1. Корольков Н. А. Эстетика музыки. - Мн., 1998.
2. Кремлев Ю. А. Очерки по эстетике музыки. - М., 1972.
3. Гачев Г. Д. Музыка и световая цивилизация. - М., 1999.
4. Музыка и незвучащее. - М., 2000.
5. Васильченко Е. В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): Учеб. пособие. - М., 2001.
6. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. (Любое издание.)
7. Каган М. С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996.
Театр
Театр -род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Занимает особое место в системе структурного строения искусства.
Специфика театра как искусства:
• в создании одного произведения театрального искусства участвует особым образом организованная группа людей;
• средства выразительности театрального искусства - своеобразный комплекс средств выразительности других видов искусства, который обладает структурной и иерархической подвижностью;
• существование произведения театрального искусства ограничено временными рамками и уникально в своем роде;
• осуществление бытия произведения театрального искусства есть содействие создателей спектакля и публики;
• театр - это особая форма искусства, где в качестве опорной конструкции выступает сюжетность; >,
• особенностью театральной импровизации является ее коллективный характер;
• в театральном творчестве особое место принадлежит условности, что связано преобладанием игрового компонента по сравнению с другими видами искусства;
• язык театра в большей мере, чем язык любого вида искусства, национален и приближен к культурным традициям.
В отличие от литературы, где образ выстраивается постепенно, в театре актер вынужден сразу давать образ целиком. Актер только условно изображает действующее лицо, не копируя его, а воссоздавая собою. В литературном варианте автор не может стать самим героем буквально, а только лишь представляя себя на его месте и описывая его как бы со стороны.
Сценическое действо отличается от простого действия реальной жизни тем, что оно не совершается, а как будто совершается. Момент условности должен быть в наличии все время. Театр построен на обмане, без которого он перестает быть самим собой.
Исторически «набор» видов искусства, входящих в искусство театральное, менялся. Главным принципом существования ансамбля различных видов искусства в театре является закон единства разного и разнообразия в едином. Кроме того, можно наблюдать расширение спектра разновидностей самого театра: музыкальный театр, театр живописи, театр гимнастики, театр пантомимы, театр пластики, эстрадный театр, театр балета на льду и т. д.
XIX век ознаменовал собой целый ряд значительных новшеств в театральном искусстве. Одним из них был условный жест.
Особенно популярными разновидностями театра XX века стали итальянская дель арте и кабаре. Главной особенностью этих действий стала импровизационность и устремленность к негативному, запрещенному, но сильно влекущему.
XX век ознаменован тем, что поиск новых средств выразительности для театра повлек за собой видоизменение и тех видов искусства, которые в него входят. Начиная уже с начала века (раннего авангарда), такие формы интеграции театра, живописи и литературы, как пластический театр футуристов, визуальная поэзия дадаистов, динамическая пластика конструктивистов, абстрактное кино Германии и Франции, хэппенинг, перфор-манс, флуксус, инсталяция, видиоарт, вызвали большой интерес к себе. Именно в точках пересечения семиотических зон возникали явления морфогенеза, рождающего пластический театр, киноживопись, зрительную поэзию, цветомузыку и т. д.
В XXI веке театр переживает глобальные изменения. Он становится как никогда условным, тяготея к символичности. Его предмет все дальше уходит от реального физически-материального изображения в область метафизическую, но все так же связан с человеком, его переживаниями,
состояниями, отношениями. Такой театр, в котором условность поднимается на новую ступень высоты, становится все больше интеллектуальным.
С другой стороны, театральные постановки наполняются зрелищно-стью, яркостью, развлекательностью. Сегодня наблюдается процесс видового расширения театра: от камерных форм театра одного актера до публичных выступлений на огромных пространствах. Театр расширяет свои границы, «впуская» на свою сцену и даже «за кулисы» самого зрителя, делая его со-автором спектакля.
Особое место принадлежит сегодня использованию театром достижений техники, что создает условие для выхода его в виртуальные просторы.
Самыми характерными чертами театра как вида искусства являются, таким образом, следующие:
• содержательная нацеленность на решение в первую очередь нравственных проблем человека и общества, приближенность к тематике «человекознания»;
• комплексность средств выразительности;
• сюжетность;
• условность.
Эстетика театра проявляется в осуществлении некоторого «обнажения» переживаний человека при помощи самых разнообразных средств, предполагающего обязательность сопереживания с другими людьми. Театр - это коллективное сопереживание чувств одного человека.
Драматическое искусство - преимущественно женское искусство. В самом деле, желание украшать себя, прятать истинные чувства, стремление нравиться и привлекать к себе внимание - слабости, которые часто ставят женщинам в укор и к которым неизменно проявляют снисходительность.
Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях.
Сара Бернар
Для многих Шекспир пропал из-за того, что они изучали его в школе.
Агата Кристи
Сейчас актеры не умеют молчать. А кстати, и говорить.
Для меня всегда быяо загадкой - как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком.
Фаина Раневская
Нет ничего более правдивого и нет ничего белее лживого,
чем театр.
ЛуиЖуве
Есть три основных закона у театра - заинтересовать, поразить и растрогать...
Джакомо Пуччини
Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.
Василий Ключевский