Советуем прочитать. 1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -М., 1993.

2. Белинский В. Г. Общее значение слова литература: Статьи о народной поэзии // Белинский В. Г. Избранные эстетические произведения в 2-х т. Т. 1.-М., 1986.

3. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

Музыка

Термин «musik» появился на рубеже XIX-XX веков от голландского «musiek», и долгое время связывался только с музыкой академического характера. Слово «музыка» связано и с древнегреческим «musike», что дословно означало «искусство муз». Греческое слово «муза» означало в древнегреческой мифологии каждую из девяти богинь, покровительниц различных искусств. Позднее это слово приобретает переносное значение - источник поэтического вдохновения.

В восточных культурах музыка подразделялась на человеческую (вокальную) и инструментальную - космическую. При этом истинным музыкантом мог считаться только тот, кто был созвучен космическому тону. Вопрос о том, почему именно музыка рассматривалась как нечто, обозначающее связь между земным и небесным, требует обращения к понятию гармонии. При упоминании гармонии мира имеется в виду его порядок и определенная совершенная структура, характеризуемая прежде всего своим пространственным расположением. В данном контексте музыка может рассматриваться как феномен, отражающий некую глубокую реальность, трансцендирующую мир явлений.

Самостоятельным видом искусства музыка стала относительно недавно и существует как светское явление только с XVII века.


Музыка - это временной вид искусства, но такие выражения в теории музыки как «звуковая вертикаль и звуковая горизонталь», «мелодическая линия», «подъем», «спад», «ритмический рисунок» заимствованы из пространственных представлений. Сама проблеме пространственного представления о музыке научно сформулирована в XIX веке.

Музыка - искусство звука. К музыке относят то, что звучит организованно. Музыка - это искусство организации звучащего, наделение его смыслом. Мир вокруг нас наполнен разного рода вибрациями. Человек способен воспринимать только небольшой спектр диапазона (от 16 Гц до 20 кГц). Звуки, не попадающие в этот диапазон (ультразвуки и инфразвуки), остаются для человека неслышимыми, но при этом они оказывают воздействие на физиологию и психику (это уже доказано и активно используется в медицине). Еще в древности мир людям представлялся как слышимый и неслышимый. При этом все то, что человек не слышал, считалось сверхъестественным, а то, что он слышал, наделялось способностью осуществлять взаимодействие с миром божественным. Самоосознание началось с представления человеком себя как своеобразного микрокосма, где внутренние пульсации организма являются результатом резонирования в нем макрокосмоса. Это понимание прошло в двух направлениях:

чувство —> движение —> ритуал —» разворачивание звучания во времени и проживание ее —» музыка как процесс;

смысл (осмысление) —> логос —* речь —> информация —* символика звучащих элементов.

Сойдясь в единое целое, рациональное и чувственное наделило звучащее эстетичностью.

13вук - волновое колебание воздуха, воспринимаемое органами слуха, которое может быть равномерным и периодическим (музыкальная организация) и неравномерным и непериодическим (шум).

Музыка становится искусством лишь тогда, когда звук приобретает особую оформленность. Поэтому именно форма в музыке поднимается на особую высоту, где становится самим содержанием, а содержание не может рассматриваться вне формы. Содержание в музыке становится принципом формы.

Музыка - искусство связывания звуков в последовательность и разворачивания во времени. Музыка имеет много общего с организованностью речи. Наиболее яркими вербальными проявления музыки можно считать интонацию, фразу, мелодию. • Интонация - мелодический оборот, наименьшая часть мелодии,

имеющая выразительное значение.

Фраза •*- элемент передачи относительно самостоятельной смысловой последовательности, не обладающий законченностью.

Мелодия — одноголосно выраженная музыкальная мысль. В гомофонии - тот голос, который концентрирует в себе основное содержание мысли. В полифонии - ансамбль мелодий.

Структурализация звучащего во времени осуществляется при помощи метроритма и темпа. Эти характеристики проявляют связь звучащего с действием, ритаулизированность древней музыки для человека.

Метр - чередование сильных и слабых долей с различным соотношением (в поэзии - форма членения на стопы, стихи, строфы, в музыке -такты), предполагает заданность формулы. Возник в фольклоре. На этапе синкретичности искусства имел форму квантитативную, допускающую неравномерность, свободное членение в соответствии со смыслом (античность, Восток, средние века европейской культуры). В XVI-XVII веках формируется акцентный метр, построенный на чередовании сильных и слабых слогов.

Ритм -> временная организация музыки, последовательность длительностей звуков. Ритм образуют акценты, паузы или цезуры, членящие музыкальную ткань. Ритм есть смена эмоциональных напряжений и разрешений. Ритм связан с биологической периодичностью человеческого существования (дыхание, пульсация, активность работы мозга, периодичность деятельности и т. д.).

Темп - скорость пульсации единицы метра. Характеристика движения в музыкальном развитии.

Музыка — искусство гармоничного сочетания звуков для передачи отношения к смыслу. Основные понятия музыкальной организации в области семантики невозможны без передачи и особой эмоциональной окраски. Эти функции в музыке характеризуются понятием созвучия, обусловленного фактурой звучания (наполненной, густой или прозрачной). Фактура может определятся аккордами и интервалами.

Музыка — искусство драматического развития. Музыка — это процесс развертывания перед слушателем композиторских чувственных, эмоциональных переживаний во временной последовательности.

Лад - понятие, которое возникло в древности в условиях монодии, когда музыка делилась на воинствующую, лирическую, эпическую, эротическую и т. д. Лад - приятная для слуха согласованность звуков по высоте, системность высотных связей, объединенных центральным звеном. Это одно из основных эстетических понятий музыки, выражающее представление о музыке как о прекрасном. Лад несет в'себе характеристики эпохи, культуры и национальности (достаточно вспомнить такие «этнические» лады, как пентатоника (Китай, Япония), лидийский, дорийский, фригийский (античность),1 лидомиксоли-дийский (Польша и Молдавия) и т. д,). > ■ •


Динамика — изменения в музыкальном развитии, связанные с целостностью восприятия. Проявляется в мелодии, гармонии, ритме, темпе, фактуре.

Музыка- искусство общения через специфические формы передачи текста. Самая древняя попытка зашифровки звучания в записи относится к Древнему Египту. Знаки, сопровождавшие запись текста, очевидно, обозначавшие интонацию, скорость произношения, цезуры и сопровождающие жесты, остаются недоказанными и нерасшифрованными до наших дней.

В Древней Греции для этого использовались буквы греческого алфавита, писавшиеся на разной высоте. Пифагор явился первым оформителем графического звукоряда (А, В, С, D, E, F. G). Гвидо из Аренцо в XI веке в помощь певцам предложил начальные слоги каждой строки одного хорала, ставшие знаменитыми названиями нот (ut, re, mi, fa, sol, la). В России традиционно Использовали крюковое письмо. В Западной Европе существовали невмы (сладкое дыхание), возникшие в X веке и употреблявшиеся в церковной практике до XIX века. Монах-музыкант IX - начала X века Гукбальд первым провел линию (названную поздее нотной), затем увеличил их количество до XX. Между линиями он писал текст церковных песнопений, фиксируя его высоту. Гвидо из Аренцо оставил лишь 4 линии, закрепив для каждой определенный цвет, основываясь, очевидно, на том, что голоса церковного хора имеют тембровое различие, наиболее легко прослеживаемое через цвет (красную, желтую или зеленую и две черные). В начале каждой линии он поставил различные буквы, закрепляющие за каждой из них определенный звук. В дальнейшем из этих букв образовались ключи (С, F, Y). Кто добавил пятую линию, история не знает, но очевидно, что qh руководствовался стремлением к симметричности изображаемого. Появление добавочных линий связано с рождением инструментальной музыки, отличающейся, как известно, более широким диапазоном.

Длительность чаще связывалась с формой изображаемого знака. Пауза, рожденная индийской культурой в поэзии и называемая «голосом безмолвия», появилась достаточно поздно.

Музыка выражает мир эмоций и переживаний человека. Она обеспечивает, во-первых, обмен переживаниями, т. е. сопереживание; во-вторых, выявление и реализацию, собственных переживаний личности - самопереживание.

В музыкальном искусстве (особенно современном) происходит заметное противостояние художественного и эстетического начал (имеется в виду низкопробные образцы музыкальной поп-культуры, отличающейся непрофессионализмом). Эстетическое переживание, лишенное художественного начала, делает музыку легковесной, а

художественное начало без эстетического склоняется в сторону излишнего рационализма, лишая ее эмоциональной заразительности. Музыка может оказывать не только воздействие на конкретного человека (романс), но и обладать общественной значимостью (гимн страны).

Искусство - это вопль тех, которые на себе испытали судьбу человечества, которые не мирятся с судьбой, но с нею борются... и внутри их, в них происходит движение мира. А извне только один звук: произведение искусства.

Арнольд Шенберг

Музыка существует для того, чтоб возвышать нас насколько возможно над всем, что существует.

Габриэль Форе

Великая музыка - я убеждён в этом - всегда идет от сердца.

Морис Равель

Музыка - это краски в биении ритмов.

Клод Дебюсси


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: