Эмоциональная восприимчивость мировоззренческих и моральных идей

ПРИНЦИПОВ, ИСТИН

Рассказывая о своем тяжелом детстве, о тяжелой руке деда Каширина, М.

Горький писал: "С той поры во мне появилось неспокойное внимание к людям, и,

словно мне содрали кожу с сердца, оно стало нестерпимо чувствительным ко

всякой обиде и боли своей и чужой"20. Выработать беспокойное внимание,

нестерпимую чуткость к человеку - одна из важнейших задач школы. Это большое

счастье, что в жестокое время и в жестокой обстановке сердце, с которого

"содрали кожу", стало эмоционально восприимчивым. В подавляющем большинстве

случаев бывает иначе: обида и жестокость огрубляют сердце, делают его

жестоким. Однако воспитание эмоциональной восприимчивости состоит вовсе не в

том, чтобы человек прошел через горнило обид и унижений. Важнейшим средством

воспитания эмоциональной восприимчивости, которая играет исключительную роль

в становлении всех человеческих качеств, является единство слова воспитателя

и деятельности воспитанника. Эмоциональная чуткость к мировоззренческим

истинам, идеям, принципам, закономерностям - это, образно говоря, тот

огонек, от которого вспыхивает порох убежденности, принципиальности,

верности человека своим убеждениям. Человек дорожит священным и

непоколебимым только тогда, когда он пережил, перестрадал, ощутил глубину

идей, принципов, истин. Коммунистическая убежденность формируется благодаря

единству логического познания мировоззренческих идей и эмоционального

познания: осмысливая сущность мировоззренческих истин и идей, воспитанники

переживают восхищение, удивление, гордость за величие, мудрость, красоту

человека. Это достигается не какими-то специфическими приемами, не громкими

фразами или искусственным пафосом, а глубиной материалистического толкования

истин, идей, принципов - такого объяснения, при котором подчеркивается

могущество разума человека, его творчества, идейной непримиримости к злу,

тьме. Эмоциональное познание не требует от подростка каких-то специальных

средств выражения чувств. Оно должно отражаться в глубине души - в этом как

раз и состоит его сила. Восприимчивость к мировоззренческим идеям, истинам,

принципам через переживание их величия, мудрости и красоты только

начинается. В отрочестве роль активного выражения взглядов, убеждений в

духовной жизни человека особенно велика. Для полноты духовной жизни, для

жизнерадостного мировосприятия, оптимистического видения мира и становления

уверенности в своих силах важно, чтобы подросток чувствовал словно бы

столкновение своих взглядов и убеждений с чем-то противодействующим. Это

противодействие является как бы горючим для новой эмоциональной вспышки, для

ярчайшей личной оценки правды, справедливости, величия, красоты

мировоззренческой истины. Мы всегда заботились о мировоззренческом характере

труда подростков, стремились к тому, чтобы труд для подростка был не только

обязанностью, но и формой, средством выражения взглядов, отношения к истине.

Противодействием являются трудности, преграды, которые нужно преодолеть,

чтобы выразить самого себя. Подросток, например, знает, что мертвую глину

можно за год превратить в живую, плодоносящую почву,- для этого нужно

создавать среду, которая способствует жизнедеятельности полезных

микроорганизмов. Выполняя эту работу, он не просто убеждается в истинности

научных знаний - он утверждается в своем чувстве гордости за науку, познания

человека, за самого себя. Это и есть та духовная борьба, в которой

закаляются моральные силы человека. Настоящее моральное воспитание

невозможно без воспитания эмоционального. Моральная и политическая идеи

обобщают тысячи и тысячи явлений, событий, человеческих страстей. По своей

природе моральная и политическая идеи имеют могучий эмоциональный корень,

который при надлежащем воспитании дает живую ветвь человеческих поступков,

забот, тревог. Но этот корень требует определенной среды. Чтобы он ожил и

дал росток, идею нужно пережить, почувствовать, а это значит - соотнести с

собой. Глубоко личное, эмоциональное отношение к идее у подростка рождается,

крепнет, развивается лишь при том условии, если в его жизни есть личное

отношение к человеку: чтобы понять нравственность, нужно полюбить человека и

вместе с тем нужно уметь ненавидеть все, что унижает человека. Эмоциональная

восприимчивость к моральным истинам, идеям, принципам становится реальностью

тогда, когда подросток, познавая мир, входит в него как активное,

действенное начало. Познавать окружающий мир умом и сердцем - это значит

постичь моральные истины, идеи, принципы в их реальном, конкретном

выражении: в отношениях с живыми людьми, в пристрастиях, поступках,

столкновении взглядов и судеб. Становление морального облика в годы

отрочества определяется главным образом идеей: нравственным является все,

что помогает борьбе за коммунизм. Доносить до сердца эту великую

нравственную и вместе с тем политическую идею - значит вводить подростка в

мир гражданской жизни, давать ему гражданскую радость служения Отчизне,

обществу. Мы всегда усматривали высокую воспитательную миссию школы в том,

чтобы ведущими, самыми сильными в духовной жизни подростков были гражданские

чувства: радость, гордость и ответственность. Эти чувства гармонично

сливаются, подросток видит в своей деятельности гражданскую

целенаправленность. Большое внимание уделяли мы также познанию идей: делай

добро людям, понимай и ощущай радости и горе человека, который живет рядом с

тобой, вкладывай в него частицу своей души, будь непримирим к равнодушию,

ненавидь унижение человеческого достоинства - и ты будешь настоящим

человеком. Воспитывать эмоциональную восприимчивость к этой идее - это не

значит без конца повторять ее с целью закрепить в сознании, памяти. Человек

даже может не знать этой идеи как логического суждения, но если он делает

добро другим людям и переживает при этом благородные чувства, то постигнет

моральную идею и умом и сердцем. Для подростка характерна одна очень важная

особенность: чем ближе он принимает к сердцу все, что совершается вокруг,

тем больше у него интерес к явлениям окружающего мира, тем тоньше

чувствительность, восприимчивость его души к слову воспитателя, к моральному

поучению, к словесному выражению моральной идеи. Восприятие окружающего мира

умом и сердцем - важнейшая предпосылка становления моральной культуры.

Моральное равнодушие имеет своим корнем эмоциональное равнодушие.

Воспитывать чувства -- это не значит говорить о чувствах или учить

переживать. К. С. Станиславский не раз говорил, что "чувства наказывать

нельзя". Если искусственность, нарочитость в воспитании вообще недопустимы,

то в воспитании эмоциональной куль туры они особенно вредны. Вера педагога в

действенность и воспитательную силу схемы: пойми то, что я тебе говорю,

почувствуй то, что я хочу утвердить в твоей душе, и ты будешь хорошим

человеком,- ведет к тому, что высокие слова в сознании подростка могут

превратиться в разменную монету, обесценятся. К чувству нужно подвести,

необходимое для становления моральной и эмоциональной культуры чувство нужно

вызвать, пробудить, а для этого необходимы эмоциональные ситуации.

Использование безграничного богатства жизненных ситуаций в отношениях между

людьми, умышленное создание ситуаций для воспитания эмоциональной культуры -

это сфера наитончайшего педагогического мастерства, суть педагогической

культуры. Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально-эстетическим

видением окружающего мира. Как много из того, что происходит рядом с детьми,

подростками, юношами и девушками, безвозвратно теряется для морального и

эмоционального воспитания, и при чиной этих утрат является то, что педагог

не вырабатывает, не развивает в себе эмоционально-эстетическое видение мира.

Это не какое-то врожденное духовное качество. Оно только приобретается.

постигается, вырабатывается, совершенствуется, умудряется жизнью. Если

говорить о педагогическом опыте, о годах труда как его источнике, то в это

понятие я включил бы прежде всего тонкость эмоционально-эстетического

видения мира, и прежде всего чело века. Педагог становится наставником детей

и юношества постольку, поскольку он тонко и чутко познает мир умом и

сердцем. В воспитании подростков это качество приобретает особый смысл. Пе

ред подростком неудержимо расширяется горизонт, его ум приобретает

способность к познанию, логическому анализу обобщающих истин; человек в этом

возрасте видит то, что далеко от него, и часто не замечает того, что близко.

Развивая и углубляя то, что требует природа отрочества и общественное

положение подростка, воспитатель должен в то же время развивать в нем

способность видеть умом и сердцем вещи и явления буквально в двух шагах от

себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: