Духовная культура, нравственность и атеизм

Чем больше человек узнает об окружающем мире, тем больше он должен

знать о человеке. Пренебрежение к этому очень важному правилу нарушает

гармонию между знаниями и нравственностью. Это явление я бы назвал моральным

невежеством. Оно состоит в том, что человек, владея значительными знаниями

об окружающем мире, не знает сути человеческого ни в историческом, ни в

общественно-политическом, ни в духовно-психологическом, ни в эстетическом

аспектах. Без знания, без мысли о том, что возвышает человека над миром

живого, не развивается эмоциональная сфера; это ведет к примитивности

чувств. Нашу общественность беспокоит существование образованных

бездельников. Мы удивляемся: как же это так получается: человек имеет

среднее образование-и вдруг становится правонарушителем или даже

преступником? Часто эти случаи объясняют тем, что человек оторван от труда;

праздность- мать всех пороков и т. д. Но вот я взял 100 дел осужденных за

особо тяжкие преступления, совершенные лицами в возрасте от 16 до 26 лет, и

оказалось: 88 из них-молодые рабочие и колхозники буквально от станка.

Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями,

которые являются основой моральной культуры. Я раскрывал перед подростками

картину становления человека, убеждал, что человек в социалистическом

обществе-высшая ценность и на него возложена величайшая ответственность за

все, что происходит. Раз в две недели одну из воспитательных бесед я

посвящал человеку. Я рассказывал подросткам о тяжелой, полной невзгод жизни

первобытного человека, который не понимал сил и явлений природы. Большой

интерес у подростков вызывала характеристика того, как говорил Г. В.

Плеханов, "царства физической необходимости", в котором постепенно

обогащался человеческий ум. Отдельный беседы были посвящены труду, без

понимания роли которого невозможно уважение к человеку и самоуважение.

Понимание человеческого как творческого труда должно пронизывать все

обучение. Эта сфера человеческого - первоисточник культуры, моральной,

основа духовной культуры. Я рассказывал подросткам, как человек, создавая

орудия и средства труда, постепенно возвышал себя, завоевывал самого себя,

становился не только разумным существом, осознающим свое бытие, но и

личностью. Понимание той истины, что в становлении личности решающее

значение имеет труд, рождает и укрепляет в подростке чувство собственного

достоинства. Моих воспитанников заинтересовала, взволновала картина

отчуждения человека, по словам Маркса и Энгельса, господство стихийных

общественных сил над человеком. Много тысячелетий, пока существовали и

существуют еще и теперь в мире эксплуататорские общества, человек труда был

и есть существо, которое "утратило самое себя". Без ясного представления и

эмоциональной оценки "человека, который утратил самого себя", невозможно

понимание высшей в мире гуманности, которую принес Великий Октябрь.

Несколько воспитательных бесед было посвящено раскрытию той истины научного

коммунизма, что полный расцвет человеческих сил является самоцелью и

настоящим царством свободы. Мне казалось очень важным, чтобы понимание

человека как высшей ценности было основой духовной и моральной культуры.

Особое место в моих рассказах занимали элементарные сведения из истории

религии как одной из форм общественного сознания. Подростки должны понять

религию как отражение окружающего мира в сложной, противоречивой духовной

жизни человека. Без понимания религии невозможен настоящий атеизм. А без

атеизма невозможна коммунистическая идейность, убежденность в справедливости

благороднейших идеалов человечества. Понять религию нельзя, не осмыслив

сложного исторического пути развития человека. Я рассказывал о трудовой

жизни первобытного человека. Необходимы были тысячелетия, пока у него

возникло "антропоморфное мышление", когда "мерой всех вещей" стал он сам.

Наделяя человеческими чертами живую и мертвую природу, отношения в семье,

роду, племени, свои страсти и слабости, человек сотворил множество богов.

Когда вместо Многих потерявших силу и власть вождей племен носителями

политической власти стали цари, которых было немного, человек сотворил

богов-самодержцев.

Преподавая историю духовной жизни человека в период возникновения

христианства, я раскрывал суть этой качественно новой религии не только как

новое духовное угнетение, но и как смелый протест человека-бунтаря.

Христианство-сложное историческое явление духовной жизни человека. В образе

вездесущего и всемогущего Христа раб жаждал найти какую-то, хотя бы и

призрачную, надежду на освобождение. Но освобождение в этом мире, в реальной

жизни не только было невозможно, но и немыслимо. Апокалиптические образы

огня и ада, образ рая - это порожденное тяжкими страданиями представление

раба о правде. В мире же социального зла, жестокой эксплуатации служители

церкви превратили это представление в ложь, в обман. Христос - царь небесный

- стал таким же душителем свободы и мысли, как и земные цари.

Четырнадцати-пятнадцатилетние подростки, которые пытливо ищут ответ на

мировоззренческие вопросы, должны осмыслить христианство как бунтарские

устремления человека. Подростку нужно много сказать, чтобы доказать, что

религия - порабощение человеческого духа. Она поработила человека потому,

что человек не знал истинного пути к свободе: духовная свобода, счастье

невозможны без ликвидации частной собственности и эксплуатации. Бог угнетает

человека до тех пор, пока люди угнетают друг друга. Это человеческое

угнетение не ограничивается сферой экономических отношений. Оно проникает в

быт, в повседневные взаимоотношения - в частности, во взаимоотношения между

мужем и женой. Я твердо убежден, что первая мысль о божестве возникла в

сознании женщины. Ведь она "стала рабой раньше, чем появился раб" (А.

Бебель) 12. Осмысливая историческую сложность противоречивого и

многотрудного человеческого духа, мои воспитанники переживали гордость за

человека и понимали детство человеческого мышления. Религия - этап

социальной и духовной жизни. Но точно так же, как в общественной жизни

человек неминуемо стал на путь освобождения от эксплуатации, так и в

духовной жизни он неизбежно освободится от веры в несуществующего бога.

Отрицание бога - настоящее возвышение, возвеличивание человека. В этой

истине кроется суть атеистических убеждений, непримиримость к религии как

средству духовного угнетения человека в наши дни. Я старался, чтобы к

отрицанию бога мои воспитанники пришли, поняв религию. Воспитывать атеистов

невозможно без глубокого проникновения в духовный мир того, кого

воспитываешь,- без настоящего человекознания. Чтобы стать настоящим

атеистом, герольдом Нового Света, нужно пройти самому через всю историю.

Было бы педагогическим бескультурьем представлять себе воспитание

нравственности так: учитель вещает, словно оракул, а ученики складывают

порции знаний в свои головы, "усваивают". Нет, надо, чтобы вместе со мною

мои воспитанники прошли всю историю и прежде всего через историю

человеческого духа. Чтобы вместе со мной они пришли на берега Нила к

строителям древних пирамид, к людям, которые поклонялись солнцу, создали

поэтическую легенду о солнцеликом Ра. Чтобы мы вошли в театры Древнего Рима,

вместе с первыми христианами вслушались в гневные слова против насилия и

угнетения. Чтобы мы вышли на площадки древних ассирийских и вавилонских

обсерваторий, вместе с первыми учеными-жрецами взглянули на звезды и

задумались над сущностью мира. Чтобы мы ощутили на себе одежду смертника -

великого мученика науки Джордано Бруно, сожженного во имя бога... Только

таким вхождением в историю человек поймет, что такое религия и что такое

настоящее свободомыслие. Я постепенно подводил своих воспитанников к выводу,

что религиозные догмы, мировоззрение и моральные поучения неминуемо вступали

в противоречие с наукой. Наука и религия-несовместимы и непримиримы. В этом

подростков убеждали прежде всего факты, которые свидетельствовали, что много

честных священнослужителей или теоретиков церкви сделали выдающиеся научные

открытия. С большим интересом подростки слушали рассказы об

ассиро-вавилонских и египетских жрецах - первых астрономах и создателях

календаря. Я рассказал также о том, что католический священник Николай

Коперник доказал несостоятельность геоцентрической системы Птолемея, создав

новую картину вселенной; иезуит Секки стал отцом астрофизики; чешский пастор

Ян Амос Коменский - признанный всем миром отец современной педагогики;

монаха-доминиканца Джордано Бруно сожгли за создание учения о безграничности

миров; монах-доминиканец Томмазо Кампанелла, томившийся тридцать лет в

застенках и темницах инквизиции, написал поразительную книгу "Город Солнца",

которая стала предвестницей научного социализма; убежденный католик Томас

Mop - творец гениальной "Утопии", которая дала название целому направлению в

философии, приблизила человечество к идеалам социализма; французский

священник Жан Мелье, настоятель маленького сельского прихода, оставил после

смерти знаменитое "Завещание", которое волнует человечество и сегодня;

мятежный священник Томас Мюнцер поднял крестьянские "Евангельские полки" на

борьбу с феодальными князьями и епископами; чешский монах Грегор Мендель

своими опытами положил начало новой науке - генетике. Если правильно подать

суть этих фактов, то они ярко раскрывают мятежный дух человеческой мысли,

вселяют в сердце подростков уверенность в том, что нет такой

мировоззренческой истины, под которой могли бы подписаться и наука, и

религия. Для моих воспитанников Джордано Бруно и Николай Коперник, Томмазо

Кампанелла и Жан Мелье, Томас Мюнцер и Грегор Мендель стали не служителями

религиозного культа, которые случайно начали заниматься научными и

общественными проблемами, а мятежниками человеческого духа, борцами против

религии. Рассказывая о тернистом пути борьбы за настоящую свободу духа, я

пробуждал в юных сердцах восхищение борцами за торжество человеческого

свободомыслия - образами великих ученых-гуманистов, социалистов,

коммунистов.

Без знания исторического пути борьбы за свободомыслие невозможно

настоящее духовное богатство современного человека. Я стремился, чтобы мои

воспитанники осмыслили и пережили истину: да, человеческий дух бессмертен!

Человек бессмертен. Он не безвестная пылинка в вихре времени, а творец.

Бессмертно духовное богатство человечества, бессмертны прогрессивные идеи,

завоевания, добытые человеком в его многовековой борьбе за освобождение.

Через все мои рассказы и беседы о человеке проходила идея моральных

ценностей, созданных человечеством на протяжении многих столетий его

существования. Понимание сути моральных ценностей очень важный элемент

духовной и моральной культуры человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: