллады своими достоинствами, надо стараться делать добро Элладе; хочешь, чтобы земля приносила тебе плоды в изобилии, надо ухаживать за землей; думаешь богатеть от скотоводства, надо заботиться о скоте; стремишься прославиться через войну и хочешь иметь возможность освобождать друзей и покорять врагов, надо учиться у специалистов теории военного искусства и упражняться в применении ее на практике; хочешь обладать и телесной силой, надо приучать тело повиноваться рассудку и развивать его упражнением с трудами и потом»1.
В сократовском учении о человеке и в его этике имеется коренная особенность, отличающая их от всей предшествующей греческой мысли. Сократ стремится построить целостное учение. Иначе говоря, он хочет вывести все тезисы из одного начала — принципа. Сократ понимает, что, не найдя такого начала или не умея провести его последовательно, душа неизбежно разрушается, распадается, ее одолевает хаос неуправляемых душевных состояний. Поэтому принцип души не должен быть нарушен. Когда же он найден, то следует последовательно логически отстаивать его. Поэтому Сократа нимало не волнуют те возражения против его теории, которые исходят из несовпадения его взглядов с мнением большинства или из некоторых практических соображений материального удобства жизни. Единственное, чем озабочен Сократ -- опровержением возражений с точки зрения логической последовательности. В своих беседах, отвечая на такие возражения, он
1 Соболевский С.И. Комментарий к «Воспоминаниям о Сократе»//Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. С. 283—284.
Ксенофонт. Указ. соч. С. 44.
перепроверяет и оттачивает свою теорию, стремясь к логической безупречности. Такая безупречность обеспечила бы, по Сократу, единство не только теории, но и душевной жизни. Неудивительно поэтому, что принципом души у него оказывается разум или, иначе, разумность.
Разумность — это последовательная, неумолимая логичность. С логичностью связывает Сократ и понятие знания, которое оказывается не только некоторой информацией о чем-то, но в первую очередь умением мыслить логически. Многие люди по тем или иным причинам не развили свою способность мыслить, поэтому не умеют правильно логически рассуждать. Если бы они умели это делать, то неизбежно пришли бы к тем же выводам, что и Сократ. Но, не мысля логически, они все время впадают в ошибки. Последние и являются причиной их заблуждений, в том числе и в нравственной сфере. Отсюда происходят дурные помыслы и дурные поступки. Следовательно, источник зла в незнании. И наоборот, незнание есть продукт душевного хаоса, неумения разума справиться со страстями. Таким образом, по Сократу, зло и незнание (неумение мыслить логически) тождественны. Этот тезис хорошо поясняется тем, что Сократ полагает, если человек знает (убедился), что нечто (например, чревоугодие или сладострастие) есть зло, т.е. приносит ему вред, то он не будет этого совершать. Следовательно, свою обязанность, как обязанность всякого, кто владеет мышлением, философ видит в том, чтобы помочь людям пройти логический путь понимания того, что есть благо, добродетель, обязанности: как только это будет осуществлено, люди не будут совершать зла (а это зло не только в отношении к окружающим, но и к самому себе — но не все это понимают), а устремятся к добродетельной жизни.
Концепцию прямой логической обусловленности нравственности знанием (разумом, интеллектом), которую разрабатывает и которой придерживается Сократ, принято называть сократовским интеллектуализмом в этике. Ее резюмирующие тезисы таковы: 1) добродетель всегда есть знание, порок — это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а совершает зло только по незнанию.
Интеллектуализм в этике в действительности ставит проблемы. Во-первых, легко убедиться, как на своем опыте, так и на опыте других, что знание недоброго, злого далеко не всегда уберегает от дурных поступков, даже если вред от них очевиден. Что, конечно, не опровергает важности разъяснения вреда дурных поступков и привычек. Во-вторых, если все дело только в разуме, а каждый человек по природе разумное существо, то почему уяснение добра и зла дается ему с таким трудом? В том, что объяснить людям пользу добра и вред зла, -задача крайне трудная, Сократ убедился на собственном опыте. Вопреки своей разумности люди видят и знают лучшее, а совершают худшее. Учесть данные трудности Сократ попытался в своей теории знания, где им разработано свое понимание метода.