Ценовой и стоимостный анализ

В наши дни формируется новая профессия - специалисты в области ценового и стоимостного анализа. Чтобы выполнять эту работу как следует, необходимо обладать целым рядом качеств — дис­циплинированностью, воображением, владением современными статистическими методами и, на­конец, здравым смыслом. Это слишком сложная тема, раскрыть ее в двух словах невозможно. Поэ­тому я только прокомментирую ее коротко и пред­ложу несколько рекомендаций, опираясь на свой личный опыт в области менеджмента и определе­ния цен с учетом интересов как покупающей, так и продающей стороны.

Кажется, что назначить цену за обыкновенный матрац очень просто, но это неверно. По мере того как вы вникаете в сущность проблемы и узнаете о различиях в использованных материалах, о струк­туре, ценах и гарантиях качества товаров, пробле­ма усложняется. В свое время мы с женой выбрали себе самый дорогой матрац с безусловной гаран­тией на двадцать лет. Уже после того как мы купи­ли его, мы сообразили, что не подумали об одном немаловажном факторе: мы забыли, что, так как нам уже больше пятидесяти лет, следовало бы учесть фактор предполагаемой продолжительности жизни. В промышленности у покупателей возни­кают сложности при сравнении цен, даже если они покупают то же самое изделие. Покупка двадцати экземпляров в марте сильно отличается от покуп­ки двухсот экземпляров в декабре. Не говоря о том, что приходится учитывать возможные изме­нения в технологиях, конкуренцию и колебания уровня цен, как правило, какие-то дополнитель­ные факторы усложняют анализ.

Стоимостный анализ еще сложнее ценового анализа. Я уверен, что в бизнесе почти невозмож­но встретить людей, которые ни разу не приходили в отчаяние от того, что не могли ответить на во­прос: «Какова же реальная стоимость этого изде­лия?» Бухгалтеры всегда могут представить вам точные данные, а менеджеры всегда могут дока­зать, что эти данные неверны. Бухгалтерские отче­ты не раскрывают картину полностью, даже если изделие производилось в достаточно больших ко­личествах. Когда речь идет о новом или еще неиз­вестном изделии, вопрос определения стоимости приобретает особенно важное значение.

Существуют два метода оценки стоимости про­изводства нового изделия: первый, статистичес­кий, предполагает прогнозирование на основании данных о стоимости уже производящегося одно­типного изделия; второй, промышленно-инженерный, предполагает оценку каждого этапа производ­ства по отдельности. Обычно при оценке стоимости новых изделий используется второй метод.

Предполагается, что аналитик, применяющий промышленно-инженерный метод, имеет четкое представление о том, что именно производится. Соответственно он должен хорошо разбираться в производственных процессах и стандартах. К со­жалению, в реальной жизни оценщики знакомы с инструкциями, технологическими процессами и стандартами гораздо хуже, чем нам хотелось бы. Помимо этого, очень редко имеется возможность к ак следует выполнить эту работу, так как обычно на нее не остается времени.

Статистический метод дает еще более грубые оценки, потому что надо обладать мудростью Со­ломона, чтобы определить, насколько одно изде­лие сложнее другого. Кроме того, статистический метод основывается на убеждении, что можно оп­ределить правильные соотношения между стои­мостью и другими характеристиками изделия. На­пример, аналитик решает, что стоимость мотора ракеты пропорциональна его весу и мощности. Это предположение с одинаковой вероятностью может оказаться верным и неверным, так как стои­мость зависит от гораздо большего количества факторов, чем мы предполагаем. Разработка мето­дов оценки стоимости все еще находится на уровне средних веков.

Описать проблему всегда проще, чем найти ее решение. Мы даем ниже несколько советов, при­меняя которые и покупатели, и продавцы смогут более успешно проводить ценовой и стоимостный анализ:

1. Следует требовать более высокого качества анализа.

2. Необходимо привлекать к этой работе инже­неров, экономистов и бухгалтеров высокой

квалификации, гарантируя им высокие за­работки и престижное положение.

3. Необходимо создавать более совершенные оценочные и коммуникативные системы. Это поможет убедить непосредственных испол­нителей, что их пожелания по организации стоимостного и ценового анализа приняты.

4. Вероятностные оценки должны заменить методы оценок по одному параметру или по колебаниям в пределах «минимума — мак­симума».

5. Необходимо гораздо шире пользоваться ста­тистическими выборками и методикой при­нятия решений.

6. Необходимо развить методы параметричес­ких оценок с помощью обученного персона­ла, хорошо понимающего возможности и ограничения этого метода.

7. Необходимо собирать и хранить данные оценочных работ и стандарты оценок с пер­спективой их дальнейшего использования и последующей несложной обработкой.

Если компания стремится как можно быстрее усовершенствовать стоимостный анализ, она должна следовать в своей практической деятель­ности советам 1 и 2. Просмотр всей программы от начала

до конца упростит использование последу­ющих рекомендаций. Начнется постепенное ис­пользование всех аспектов программы, и профес­сиональный экономический анализ станет стилем повседневной жизни корпорации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: