Человек как объект и субъект эстетического восприятия

Основные понятия:

человек, физическая красота, духовная красота,

эстетика внешности, эстетика поведения

Человек как предмет эстетики

Эстетика рассматривает человека как объект эстетического восприятия или как субъекта эстетического переживания. В первом случае мы говорим о другом по отношению к нам человеке, о том, которого мы видим, слышим, с которым общаемся или общались когда-то. Во втором случае речь идет о человеке, который сам воспринимает предметы окружающего его мира. Человека, оценивающего все исключительно с эстетической точки зрения, или особого поклонника искусства, которое является высшим воплощением эстетического, обычно называют эстетом. Однако, как правило, не все люди и не всегда воспринимают эстетически. Когда же человек воспринимает что-либо эстетически, он становится субъектом эстетического восприятия.

Кроме того, и человек может быть представлен как единство двух сущностей: материальной и духовной. Материальная сущность человека предстает перед нами как его тело. В таком случае мы говорим о физической красоте. Материальную сущность другого человека мы воспринимаем при помощи наших органов чувств, информацию которых осмысливаем и анализируем. Но есть еще и другая сторона человека, называемая философами духовной составляющей человека. Сюда можно отнести то, о чем думает человек, его желания, мотивы поступков, характер отношения к тем или иным событиям и другим людям и т. д. При этом мы воспринимаем действия человека, результаты его поступков, оцениваем их с позиций нравственности и морали. В таком случае мы говорим о духовной красоте человека.

Физическая красота представлена сложным комплексом соответствия всеобщего и единичного, всечеловеческого (антропологического) и индивидуального. Если тело человека идеально соответствует антропологическим нормам, но при этом лишено индивидуальности, оно вряд ли будет запоминаться и вызывать ощущения прекрасного. Индивидуальное должно соответствовать, дополнять, украшать общечеловеческое. Гармоничное сочетание общепринятых (антропологических) норм и неповторимости облика соответствует эстетической категории прекрасного. В противном случае возникает ситуация безобразного проявления внешности человека. — ——

Когда в. человеке проявление индивидуального начала сильно преобладает над общими нормами (например, слишком высокий или слишком низкий), и этот разрыв оказывается значительным, то такая внешность соотносится с понятием комичного. Приглушенность индивидуальных физических черт приводит к тому, что человек не привлекает нашего внимания и может сразу не вызвать к себе интереса. В таком случае восприятие человека (при условии длительного контакта) волей или неволей акцентируется на его духовной сущности, оставляя восприятие внешности пассивным и не запоминающимся.

Но представлять человека только как простое соотношение духовного и физического начал неверно. Человек — существо стереофоническое, представленное комплексом взаимосвязанных величин, соотношение которых может быть самым непредсказуемым. К сожалению, такой «стереофонический», все учитывающий подход к человеку в эстетике еще не найден. Возможно, что эта проблема будет решена эстетикой будущего.

Физическая красота человека

Физическая красота человека чаще всего определяется такими понятиями, как пропорциональность, размер (величина), соответствие и др. К ней мы можем отнести густоту и цвет волос, форму головы, оттенок и качество кожи, форму ногтей, изгиб бровей, стройность осанки и т. д. Кроме того, физическая красота обладает способностью проявляться в динамике, движении человека. Тогда говорят о его походке (летящей, тяжеловесной, неуклюжей или подпрыгивающей), особенностях движений (грациозности или резкости, угловатости или плавности и др.), манерах, речи и т. д.

Физическая красота человека связана с его одеждой, косметикой (причем не только для женщин, но и для мужчин), аксессуарами и т. д. и во многом обусловлена поведением. Все эти факторы влияют на отношения людей. Все формы человеческого поведения в той или иной мере имеют эстетический характер. Например, манеры человека могут оцениваться как прекрасные или низменные и т. д. На это оказывает влияние еще и нравственные представления, господствующие в обществе.

Эстетика поведения невозможна без культуры речи, в которой можно выделить три основных аспекта:

• фонетический - выражается в звучности, мелодичности, выразительности, тембровости, темпе и интонации речи;

• семантический - выражается в точности и полноте выраженной мысли, точности и легкости для восприятия, образности и «живописности»;

___ —


• прагматический - выражается в способности речи вызывать эмоциональный отклик.

I Культура речи - соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Большое место в эстетике общения сегодня отводится моде и искусству внешнего вида, обусловленному стилем личности. Человеку свойственно стремление подвергать эстетико-художественному преобразованию не только окружающую предметную среду, но и самого себя. Поэтому одежда сегодня имеет не только утилитарное, но и эстетико-художественное значение. Именно с этим аспектом связан феномен моды.

IModa (лат. Modus — мера, способ, правило)непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.

Мода - явление культурно-историческое, подверженное динамике и обусловленное изменениями, происходящими в духовной и в социальной жизни человека, которое можно рассматривать как проявление эстетического общения. Одеваясь модно, человек проявляет свое желание выглядеть эстетично для других людей.

Существует также понятие стиля одежды, связанного с некоторой временной устойчивостью в рамках определенного времени некоторых черт одежды. Стиль одежды определяется конкретными культурными предпосылками. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов, одежды и художественных произведений.

Моде свойственно принимать элитарный или массовый характер. Она имеет и возрастные уровни предназначения.

Эстетическое воздействие внешности связано не только с одеждой, но и с комплексом дополнительных средств (косметикой, украшениями и др.), выполняющими, как правило, только эстетическую функцию. Одежда, косметика и украшение должны составлять строгий ансамбль с позиций законов эстетики.

Каждая культура создает свои идеалы и критерии физической красоты. Например, европейская красавица сегодня должна быть молодой девушкой стройного телосложения, особой пропорциональности, высокого роста. Африканская красавица по многим показателям имеет прямо противоположные характеристики: она женщина (часто не только жена, но мать нескольких детей), довольно пышных форм и невысокого роста. Африканские племена часто имеют трудно воспринимаемые с позиций европейского менталитета критерии физической красоты: иногда это

вытянутые черепа в форме бутылки, иногда — удлиненная шея при по-

— _.. _

,ощи нанизывания на нее особых колец, перетянутые узкими кольцами редплечья и т. д.

Со времен Древней Индии идеал женственности практически не из-:енился: женщина должна быть небольшого роста, но и не маленькой, меть пышные формы, но тонкую талию, узкую кисть руки и небольшую гопу, волосы на голове предпочтительнее густые, но волосы на лице или еле скорее соответствуют безобразному в ее облике.

Белорусский идеал красоты женщины во многом греческого проис-ождения: большинство европейцев сходится на том, что к прекрасным ертам женской внешности следует отнести небольшой нос, большие гла-а, утонченные и нежные очертания лица, пышные волосы, маленькие ши, яркий румянец, сочные пухлые губы, но маленький рот, некрупные елые зубы. Все эти признаки принадлежат к роду особенностей детского ица. Красивая женщина с пдзиций мужчины отличается сочетанием пол-оценных половых признаков зрелой самки с детоподобным лицом.

Однако существует и славянский тип идеала красавицы, характерный о сегодняшнего дня для белорусской ментальности. Среди наиболее ха-актерных черт славянского идеала красоты можно назвать, такие, как круглость и мягкость форм, невысокий рост, нежно розовый оттенок и [атовость кожи, яркость и изогнутость бровей, пышность ресниц, густота длина косы и т. д.

На физическую красоту человека можно также посмотреть с пози-,ий статики и динамики. Красота человека может быть статичной: анример, лицо поражает только тогда, когда мы видим его без вижения, в спокойной позиции. Тогда говорят, что это фотогеничное ицо. Но это же лицо может не привлекать нас, когда мы общаемся с еловеком, т. е. наблюдаем его в движении, динамике.

С другой стороны, человек может быть некрасивым в статике, но ка-аться красивым в динамике. Тогда говорят о «светящемся лице», «поко-1яющем взгляде» и т. д. Поэтому можно сделать вывод о том, что физиче-кая красота человека может измеряться или оцениваться с разных пози-1,ий: с учетом или без учета ее статичности или динамичности.

Духовная красота человека

Духовная красота человека определяется совсем иными критериями, [ем красота физическая. Мы говорим, что данный человек обладает обая-1ием, обворожителен, привлекателен. Духовная красота в отличие от кра-;оты физической проявляется не сразу, она не «бросается» в глаза, а рас-:рывается постепенно в общении с человеком. Она всегда динамична,. е. развернута во времени, потому что обусловлена деятельностью чело-!ека и его поступками.

——— 75


Духовная красота более устойчива, она меньше подвержена «воздействию» времени. Красивым духовно человек может оставаться всю жизнь, и такая красота будет привлекать к нему других людей всегда. Возможно, именно с этим связаны представления людей о вечной, не умирающей душе и стареющем теле. Если у человека красивая душа, он согревает своим обаянием окружающих одинаково как в детском возрасте, так и став глубоким стариком.

Духовная красота человека труднее описывается словами, сложнее передается вербальными способами, а скорее стремится к языку чувств. Она переживаема в большей степени, чем описательна и измерительна. Однако одно можно сказать с уверенностью: духовная красота имеет гораздо большее значение для людей, чем физическая. Достаточно вспомнить народную мудрость «с лица воды не пить», «не родись красивым, а родись счастливым» и т. д. Хотя важность физической красоты человека ни в коей мере принижать нельзя.

Проблема гармоничности духовного и физического начал в человеке

По законам классической эстетики прекрасным должен быть признан тот человек, у которого прекрасны и душа, и тело. Гармония двух начал соответствует представлениям человечества о совершенстве. Но кто сможет привести такой пример? Такого человека просто не существует. Один и тот же человек порою кажется смешным или вызывает восхищение; иногда мы можем остановить свой взгляд на ком-то, сказав себе: «Как он красив!» и тут же усомниться в этом, начав слушать его речь. Почему в народе говорят, что с лица воды не пить? Ведь часто бывает так, что человек прекрасен для нас, хотя другие не находят его красивым в физическом плане? Так что же такое «прекрасный человек»?

Вообще, когда говорят о проявленности человека с духовной стороны, то подразумевают такое понятие, как «личность». Личность - это скорее понятие духовное, чем физическое. Поэтому, когда мы имеем в виду красоту духовную, правильнее будет говорить о красоте человеческой личности. Красота личности - уже проявленная красота души, красота, ставшая возможной для восприятия другими людьми на более высоком, духовном уровне.

Человек может представляться как совершенство с позиций эстетической оценки. Его совершенство обеспечивается гармоничностью и целостностью проявлений его личности. Гармония духовного и физического - это только одна из возможных форм проявления совершенства человека. Но главный критерий в определении этого совершенства по-прежнему остается в эстетике проблемной темой. Эстетические основания восприятия одним человеком другого - это

очень сложная проблема, решить которую можно только в случае комплексности, созвучности, гармонии всего того, что так или иначе помогает нам строить свои отношения с другими людьми, продлевать контакты с ними или отказываться в дальнейшем от них.

Если мужчины ценят в женщинах красоту выше, чем ум, то это потому, что на свете больше дураков, чем слепых.

Луиза де Вильморен

Молодая красивая женщина - это чудо природы. Немолодая красивая женщина - это чудо искусства.

Янина Ипохорская.

Красота без очарования - все равно что крючок без наживки.

Нинон де Ланкло

Нет некрасивых женщин - есть только женщины, не знающие, что

они красивы.

Вивьен Ли

Очарование - это невидимая часть красоты, без которой никто не может выглядеть по-настоящему красивым. Красота - это самоощущение, и оно отражается в твоих глазах. Это не физическое явление.

Софи Лорен

Мода никогда не бывает красивой, зато она делает уродливым все, что ей предшествовало.

Настоящая элегантность состоит в том, чтобы одеваться как все, но на неповторимый манер.

Франсуаза Жиро

Недостаток теперешнего обтянутого дамского костюма в том, что он не столько прикрывает то, что есть, сколько обнаруживает то, чего нет.

Василий Ключевский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: