Эмоциональные стимулы в духовной жизни подростка

Все годы работы в школе меня волновала проблема взаимосвязи и

зависимости между эмоциональным состоянием, с одной стороны, и идейным,

моральным, умственным развитием, формированием убеждений, с другой стороны.

Длительные наблюдения над духовной жизнью, трудом, обучением одних и тех же

школьников, непосредственное участие в духовной жизни и труде коллективов,

многолетняя дружба с отдельными воспитанниками - все это дает возможность

сделать вывод, касающийся гармонии всех сфер жизнедеятельности личности.

Эмоциональное состояние является, образно говоря, дирижером, от взмаха

чудесной палочки которого разрозненные звуки превращаются в стройное

звучание прекрасной мелодии. Если в детские годы чувства быстро захватывают

духовный мир человека и так же быстро сменяются, то в годы отрочества

преобладает эмоциональная стойкость состояния. Делается тонкой, обостренной

чувствительной связь между разумом и чувствами, чувствами и моральным

сознанием, эмоциональным отношением к окружающему миру и действительностью.

Содержание, характер, направленность мышления подростка глубоко отражаются

на его эмоциональном состоянии, порождая не только интеллектуальные чувства,

но и накладывая отпечаток на нею духовную жизнь, создавая то, что я назвал

бы чувством полноты духовной жизни. Задача учителя состоит в том, чтобы

умственный труд (а он является определяющим D жизни подростка) был

деятельностью, проявлением активных сил души, самоутверждением и

самопознанием человека. Настоящее мастерство учителя-воспитателя

раскрывается в том, что под его руководством в процессе обучения подросток

выражает себя. Определяющим эмоциональное состояние является отношение к

самому себе, видение самого себя в сложном, многогранном окружающем мире.

Выражение себя - очень сложная и нелегкая сфера воспитания и самовоспитания.

Она не может ограничиваться только уроками. Обучение, приобретение знаний -

это многогранная умственная, трудовая общественно полезная деятельность. Мы

стремились, чтобы она десятками, сотнями нитей была связана со сложной и

разнообразной интеллектуальной жизнью подростка, с его трудовым и идейным

самоутверждением. Чем больше подросток углубляется в мир знаний и труда, тем

больше он ощущает себя человеком, творческой личностью. Мы заботились о том,

чтобы приобретение знаний связывалось с творческим их применением, чтобы

знания не оставались мертвым грузом. Особенно целесообразно было осуществить

это воспитательное задание по отношению к тем подросткам, которым знания

доставались нелегко. Старательность и трудолюбие Петрика, Нины, Славка

держались на тоненькой ниточке эмоционального стимула; как только перервется

эта ниточка - ничего не останется, учеба их превратится в тяжелую,

непосильную повинность. Как важно, чтобы эта ниточка делалась крепкой и

надежной, чтобы человеку не грозило разочарование! Мы пришли к выводу:

подросток, каким бы посредственным ни был общий уровень его способностей, в

чем-то одном должен достигать, переживать значительный успех, чувствовать

себя в чем-то настоящим творцом, властителем знаний. Это как раз и является

прочным основанием того, что связывает человека со школой, с миром

интеллектуальной жизни, с человеческой культурой вообще. Славко с большими

трудностями разбирался в закономерностях исторической науки. Ему было трудно

понять обобщающую истину. И в математике мальчику трудно было "поймать"

переход от реальных вещей и фактов к абстрактной закономерности:

алгебраическая формула или теорема были для него тайной за семью печатями.

Нужно было найти в умственном труде, в интеллектуальной жизни ту сферу, в

которой бы подросток ощутил себя настоящим творцом. Мы нашли две сферы.

Первое - это чтение научно-популярной литературы о странах и народах мира.

Славко увлекся такими книгами; постепенно у него собралась библиотека, он

стал в коллективе знатоком географии и этнографии. Часами он мог

рассказывать товарищам о народах Индонезии, островах Индийского океана,

Африки, об их культуре, быте, традициях. Второе - это изготовление моделей

геометрических фигур. Учитель учил Славка передавать объемные и

пространственные представления, связанные с теоремами, в моделях,

изготовленных из пластмассы, стекла. Увлекшись этой работой, подросток стал

понимать сущность абстрактных истин. Упорным трудом, изучением учебников он

добился того, что геометрия стала его любимым предметом. С каждым годом

крепла нить, которая связывала Славка с интеллектуальным трудом, со школой.

Он ощущал свою полноценность, не терялся перед трудностями. Петрик с

огромными трудностями осмысливал грамматические правила, допускал грубые

ошибки. Сочинения по литературе долгое время казались ему чем-то

непостижимым. Много раз мы ходили с ним в поле, к пруду, в лес и

всматривались в цвета и оттенки, вслушивались в звучание музыки природы.

Постепенно мальчику стали открываться тонкости слова. Для меня было большой

радостью, что в глазах мальчика исчезло выражение равнодушия. Пробудился

интерес к творчеству. Я читал сочинения-миниатюры, сложенные тут же, среди

природы; мальчик зажигался желанием сказать и свое слово о картинах и

явлениях, которые вдохновляли меня; мое вдохновение передавалось ему.

Отражение знаний в эмоциях - важное условие перехода знаний в убеждения,

условие становления убежденности и мировоззрения. Эмоциональное состояние

имеет огромную возвратную силу влияния на ум, на всю интеллектуальную жизнь

подростка. В годы отрочества ум особенно чувствителен к эмоциональному

состоянию. Тысячи фактов убедили меня в том, что жизнерадостное

мировосприятие, чувство власти над вещами, явлениями и истинами, уверенность

в своих силах пробуждают новые родники памяти, мысли, сообразительности.

Полнота духовной жизни - понятие широкое и многогранное. Благотворным, но, к

сожалению, еще малоизученным источником полноты духовной жизни подростка

является творческий труд, в котором органически сливаются мастерство рук и

знания. В понятие ^деятельность" мы вкладываем как раз то слияние творчества

ума и руки, в котором рождается полнота духовной жизни. Мы добивались, чтобы

у каждого подростка была своя любимая, интересная, волнующая работа; чтобы

чувство, рождающееся в этой работе, переносилось на обучение, на моральные

отношения в коллективе. Условием этого переноса не обязательно должна быть

непосредственная связь работы с теоретическим материалом, который сейчас

изучается на уроках. Работа обогащает интеллектуальную жизнь и усиливает

интерес к учебе независимо от того, как она связана с программой, с

процессом обучения. Наоборот, очень важно, чтобы творческая работа рук

способствовала расширению сферы познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: