Физическая и психическая культура подростка. Человек словно вторично

РОЖДАЕТСЯ...

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Всматриваясь в глаза подростков - вчерашних детей, я старался найти

объяснение тому удивительному скачку, который совершается в человеческой

природе в годы отрочества-от 10-11 до 14-15 лет. Я часто не узнавал в

подростке вчерашнего ребенка: и глаза не те, и голос уже не тот, и - это

самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям,

требования, запросы, интересы - все качественно иное. В часы вечерних

размышлений о судьбе своих воспитанников я часто думал, что вступление в

годы отрочества - это словно второе рождение человека. Первый раз рождается

живое существо, второй раз - гражданин, активная, мыслящая, действующая

личность, которая видит уже не только окружающий мир, но и саму себя. Первый

раз человек заявляет о себе криком: "Вот я, заботьтесь, волнуйтесь обо мне,

я беспомощный, не забывайте обо мне ни на минуту, берегите меня, сидите

затаив дыхание у моей колыбели". Родившись во второй раз, человек заявляет о

себе совершенно иначе: "Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте

каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не

напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу,

чтобы меня вели за руку. Передо мною высокая гора. Это цель моей жизни. Я

вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу

самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя

нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей,

тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и

безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима

поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на

плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом.

Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь

до вершины". Вот что сказал бы подросток, если бы он умел сказать о том, что

его волнует, и если бы - самое главное - он захотел откровенно обо всем

сказать. В период от 10-11 до 14-15 лет (у мальчиков иногда до 16) наблюдаем

бурный скачок в анатомо-физиологическом развитии. Это прежде всего

стремительный рост в высоту. Природа словно торопится завершить свое

творение и в этой спешке не замечает, что в статуе, которая выходит из-под

ее резца, много недоработок, корявость - черты человека обозначены резкими

штрихами. Но природе некогда, она не занимается шлифованием того, что

сделано. Кости растут так быстро, что мускульная ткань не успевает за ростом

скелета. Из-за этого у подростков часто болят мускулы, что удивляет и пугает

и их, и родителей. Резко меняется и весь внешний вид подростка, особенно

мальчиков в период от 13 до 14 лет: его фигура становится нескладной,

долговязой, руки и ноги длинными и тонкими, он не знает, куда их девать.

Если учесть, что в эти годы подросток с особенным вниманием, пристальностью

всматривается сам в себя, станет понятным, откуда у него возникает

недовольство самим собою, нервозность, раздражительность. В физиологических

процессах, которые совершаются в организме подростка, есть внутренние

противоречия. Затраты энергии на рост так значительны, что подросток часто

ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха, специального режима

питания и сна. Объем сердца резко увеличивается, а кровеносные сосуды

остаются почти того же объема, что и год-два назад. В связи с этим у

подростка нередко повышается кровяное давление (особенно в период от 12 до

13 лет у мальчиков и от 10 лет до 12 у девочек). Особенно влияет на духовную

жизнь подростка такой физиологический процесс, как начало половой зрелости.

Влияние этого процесса на мышление, эмоции, взаимоотношения со взрослыми и

ровесниками огромное. К сожалению, не одно десятилетие проблемы полового

воспитания считались второстепенными, на них мало обращали внимания и потому

плохо знали некоторые сложные и противоречивые явления подросткового

возраста. Глубокие физиологические процессы захватывают и нервную систему

подростка. Происходят бурные изменения в коре полушарий головного мозга.

Природа делает в это время все, чтобы человек мог перейти от образного

детского мышления к мышлению абстрактному: развиваются связи между

нейронами. Двадцатилетние наблюдения привели меня к выводу, что у подростков

(у девочек немного раньше, у мальчиков позже) возникает очень важная

особенность мышления: стремление соотносить все, что совершается в

окружающем мире, что изучается в школе, читается в книге и т. д., со своей

личностью, с внутренним миром мыслей, чувств, переживаний. Подросток думает

одновременно и о том, что совершается вокруг него, и о самом себе. Из того,

что он слышит (особенно из того, что читает), он выделяет мысли, которые

касаются его личных интересов, потребностей, взглядов. Избирательный

характер внимания и интересов в дальнейшем углубляется. Способность

распределять внимание в процессе мышления на объекты окружающего мира и на

самого себя является, на мой взгляд, важной составной частью того, что в

психологии называют самоутверждением подростка. Эта черта духовного развития

подростка -самооценка, самовыражение, самонаблюдение, самовоспитание -

является вместе с тем причиной ряда противоречивых явлений, которые

доставляют много тревог и родителям и учителям. В сознании подростка

рождается мысль: я такая же личность, как и мой отец, как мой учитель, как и

каждый взрослый человек. Эта мысль приходит внезапно, как открытие, она

ошеломляет, удивляет подростка, рождает рой новых мыслей. В детстве человек

мысленно никогда не сравнивает себя с отцом, учителем так, как сравнивает

подросток. Мысль подростка о том, что он такая же личность, как и любой

взрослый человек, будто снимает с пьедестала и отца и учителя. Подросток

начинает внимательно присматриваться к старшим, замечать, у них много

недостатков. И чем больше видит он других людей, тем внимательней

присматривается к самому себе, но этот взгляд на себя далеко не всегда

рождает желание стать лучше. Все зависит от воспитательной силы среды и от

влияния коллектива, от той материализации моральных богатств и ценностей, на

которых мы останавливались выше. Ребенок безоговорочно верит воспитателю:

это можно, это нельзя, это хорошо, это плохо. Уже то обстоятельство, что та

к говорит учитель, для него является доказательством истины. Не заметив, что

в человеке уже родилась мысль о своем равенстве со взрослыми, о таком же,

как у них, праве управлять самим собою; не заметив, что личность видит уже

не только мир, но и саму себя, сравнивает себя со взрослыми, стремится

утвердить себя как творческую, разумную, красивую силу,- не заметив этого,

воспитатель, бывает, механически переносит из детства в отрочество тон

безапелляционного приказания. Большим недостатком воспитания является то,

что воспитатель часто не замечает момента рождения личности. В поведении

подростка вдумчивый педагог заметит перелом: настороженно-критическое

отношение к словам старших, резкость, иногда раздражительность и грубость.

Несколько лет назад бывший воспитанник нашей школы, ныне агроном, дал мне

тетрадь, которая чудом сбереглась со времени его отрочества. Это бесценный

документ. Подросток отвел на каждого учителя и на самого себя по странице,

записывал все положительные и отрицательные черты, замеченные у педагогов и

у себя (ведь мы учили подростков: воспитывайте сами себя). Передо мной эти

записи. Они открывают удивительную картину, которая в сознании подростка не

могла не возбудить противоречивых мыслей. У каждого учителя не меньше

отрицательных черт, чем у самого подростка. А у кое-кого из педагогов

отрицательных черт значительно больше, чем положительных. Этот факт наводит

на размышления о взаимозависимости воспитания и самовоспитания в годы

отрочества, а также о видении мира подростком. Способность "мерить на свой

аршин" все, что видит подросток вокруг себя, особенно же способность мерить

человека -это ступенька развития, которая в большой степени определяет новые

мысли, переживания, тревоги, заботы подростка, кажущиеся учителю и родителям

неожиданными. Подросток читает роман, ему встретились размышления о жизни и

смерти, и вот его сознание молниеносно пронзает мысль: "Я тоже умру". Эта

мысль вызывает смятение, во многих случаях - страдание. Я знал мальчика,

который, открыв эту истину, пережил тяжелое нервное потрясение. Он несколько

дней сидел на уроках равнодушный ко всему. Ему казалось странным,

непонятным: как это люди забыли о том, что все они умрут, как они могут

спокойно работать, веселиться, близко к сердцу принимать мелкие житейские

дела. Это не какое-то патологическое явление - каждый подросток так или

иначе проходит через это состояние; игнорировать сложное психическое

состояние, источником которого является мысль о жизни и смерти, никак

нельзя. Хотя в этот период перед учеником раскрываются важные

материалистические идеи и его ум обогащается научными знаниями, он

сравнительно легко поддается влиянию религиозного мировоззрения, догм,

поучений. Никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала

уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в восьмом

классе). В глубоких, тревожных глазах парня я почувствовал какое-то горе.

"Что случилось, Костя?"-спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил:

"Как же это так? Через сто лет не будет никого - ни вас, ни меня, ни

товарищей... Ни Любы, ни Лиды... все умрем. Как же это так? Почему?.."

Потом, после долгих бесед наших о жизни и труде, о радости творчества и

следе, который оставляет человек на земле, Костя сказал мне: "Наверно,

счастливее те, которые верят в бога. Они верят в бессмертие. А нам без конца

говорят: человек состоит из таких-то химических веществ, нет никакого

бессмертия, человек смертей точно так же, как и лошадь... Разве так можно

говорить?" В тот миг я еще раз почувствовал всю глубину ответственности за

душу человека. Я почувствовал, что в объяснении важнейших вопросов, во всем,

что мы несем человеку о человеке, много примитивизма. Действительно, разве

можно видеть атеистическое воспитание только в том, что без конца твердить:

никакого бессмертия нет, все мы превратимся в прах, как и все другие живые

существа? А почему бы не призывать каждого воспитанника утверждать свою

личность в чем-то вечном, призывать обессмертить себя делом, которое жило бы

много веков? Почему бы не утверждать на этом основании, что в отличие от

лошади человек бессмертен, душа его бессмертна, но не в том понимании, как

это проповедуют церковники? Беседы с Костей твердо убедили меня, что именно

таким путем и нужно идти и не только в воспитании подростков. Нельзя

забывать, что у современного человека с каждым новым поколением все больше

развиваются тонкие нервные механизмы, что от чувствительности, тонкости,

бодрости мысли и сердца зависит его моральное, интеллектуальное,

эстетическое развитие. Развитие тонкости духовного мира человека - одна из

первоочередных задач воспитания; и чем лучше школа справляется с этой

задачей, тем больше волнуют воспитанников мысли о смысле жизни, об идеале,

бессмертии и смерти, нескончаемости вселенной и неисчерпаемости материи и т.

д. Быть чутким к духовному миру ребенка, подростка, юноши, девушки - это

одна из важнейших черт педагогической культуры учителя. Я больше всего

боялся, что не замечу, не сумею понять, почувствовать сердцем тот момент,

тот короткий период, когда в ребенке рождается подросток....Это было

прохладным апрельским вечером. Я пошел в школьный сад полюбоваться красным

небом на закате (завтра будет ветер) и первым цветом яблони. И вот на аллее

встретил Варю. Она шла задумчивая, какая-то сосредоточенная, прижав к груди

"Воскресение" Л. Толстого. Варю нельзя было представить без улыбки, без

радостной готовности поделиться всем, что есть у девочки на душе. Я ждал,

что она подойдет ко мне, защебечет, расскажет о какой-нибудь своей тайне. Но

случилось не так. Она еще крепче прижала к груди книгу, смутилась, сжалась.

Казалось, она боялась, что я увижу ее мысли. Я почувствовал, каким большим

внутренним усилием она погасила улыбку в своих глазах. Глаза Вари стали

глубже, задумчивей, печальнее. Ей не хотелось со мной говорить, девочке

хотелось побыть наедине. Сердце мое забилось радостно: как хорошо, Варя, что

я заметил ту минуту, когда ты уже не девочка, а девушка...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: