Половая зрелость девочек началась уже в четвертом классе. С 10 до 11
лет девочки так резко "подпрыгнули" в высоту, что все они стали какими-то
неузнаваемыми: длинные руки и ноги, длинная узкая грудь, черты лица
заострились,- все это напоминало, что начался таинственный процесс рождения
женщины. Словно зеркало внутренних процессов, которые начались под влиянием
полового созревания, были глаза девочек. Они стали пытливыми и
настороженными, тревожными и удивленными. Казалось, глаза девочек вопрошали:
"Что со мной творится?" С 10 лет у девочек началось развитие грудных желез,
а к концу двенадцатого года уже были девичьи груди. Это самый бурный,
важнейший и для них, и для воспитателя период становления женщины. Созревая
значительно раньше мальчиков, девочки ощущают, переживают словно
преждевременность своего становления как женщины. Взглянет юноша на
нескладную фигуру девочки, подумает с удивлением, что это рождается женщина,
а девочка уже чувствует, что подумал юноша, она словно съежится под его
|
|
взглядом, этот взгляд ее волнует, удивляет, вызывает какие-то неведомые
радостные мысли. Необходимо посоветовать родителям и воспитателям: берегите
девочек в этот период от нескромных, слишком любопытных, а иногда и
развращенных взглядов взрослых. Нескромный, "оценивающий" взгляд взрослого
девочка переживает как что-то странное, не совсем понятное, но в то же время
она догадывается (больше чувствуя, чем понимая), кого в ней видят и
разглядывают, и это сначала пробуждает в ней смятение, а потом - мысли о
взаимоотношении полов. От юноши и зрелого мужчины требуется моральная
воспитанность, чтобы "не замечать" изменений, которые совершаются в
организме девочки. Как можно меньше разговоров о любви, половой жизни и
взаимоотношениях полов, как можно меньше повышенного интереса к половому
созреванию девочки, как можно больше человечности, сердечности, отзывчивости
и чуткости во взаимоотношениях между членами коллектива - вот в чем
предпосылка правильного полового воспитания. В школе должен господствовать
культ матери - дух высокого, целомудренного отношения к женщине - источнику
человеческой жизни и красоты. Это облагораживает естественное половое
влечение, очищает душу человека от животного, грубо инстинктивного. Тот, кто
воспитан в духе целомудренного уважения, благоговения перед матерью, никогда
не взглянет на девочку и девушку похотливым взглядом, его глаза не заставят
юное существо съежиться, насторожиться или же, наоборот, ответить женским
кокетством. Воспитание в духе материнского культа потребует специального
|
|
рассмотрения в тесной связи со всем комплексом проблем, связанных с
формированием морального облика личности и коллектива. Половая зрелость у
мальчиков начинается года на два позже. Самая бурная деятельность гипофиза и
щитовидной железы, которые своими гормонами пробуждают деятельность половых
желез, приходится у мальчиков на тринадцатый и особенно на четырнадцатый
годы. То, что у большинства девочек уже завершается, у мальчиков только
начинается. Это усложняет воспитательную работу, хотя в то же время и
облегчает ее, потому что возбужденность, бурная реакция девочек на внешние
влияния, вызванная половым созреванием, смягчается, сглаживается тем
обстоятельством, что, ощущая необычность, глубокую интимность того, что
совершается с ними, девочки стараются скрыть в себе рождение и становление
женщины. Внутренняя возбужденность словно тормозится мыслью о вторичных
половых признаках, особенно о развитии грудных желез. Эти признаки
напоминают девочкам, что в них рождается будущая мать. Мысль об этом в
значительной мере уравновешивает противоречия отрочества. Целомудренность
отношений между мальчиками и девочками, а потом между юношами и девушками
зависит от того, насколько коллектив и каждая личность одухотворены чувством
уважения к матери. Человеческое материнство - это не только забота о
сохранении рода, это огромнейшее моральное богатство, создававшееся
тысячелетиями. Оно является могучей духовной силой, которая воспитывает в
мальчике мужа и отца, который уважает самого себя, дорожит собственным
человеческим достоинством лишь постольку, поскольку он уважает в девочке
будущую мать и дорожит ее достоинством, как честью семьи. Неодновременность
начала полового созревания девочек и мальчиков облегчает воспитательную
работу еще и тем, что девочки стыдятся мальчиков. В младшем классе летом
дети купались вместе: с удовольствием бегали по берегу пруда, строили из
влажного песка разные сооружения, плескались в воде. Но после окончания
третьего класса девочки стали стремиться к одиночеству. Мальчики не
понимали, почему девочки не хотят купаться вместе с ними. "Вы эгоистки",-
говорил Юрко. Девочки ничего не отвечали, только улыбались. Казалось, они
понимали то, чего еще не могут сообразить мальчики. Это пробуждение
материнской мудрости в девочках как раз и облегчает воспитание. Но много
обстоятельств и затрудняют его. Обо всех непонятных подростку явлениях,
связанных с половым созреванием, нужно говорить с мальчиками и девочками
отдельно. И этот глубоко интимный разговор (с мальчиками - разговор мужчины,
с девочками - женщины) должен не углублять интерес к половой зрелости, а,
наоборот, сглаживать, облагораживать его. Еще раз подчеркиваю: беседы о
половой зрелости не разжигают нездоровой пытливости лишь тогда, когда школа
одухотворена культом матери. Любая беседа о человеческой культуре должна
нести в себе моральный смысл. Это очень важно. Я говорил мальчикам и
девочкам: "Вы будущие отцы и матери. Через несколько лет у вас будут дети,
вы будете думать об их воспитании так, как сейчас о вас думают ваши отцы и
матери. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению
нового человека. Это не только биологический акт, а прежде всего великое
человеческое творчество. Только циник и негодяй может думать об этих
взаимоотношениях как о чем-то грязном". В эти годы я составил хрестоматию
"Материнская красота". Это рассказы и сказки о величии, благородстве,
красоте матери. Тут неумирающие страницы о матерях В. И. Ленина и Николая
Островского, Леси Украинки и Михаила Коцюбинского, Тараса Шевченко и Николая
|
|
Гоголя, Олега Кошевого и Зои Космодемьянской. Тут страницы о матерях тех
воинов, которые погибли в боях
за Родину. Тут героическая страница о трагической и героической судьбе
матери, которая в годы фашистской оккупации заставила своего сына-полицая
покончить жизнь самоубийством, чтобы не позорить честь рода. Страницу за
страницей раскрывал я перед умом и сердцем своих воспитанников эту
хрестоматию, добиваясь того, чтобы ярче разгорался огонек уважения к красоте
и величию матери. Я стремился к тому, чтобы каждый мой воспитанник вкладывал
как можно больше физических и духовных сил, творя радость и счастье, покой и
благополучие матери. Первое созревшее яблоко с дерева, посаженного в честь
матери еще в первый год школьной жизни,- матери и бабушке. Первую гроздь
винограда - матери и бабушке. Меньше шума о добрых поступках для людей и
больше заботы о родной матери - таков девиз нашей воспитательной работы. Вот
одна сказка из хрестоматии "Материнская красота, которую я рассказывал в
начальных классах:
Семь дочерей
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил
далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки
одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. - Я скучала по
тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь. - Я ждала тебя,
как сухая земля ждет каплю воды,- проговорила вторая. - Я плакала по тебе,
как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья. - Мне тяжело было
без тебя, как пчеле без цветка,- щебетала четвертая. - Ты снилась мне, как
розе снится капля росы,- промолвила пятая. - Я высматривала тебя, как
вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая. А седьмая дочка ничего
не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть
ноги.
Я добился того, что сызмала каждый мой воспитанник брал на себя часть
нелегкой, однообразной, надоедливой работы матери. Все это и является сутью
материнского культа. Большой моей заботой было утвердить чувство интимности
|
|
в отношении мальчиков и девочек ко всему, что связано с половой зрелостью: к
собственному телу, красоте, отдельным недостаткам. Почти все советы
подросткам касались не биологических, анатомо-физиологических явлений,
связанных непосредственно с функцией половых желез, а их влияния на организм
в целом, особенно на рост тела, на мозг и сердце, на центральную и
вегетативную нервную систему. Я убеждал подростков, что неприхотливость в
питании - очень важное условие правильного физического развития, гармонии
всех органов, красоты. Советовал, как приучиться быстро засыпать и
просыпаться. Мальчики и девочки привыкли вставать утром в один и тот же час.
Почти все рассказывали, что просыпаются за две-три минуты до того, как
зазвонит будильник. Кое-кто вставал и без будильника. Объясняя, почему в их
возрасте человек испытывает быструю
усталость, головокружение, сердцебиение, ослабление пульса, я убеждал
мальчиков и девочек, что все это временные явления, которых не избежать.
Давал советы, как предупредить переутомление, как щадить сердце и нервную
систему. Многое из того, что важно в сфере полового воспитания, меньше всего
следует связывать с советами, которые касаются непосредственно этой сферы.
Педагогическая мудрость полового воспитания состоит в том, чтобы как можно
меньше говорить о физиологическом во взаимоотношениях полов. Исключительно
важна тут гармония физического развития и духовной жизни. Безделье ведет к
духовному опустошению, а все грязное, низменное, отвратительное, что есть в
жизни нашего общества, заполняет эту пустоту, находя чуть приметные щели.
Такой щелью является прежде всего убогость духовных интересов коллектива и
личности, отсутствие или же крайняя бедность обмена интеллектуальными,
эстетическими, творческими богатствами между мальчиками и девочками в период
полового созревания. Если мальчик открывает в девочке только изменения в ее
внешности, если ему попадают на глаза только вторичные половые признаки -
это уже щель, через которую в пустую душу прорывается яд цинизма. Мальчик
должен видеть, чувствовать в девочке прежде всего ее ум, духовные
потребности и интересы, и самое главное - ее высокую требовательность к
человеку, чувство собственного достоинства, гордости, неприкосновенности. В
половом воспитании подростков мы обращаем особое внимание на работу с
девочками. Ее следовало бы назвать воспитанием материнской гордости. В
беседах, которые проводила с девочками, когда они вступали в период половой
зрелости, опытный педагог А. И. Сухомлинская, на первом плане была мысль: я,
девочка,- завтрашняя мать. Природой и обществом на меня возложена высокая
миссия - повторить в детях себя и того, кого я люблю, переложить в детей все
лучшее, созданное человечеством. Я должна быть мудрой, строгой и
осмотрительной. Я - женщина, мои отношения с мужчиной ведут к рождению
детей. Любовь - это великое, благородное чувство, но оно не должно затмевать
мысли о том, что мои отношения с мужчиной ведут к созданию семьи. Я должна
быть гордой, недоступной; я должна быть в сто раз мудрее мужчины - отца моих
детей, потому что в миссии продолжения рода человеческого, сохранения и
приумножения духовных богатств человечества природа возложила на меня
несравненно большую ответственность, чем на него. Конечная цель воспитания
материнской гордости: девочка, женщина должна быть в определенной степени
воспитателем юноши, мужчины, будущего отца. Она должна стать мудрой главою
семьи. Чувство материнской гордости утверждается в душе девочки лишь тогда,
когда в ней есть духовные богатства и для людской гордости. Чтобы быть
гордой, мудрой, недоступной, она должна иметь то, чем гордится человек:
собственное достоинство, сознание высокой цели жизни, творческие
способности, наклонности, призвание.
Все это создается в душе по крохотке. Если девочка приобретает все эти
богатства в годы, предшествующие становлению в ней женщины, и в годы
полового созревания, она становится могучей духовной силой, которая
облагораживает мужчину. Незадолго до окончания седьмого класса Варя
познакомилась с восемнадцатилетним юношей - молодым рабочим. Однажды она
сидела с ним в саду. Беседа как-то не вязалась, девочка увидела, что с
юношей не о чем говорить. Вдруг он обнял ее, стал целовать. Варя настолько
была ошеломлена неожиданностью всего этого, что в первую минуту растерялась
и сидела неподвижно. Юноша понял это как согласие на интимную, физическую
близость. Девочка ответила ему звонкой пощечиной. Потом Варя со слезами на
глазах рассказывала матери: "Я пыталась начать разговор о литературе,
музыке, но он или молчал, или говорил такое, что мне стыдно было. Стала
говорить о живописи, хотелось найти что-то интересное для него, но он
оказался таким невеждой, что мне стало смешно. Я подумала: юноши
интересуются техникой. Говорю про квантовые генераторы - у нас ребята только
об этом и говорят,- но не услышала от него ни слова... А потом - полез
целоваться... Когда я ударила его, сказал с насмешкой: "Делаешь вид, что
недоступная? Все вы такие... Думаешь, я поверю, что ты пришла для умных
разговоров про стихи и другие штучки?.." А до тех пор нравился мне, казался
скромным. Его молчаливость казалась мне застенчивостью. А он просто не
вежда. Теперь я не могу без отвращения думать о нем. Красивый и дурак..."
Для меня было радостью, что Варя с честью выдержала такое испытание. В этом
драгоценном человеческом качестве, которое я называю женской, материнской
гордостью, большая роль принадлежит чувству красоты. Каждый раз, когда,
столкнувшись с грубым инстинктом, с пошлостью и цинизмом, мои девочки
проявляли светлую материнскую гордость, я все больше убеждался: если красота
- красота человеческой души, красота благородства, преданности великим
идеалам, если красота человеческой верности, по художественному определению
Олеся Гончара, стала человеческим богатством личности, это богатство делает
девушку морально стойкой, мудрой, дальновидной.