ПРИНЦИПОВ, ИСТИН
Рассказывая о своем тяжелом детстве, о тяжелой руке деда Каширина, М.
Горький писал: "С той поры во мне появилось неспокойное внимание к людям, и,
словно мне содрали кожу с сердца, оно стало нестерпимо чувствительным ко
всякой обиде и боли своей и чужой"20. Выработать беспокойное внимание,
нестерпимую чуткость к человеку - одна из важнейших задач школы. Это большое
счастье, что в жестокое время и в жестокой обстановке сердце, с которого
"содрали кожу", стало эмоционально восприимчивым. В подавляющем большинстве
случаев бывает иначе: обида и жестокость огрубляют сердце, делают его
жестоким. Однако воспитание эмоциональной восприимчивости состоит вовсе не в
том, чтобы человек прошел через горнило обид и унижений. Важнейшим средством
воспитания эмоциональной восприимчивости, которая играет исключительную роль
в становлении всех человеческих качеств, является единство слова воспитателя
и деятельности воспитанника. Эмоциональная чуткость к мировоззренческим
истинам, идеям, принципам, закономерностям - это, образно говоря, тот
огонек, от которого вспыхивает порох убежденности, принципиальности,
верности человека своим убеждениям. Человек дорожит священным и
непоколебимым только тогда, когда он пережил, перестрадал, ощутил глубину
идей, принципов, истин. Коммунистическая убежденность формируется благодаря
единству логического познания мировоззренческих идей и эмоционального
познания: осмысливая сущность мировоззренческих истин и идей, воспитанники
переживают восхищение, удивление, гордость за величие, мудрость, красоту
человека. Это достигается не какими-то специфическими приемами, не громкими
фразами или искусственным пафосом, а глубиной материалистического толкования
истин, идей, принципов - такого объяснения, при котором подчеркивается
могущество разума человека, его творчества, идейной непримиримости к злу,
тьме. Эмоциональное познание не требует от подростка каких-то специальных
средств выражения чувств. Оно должно отражаться в глубине души - в этом как
раз и состоит его сила. Восприимчивость к мировоззренческим идеям, истинам,
принципам через переживание их величия, мудрости и красоты только
начинается. В отрочестве роль активного выражения взглядов, убеждений в
духовной жизни человека особенно велика. Для полноты духовной жизни, для
жизнерадостного мировосприятия, оптимистического видения мира и становления
уверенности в своих силах важно, чтобы подросток чувствовал словно бы
столкновение своих взглядов и убеждений с чем-то противодействующим. Это
противодействие является как бы горючим для новой эмоциональной вспышки, для
ярчайшей личной оценки правды, справедливости, величия, красоты
мировоззренческой истины. Мы всегда заботились о мировоззренческом характере
труда подростков, стремились к тому, чтобы труд для подростка был не только
обязанностью, но и формой, средством выражения взглядов, отношения к истине.
Противодействием являются трудности, преграды, которые нужно преодолеть,
чтобы выразить самого себя. Подросток, например, знает, что мертвую глину
можно за год превратить в живую, плодоносящую почву,- для этого нужно
создавать среду, которая способствует жизнедеятельности полезных
микроорганизмов. Выполняя эту работу, он не просто убеждается в истинности
научных знаний - он утверждается в своем чувстве гордости за науку, познания
человека, за самого себя. Это и есть та духовная борьба, в которой
закаляются моральные силы человека. Настоящее моральное воспитание
невозможно без воспитания эмоционального. Моральная и политическая идеи
обобщают тысячи и тысячи явлений, событий, человеческих страстей. По своей
природе моральная и политическая идеи имеют могучий эмоциональный корень,
который при надлежащем воспитании дает живую ветвь человеческих поступков,
забот, тревог. Но этот корень требует определенной среды. Чтобы он ожил и
дал росток, идею нужно пережить, почувствовать, а это значит - соотнести с
собой. Глубоко личное, эмоциональное отношение к идее у подростка рождается,
крепнет, развивается лишь при том условии, если в его жизни есть личное
отношение к человеку: чтобы понять нравственность, нужно полюбить человека и
вместе с тем нужно уметь ненавидеть все, что унижает человека. Эмоциональная
восприимчивость к моральным истинам, идеям, принципам становится реальностью
тогда, когда подросток, познавая мир, входит в него как активное,
действенное начало. Познавать окружающий мир умом и сердцем - это значит
постичь моральные истины, идеи, принципы в их реальном, конкретном
выражении: в отношениях с живыми людьми, в пристрастиях, поступках,
столкновении взглядов и судеб. Становление морального облика в годы
отрочества определяется главным образом идеей: нравственным является все,
что помогает борьбе за коммунизм. Доносить до сердца эту великую
нравственную и вместе с тем политическую идею - значит вводить подростка в
мир гражданской жизни, давать ему гражданскую радость служения Отчизне,
обществу. Мы всегда усматривали высокую воспитательную миссию школы в том,
чтобы ведущими, самыми сильными в духовной жизни подростков были гражданские
чувства: радость, гордость и ответственность. Эти чувства гармонично
сливаются, подросток видит в своей деятельности гражданскую
целенаправленность. Большое внимание уделяли мы также познанию идей: делай
добро людям, понимай и ощущай радости и горе человека, который живет рядом с
тобой, вкладывай в него частицу своей души, будь непримирим к равнодушию,
ненавидь унижение человеческого достоинства - и ты будешь настоящим
человеком. Воспитывать эмоциональную восприимчивость к этой идее - это не
значит без конца повторять ее с целью закрепить в сознании, памяти. Человек
даже может не знать этой идеи как логического суждения, но если он делает
добро другим людям и переживает при этом благородные чувства, то постигнет
моральную идею и умом и сердцем. Для подростка характерна одна очень важная
особенность: чем ближе он принимает к сердцу все, что совершается вокруг,
тем больше у него интерес к явлениям окружающего мира, тем тоньше
чувствительность, восприимчивость его души к слову воспитателя, к моральному
поучению, к словесному выражению моральной идеи. Восприятие окружающего мира
умом и сердцем - важнейшая предпосылка становления моральной культуры.
Моральное равнодушие имеет своим корнем эмоциональное равнодушие.
Воспитывать чувства -- это не значит говорить о чувствах или учить
переживать. К. С. Станиславский не раз говорил, что "чувства наказывать
нельзя". Если искусственность, нарочитость в воспитании вообще недопустимы,
то в воспитании эмоциональной куль туры они особенно вредны. Вера педагога в
действенность и воспитательную силу схемы: пойми то, что я тебе говорю,
почувствуй то, что я хочу утвердить в твоей душе, и ты будешь хорошим
человеком,- ведет к тому, что высокие слова в сознании подростка могут
превратиться в разменную монету, обесценятся. К чувству нужно подвести,
необходимое для становления моральной и эмоциональной культуры чувство нужно
вызвать, пробудить, а для этого необходимы эмоциональные ситуации.
Использование безграничного богатства жизненных ситуаций в отношениях между
людьми, умышленное создание ситуаций для воспитания эмоциональной культуры -
это сфера наитончайшего педагогического мастерства, суть педагогической
культуры. Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально-эстетическим
видением окружающего мира. Как много из того, что происходит рядом с детьми,
подростками, юношами и девушками, безвозвратно теряется для морального и
эмоционального воспитания, и при чиной этих утрат является то, что педагог
не вырабатывает, не развивает в себе эмоционально-эстетическое видение мира.
Это не какое-то врожденное духовное качество. Оно только приобретается.
постигается, вырабатывается, совершенствуется, умудряется жизнью. Если
говорить о педагогическом опыте, о годах труда как его источнике, то в это
понятие я включил бы прежде всего тонкость эмоционально-эстетического
видения мира, и прежде всего чело века. Педагог становится наставником детей
и юношества постольку, поскольку он тонко и чутко познает мир умом и
сердцем. В воспитании подростков это качество приобретает особый смысл. Пе
ред подростком неудержимо расширяется горизонт, его ум приобретает
способность к познанию, логическому анализу обобщающих истин; человек в этом
возрасте видит то, что далеко от него, и часто не замечает того, что близко.
Развивая и углубляя то, что требует природа отрочества и общественное
положение подростка, воспитатель должен в то же время развивать в нем
способность видеть умом и сердцем вещи и явления буквально в двух шагах от
себя.