Эстетические учения Германии

В эстетической мысли Германии XVI1-XVIII веков идеи просвещения развиваются значительно позднее. Главным событием данного периода является то, что здесь формируется собственно философская эстетика,

оформляясь в качестве самостоятельной науки. Подготовил это событие Готфрид Вильгейм Лейбниц (1646-1716), который связал эстетику с проблемами познания. Лейбниц приходит к тому, что вкус и разум не тождественны, но и не различны, а научная картина - это лишь часть картины мира. Поэтому все ощущения происходят от предшествующих им мыслям.

Александра Готлиба Баумгартена (1714—1762) принято считать «крестным отцом» эстетики как науки. Заслуга Баумгартена состоит в том, что он связал результаты семантических исследований и философские принципы своих предшественников в теоретическую систему. Баум-гартен указал, что разум имеет высшую и низшую ступени. «Высшее восприятие» — это способность четкого и конкретного мышления, благодаря чему создаются наука и философия. Логически законченные идеи, свойственные науке, неуместны в поэзии. Поэзия должна черпать свой материал в низшей ступени. Все изящные искусства также принадлежат низшей ступени. Эстетика есть наука о совершенном чувственном познании., где «совершенство» чувственного познания есть «красота». Совершенство понимается как гармония содержания, порядка и выражения.

Иоган Иоахим Винкельман (1717-1768) высказал идею эволюции стилей. Главное его сочинение - «История искусства древности». Прослеживая развитие искусства, он учитывал влияние климатических условий, политические и социальные факторы. Красота в искусстве достигается подражанием прекрасному в природе. В этой связи в его эстетике получает разработку и категория изображения. Обобщающую красоту и идеальное изображение можно получить при воспроизведении прекрасных тел, красоты природы и души человека.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) заложил основы буржуазной драмы в немецкой литературе, явился основоположником литературной критики и теории литературы. Он был первым немецким писателем, который поставил вопрос о народности искусства. В «Лаокооне» он разграничивает сферы поэзии и живописи, устанавливая границы между ними. В противоположность традициям классицистов, смешивающих границы различных видов искусства, Лессинг разделяет их. Назначение искусства- избавить нас в царстве прекрасного от абстрагирования, облегчить нам сосредоточение внимания. В результате абстрагирования в искусстве возникают обобщения, которые Лессинг признал «свойством всякого искусства». Живопись может изображать и действия, но только при помощи тел, а поэзия должна изображать также и тела, но лишь при помощи действий. В картинах живописи получает изображение пространство, а в «картинах» поэзии - время.

Иоган Готфрид Гердер (1744-1803) был представителем литературно-художественного движения, получившего название «Бури и натиска». Его представители выступали против рационализма в эстетике, отрицали


все каноны в искусстве, обосновывали культ художественного гения. Они искали новых путей развития искусства. Теоретическим вождем этого движения был Гердер. К нему примыкали Гете и Шиллер. Большое значение представители этого движения придавали народному творчеству.

Основной заслугой Гердера является обоснование идеи историчности искусства и доказательства того, что каждый народ, каждая эпоха вносят вклад в общее развитие мировой художественной культуры. Он поставил под сомнение принцип подражания древним как главный принцип развития современного искусства. Источником обновления искусства он считал необходимость постоянного обращения к народному искусству.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) в работах «На юбилей Шекспира», «О немецком зодчестве» и др. касается разнообразных эстетических проблем: отношение искусства к природе, сущность художественного творчества, понятие художественного метода, учение о цвете, определение и разработка ряда эстетических категорий. Искусство разных народов, по его мнению, должно отличаться своеобразием. Размышляя о природе художественного творчества, Гете выделяет три его ступени:

• простое подражание дает художнику живой опыт и материал в процессе наблюдений;

• манера - выработка индивидуального языка, необходимого для передачи своего собственного отношения;

• стиль, основанный на понимании и познании объективной закономерности и совпадении индивидуального и общественного, всеобщего и особенного.

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759-1805) в искусстве видел мощный инструмент воспитания гармонически развитой личности. В эстетическом учении Шиллера особое значение имеют понятия «игра» и «эстетическая видимость». Сама красота рассматривается им как побуждение к игре, а игра есть свободная от всех практических целей деятельность. Бескорыстность и незаинтересованность игры позволяют обозначить ее родство с художественной деятельностью. Шиллер различает наивное искусство, соответствующее античности, и сентиментальное, соответствующее Новому времени. Для наивного искусства характерно стремление к природе, отсутствие разлада между идеалом и действительностью. Для сентиментального - рефлексия, острое противопоставление идеала и действительности. Шиллер различал в искусстве два вида прекрасного: прекрасное материала и прекрасное изображения (или формы).

Главными темами философско-эстетиких идей немецкого просвещения были историзм и национальное своеобразие эстетической культуры. Эти идеи во многом повлияли на возникновение в эстетико-философской традиции этого времени теорий, ставших сутью немецкой классической философии. Классики немецкой эстетической мысли (И. Кант, И. Фихте,

Г. Гегель) выявили слабые стороны деятелей Просвещения и сформулировали новые идеи и методологические принципы в анализе эстетических явлений и процессов. Самым важным в их идеях было то, что они подытожили и довели до совершенства самые существенные положения всего того, что было создано в сфере эстетических идей до этого периода.

Иммануил Кант (1724-1804), обобщил и придал теоретическую форму предшествующему периоду в развитии эстетики и наметил пути для дальнейшего ее развития. Первой работой на эстетическую тему у Канта стала статья «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Эстетические проблемы в ней рассматриваются не с философских, а скорее с психологических позиций. Кант категорично отвергает возможность исследования теории вкуса (так тогда называли эстетику). Главным философским сочинением Канта, посвященным эстетике, становится «Критика способности суждения». Основные идеи этой работы следующие:

• прекрасное - это явление способности эстетического суждения (вкуса), которое проистекает не из рассудка и не из чувственного созерцания, а из свободной игры рассудка и силы воображения;

• прекрасное - это то, что нравится человеку, доставляет ему удовольствие, свободное от всякого интереса. Прекрасное есть предмет незаинтересованного, бескорыстного любования;

• в прекрасном находит свое выражение субъективная всеобщность бытия человека;

• прекрасное - форма целесообразности предмета, воспринимаемая без представления о цели. Прекрасно то, что нравится как предмет необходимого удовольствия;

• разграничение прекрасного и приятного. Поскольку приятное предполагает интерес внешних чувств, то его ощущают и животные, лишенные разума, а красоту — только люди;

• прекрасное отлично и от доброго. Доброе связано с интересом, и этот интерес покоится на разуме, на том, в чем человек усматривает объективную ценность;

• в возвышенном удовольствие связано с количеством. Возвышенное вначале на некоторое время вызывает торможение жизненных сил и лишь потом способствует их проявлению. В основании возвышенного лежит игра воображения и разума.

Кант явился одним из первых философов, серьезно поставивших проблему художественного творчества и гениальности. Он разграничивал труд художника и ученого.

Художественный гений, по его представлению, обладает следующими чертами:

• оригинальность;

• образцовость;


• иррациональность мышления;

• способность предписывать правила изящным искусствам. Эстетика Канта была философской, но она имела выход в общественную практику, который заключался в развитии идей эстетического воспиг тания. Кант ставит вопрос о связи красоты с моралью.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) изложил свои эстетические взгляды в работах «Дух и буква философии», и «Система учения о нравственности по принципам наукоучения». Согласно Фихте, наука отличается от искусства и морали. Наука развивает в человеке рассудок, а мораль - сердце. Искусство же способно развивать и то, и другое, причем в неразрывном единстве. Благодаря искусству человек начинает понимать, что мир не только есть данность, но и сотворенность, это не только «вещь в себе», но и продукт духа. Искусство подготавливает человека к философскому пониманию мира, но делает это на интуитивном уровне. Оно способствует также стремлению человека к самосовершенствованию. Прекрасное в природе не существует, так как оно является результатом субъективного сознания.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831) создает систему взаимодействия эстетических категорий на примере историко-генетического развития искусства. Гегель связывает данные категории с чувственным проявлением Абсолютной идеи в трех формах истории искусства: символической, классической и романтической.

В символическом искусстве Абсолютная идея (духовное начало) превосходит форму своего внешнего существования (чувственного оформления), а такой «выход» идеи за пределы определенного явления придает символическому искусству характер возвышенного. Наиболее характерной формой реализации возвышенного является архитектура восточного искусства.

В классическом (античном) искусстве всеобщее (Абсолютная идея) и индивидуальное (наглядно-чувственное) слиты воедино, адекватны друг другу и как бы совершенно понимают друг друга. Здесь дух определен «как частный, человеческий, а не как безусловно абсолютный и вечный». На этом уровне искусство выражает идеал в соответствии значения и образа, а это значит - дает ощущение прекрасного. Воплощением прекрасного по Гегелю является скульптура. Прекрасное едино с истиной. Прекрасное существует не только в искусстве, но и в действительности, где оно неудовлетворительно. Предметы в мире слишком отягощены временным, конечным.

Романтическое искусство, существующее в форме живописи, музыки и поэзии, заключает в себе превосходство субъективно-духовной стихии (развившейся идеи) над чувственной видимостью. Внешний материал используется в романтическом искусстве как знак, представляющий со-

вершенно другое значение, чем его собственная определенность. В романтической форме искусства господствует категория безобразного.

Категории трагического и комического Гегель относит к классическому и к романтическому искусству. Трагическое есть коллизия между индивидуальным началом человека и субстанциональными силами мира. Комическое представляет собой «триумф субъективности». Комическое возникает тогда, когда человек делает себя полным хозяином мира. В основании комического заложена самоуверенность человека. Если трагическое проявляет через себя победу вечной субстанциональности, то в комическом, наоборот, верх остается за субъективностью.

Философия Гегеля рассматривает искусство в виде диалектического процесса. Исторически динамика искусства происходит неоднородно: скульптура преобладала в античности, живопись, музыка, поэзия - в Новое время. Такая же неоднородность прослеживается и в преобладании какого-либо жанра в рамках одного вида искусства. Началом развития искусства Гегель считает архитектуру, принадлежащую к символическому искусству. В ней чувственный материал преобладает над идеей, а соответствие между формой и содержанием пока отсутствует. В скульптуре, более высоком искусстве, чем архитектура, «свободная духовность» находит воплощение в человеческом теле. Идея здесь сливается с физической формой, адекватно выражающей дух. Так как здесь есть гармония идеи и формы, то скульптуру можно отнести к классической форме. Живопись, поэзия и музыка отнесены Гегелем к романтическому искусству. Живопись первой освобождается от чувственности материи, так как ограничена плоскостью. В поэзии, искусстве слова, основой изображения становится представление. Ее материалом является звук как смысл. В поэзии как бы повторяются все виды искусства.

В целом эстетические идеи Гегеля можно считать вершиной классической эстетики. Но вместе с тем именно противоречивость многих позиций Гегеля становится предвестником эстетики неклассической.

Главным завоеванием немецкой классической эстетики является метод идеалистической диалектики. Классики немецкой философии объединили философию искусства с эстетикой действительности, раскрыв эту связь на примере общественной динамики и проблемах реального человека. Такое теоретическое обобщение способствовало выдвижению новых проблем в эстетике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: