Эстетический вкус

Эстетическая культура человека
(«талант восприятия»)

ТАКТ

(«Талант общения»)

МАСТЕРСТВО

(«Талант делания»)

Главным показателем уровня оценочных представлений личности является характер ее эстетических идеалов.

Этическое и эстетическое проявляется в неразрывной связи. В индивидуальном сознании оно воспринимается как противоречивое единство моральных и эстетических ценностей, общественных явлений, мотивов и поступков человеческой деятельности. Они могут быть оценены как прекрасные и безобразные и. в то же время, как добро и зло. Единство этического и эстетического может выражаться и словесно (древнегреческое понятие «калокагатия» означает одновременно и «доброе»; «прекрасное» в русских сказках означает физическое совершенство, душевную силу, нравственную чистоту). Иначе говоря, в этом единстве выражается важнейшая ценностная установка: прекрасным является то, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально – добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным.

Противоречие между этическим и эстетическим выступает, прежде всего, вследствие несовершенства, уродливости социальных условий. Конкретные случаи несовпадения этического и эстетического являются результатом нарушения гармонии между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним в самой человеческой жизнедеятельности.

Теперь рассмотрим некоторые аспекты проявления этического и эстетического в деятельности сотрудников ОВД. Нравственно эстетический характер определяется спецификой их службы. Во–первых, повседневные результаты деятельности здесь не всегда приобретают реальные осязаемые формы и выражаются не сразу (за исключением особых случаев, например, раскрытие преступления, профилактическая работа и т. п.). Во-вторых, служебная деятельность в ОВД по своему содержанию носит ярко выраженный характер целенаправленной защиты нравственных и эстетических ценностей общества и, таким образом, противопоставлена безнравственным и антигуманным проявлениям. Поэтому, особое значение в работе ОВД приобретают четко сформулированные и устойчивые нравственные и эстетические идеалы. А.Ф. Кони писал: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках». В–третьих, служебная деятельность в ОВД требует о человека мобилизации всех его духовных, физических сил и способностей, связана с рядом ограничений и трудностей, а иногда и с реальным риском для жизни. Здесь нужна особая внутренняя собранность, воля и мужество, чтобы трудности не расслабляли, а окрыляли человека осознанием огромной значимости проводимой им работы.

Немаловажную роль здесь призваны сыграть культпросветучреждения системы МВД России.

В организации работы служебных коллективов важное место занимают проблемы эстетики быта и предметной среды. Эстетика быта является составной частью культуры. Она охватывает широкий круг духовных и материальных явлений, в который входит красота поведения, общения, речи, эстетика одежды, обстановка жилища, весь сложный комплекс служебных отношений.

Известная чеховская мысль о том, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - не просто крылатый афоризм. В ней тонко подмечена соразмерность между содержанием и формой. Органическое единство высоконравственного содержания совершенные формы поведения и образуют красоту поступка человека.

Единство внешней и внутренней красоты выражает единство содержания и форму. Четкость и организованность, будучи полезными и эффективными в оперативно- служебной деятельности, красивы и эстетически впечатляющи внешне. Напротив, нарушение ритмичности, гармонии действий и внешне некрасиво. И приносит вред делу. Отталкивающее впечатление производит суетливость и нерасторопность работника, неумение правильно организовать силы и средства.

Эстетическая оценка деятельности наряду с восприятием внешних черт обязательно учитывает элементы, которые в совокупности способны составить полное представление о прекрасном и безобразном: внешнее выражение деятельности, внутреннюю ее сущность, характер взаимосвязи внешнего вида и сущности, степень соответствия между ними. При этом имеется в виду не абстрактное единство внутреннего и внешнего, а целостное восприятие деятельности во всем ее чувственном богатстве и глубине внутреннего содержания, которые отвечают как нравственным и профессиональным критериям, так и практической целесообразности.

Реальную красоту труда сотрудников ОВД определяет соблюдениедисциплины, которое состоит в строгом и точном выполнении правил и порядка, установленных законодательством РФ, уставами, а также приказами и инструкциями Министра внутренних дел.

Она основывается на высокой сознательности, общей и политической культуре лиц рядового, начальствующего состава, глубоком понимании ими служебного долга и личной ответственности за порученное дело. Строгое соблюдение субординации, беспрекословное выполнение приказов и распоряжений, слаженность в работе являются залогом высокой боеспособности и готовности к выполнению любых оперативно – служебных задач.

Таким образом, служебная дисциплина, подчеркнутая субординация, построенные на четких принципах и правовых предписаниях, раскрывают эстетическую гармоничность характера взаимоотношений в служебном коллективе сотрудников ОВД. Нравственное и эстетическое здесь тесно переплетаются, взаимодополняют друг друга.

Необходимо отметить, что проявление эстетического вовзаимоотношениях в служебном коллективе выражаются в манере разговора, внешнем виде работника. Так, по речи можно определить степень, широту и содержание духовной культуры личности, судить о внутреннем мире человека, логике его мышления. В сопоставлении с деятельностью и поведением человека речь является незаменимым средством определения качества личности.

Первоначальное представление об эстетической культуре дает внешний вид. Здесь проявляются не только вкусы, но и некоторые черты характера человека. Трудно себе представить работника неряшливого, и в то же время пунктуального в выполнении своих служебных обязанностей. Напротив, простота, скромность и опрятность одежды и обуви, как правило, - свидетельство общей подтянутости, собранности и организованности.

Внутренней потребностью каждого работника должна быть забота о красоте быта. Особенно это относится к эстетике окружающей предметной среды, которая при наличии выработанных эстетических вкусов способна доставлять радость в работе. Предметная среда в служебной обстановке имеет способность активно и по разумному (в зависимости от своего характера и содержания) воздействовать на сознание работников: повышать морально – служебный тонус личного состава, поддерживать высокую готовность и боеспособность подразделений, либо ослаблять этот настрой.

Ведущая рольв создании нормальной моральной атмосферы и рабочей обстановки, сплочении коллективапринадлежит начальнику. Он - организатор служебной деятельности и руководитель работы органа и подразделения. Выработанное требование к начальнику: «Руководить – значит воспитывать!» и сегодня остается актуальным. Личный пример руководителя служит необходимым примером эффективности воспитания эстетической культуры. Начальник должен быть стремиться быть на уровне требования, предъявляемых руководителю коллектива, глубоко знать свое дело, иметь достаточно широкий кругозор, быть хорошо осведомленным в области политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Только тогда он будет служить образцом для подчиненного, вызывая у них чувство уважения и подражания.

Вместе с тем, негативное восприятие вызывают присущие некоторые начальникам качества нерешительности, суетливости, мнительности, нетерпения и болезненного отношения к предложениям и критическим замечаниям со стороны подчиненных. Такой начальник вносит нервозность, разлад и разобщенность в жизнь коллектива, недоверие к его организаторским способностям, что, в конечном счете, сказывается на эстетической культуре в подразделении.

В духовной жизни работников ОВД важное место занимает традиции иритуалы. Ритуал – это совокупность установленных обычаем относительно устойчивых действий, выражающих в эмоционально окрашенной, конкретно чувствительной форме отношению к определенному торжеству, важному событию в жизни коллектива. Этими событиями могут быть принятие Присяги, вручение боевого оружия, вручение наград, посвящение в профессию, выпуск из вуза, торжественное построение.

Яркое форма ритуала способствует раскрытию общественно–значимых мотивов и идей, которые люди вкладывают в конкретный жизненный факт. Вцеремониале органически сочетаются эстетическая форма и высоконравственное содержание. При этом именно содержание определяет его внешнее решение, композицию, структуру, тональность, продолжительность.

Таким запоминающимся ритуалом для многих работников милиции и других подразделений органов внутренних дел было вручение Государственного Знамени МВД России, которое состоялось на Красной площади столицы накануне Дня милиции 9 ноября 1996 г. На Знамени как символе правопорядка в обществе и защиты личности изображены щит и меч.

Сила эстетического воздействия ритуала заключается в неразрывном единстве сущности проводимого мероприятия и красоты формы, учитывающей специфику эстетического отражения человека окружающего мира.

Заряд эстетического переживания может быть очень сильным. Так, известный педагог А.С. Макаренко квалифицировал его как «метод взрыва». В такие минуты проникнутые торжественностью и величием момента, его величайшим философским содержанием человек как бы заново осмысливает прошлое и настоящее, все мелочи, второстепенно отходит на второй план, он испытывает подъем духовных сил, становится возвышение и чище.

Рассмотренные аспекты эстетической культуры являются необходимым условием глубокого осмысленного и добросовестного выполнения сотрудниками милиции своего служебного долга.

3. Духовная и эстетическая культура – важнейшие факторы в становлении высокопрофессионального сотрудника системы МВД

В свете обсуждаемой проблемы целесообразно напомнить основные понятия, о которых идет речь.

Что такое духовность? Это специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Она рассматривается как определенная позиция сознания: нравственного, политического, религиозного, эстетического.

Ведущую роль эта позиция занимает в сфере формирования культуры и моральных отношений. Духовность, равно как и «дух», является главной категорией философско–теологической мысли, поэтому в христианской этике духовность связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием. Однако в социальном плане духовность рассматривается шире: как продукт и фундаментальное основание эстетической культуры, проявление «человеческого в человеке».

Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, то есть теми качествами личности, которые возвышают его над собственными физиологическим потребностями.

По роду своей службы работники милиции всегда находятся в эпицентре острых социально – политических событий, их работа, как правило, связана с негативными явлениями в различных сферах жизни общества. Следовательно, им должны быть присущи внутренняя убежденность в важности и необходимости их профессиональной работы, достаточно высокая политическая, правовая и эстетическая культура, то есть те качества, которые и характеризуют духовно развитого человека.

И задача гуманитарного, в том числе и юридического образования заключается в том, чтобы формировать духовный мир работника милиции, осознающего свое место в обществе, цель и смысл жизни, ответственного за собственные поступки и способного принимать взвешенные решения.

Духовность формируется по мере овладения общечеловеческими ценностями. Одной из категорий общечеловеческих ценностей и важнейшим результатом общедемократических завоеваний человечества является правовая культура.

Она представляет собой часть общей культуры, отражая личный уровень правосознания законности, которые созданы людьми в области права.

На основе знания норм права граждане строят свои взаимоотношения, как между собой, так и с государством. Совокупность этих элементов составляет основу для формирования правовой культуры.

К сожалению, низкий уровень ее во всех сферах и на всех ступенях социальной жизни – не только печальная традиция нашего общества, но и мощный тормоз на пути построения правового цивилизованного государства.

Особенно нетерпима низкая эстетическая и правовая культура среди работников милиции. Их нередко пренебрежительное отношение к праву, грубые нарушения законности наносят обществу ощутимый нравственный, эстетический и этический вред.

Правовая культура является одной из главных составляющих профессионализма.

Профессионализм, в свою очередь, является важнейшим элементом эстетической культуры работников милиции. Он включает в себя, прежде всего, глубокую специальную подготовку, постоянное стремление к совершенству знаний и навыков, безусловное следование требованиям закона, а также формирование эстетически зрелых взаимоотношений в служебных коллективах и с населением на основе нравственности, гуманизма, доброжелательности.

Духовность воспитывается и основывается в то же время на общечеловеческих ценностях. Какие же нравственные ценности можно считать общечеловеческими? Те, которые должны действовать в любом обществе: доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, совесть, мужество, справедливость, достоинство. Этот перечень можно продолжить.

Но главным стержнем здесь проходит идея гуманизма и уважения личности. Примечательно, что эти ценности составляют основу нравственно–профессиональных качеств работника милиции.

Как известно основой эстетической культуры, ее методологическим стержнем, является гуманизм.

В широком смысле гуманизм означает систему идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность человеческой личности. Он исходит из того, что каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь, свободу и счастье, на развитие и реализацию своих способностей. Для гуманизма естественными и желаемыми нормами взаимоотношений между людьми являются принципы равенства, справедливости и человеколюбия. Благо человеческой личности – вот главный критерий оценки деятельности всех социальных (общественных и государственных) институтов.

Основы гуманизма были заложены еще в так называемом «Золотомправиле нравственности».Оно требует: не делай другому того, чего не желаешь себе. Характерно, что «золотое правило» в той или иной формулировке рождалось вполне независимо в культурах разных народов, являясь обобщением жизненного опыта людей, органической частью народной мудрости, и передавалось от поколения к поколению из наиболее значимых моральных норм.

Три тысячи лет назад Заратустра говорил: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте с ними». Конфуций проповедовал эту мудрость в Китае 24 столетия назад. Будда высказывал ее на берегах священного Ганга за 500 лет до рождения Христа. Священные книги индуизма учили этой заповеди за тысячу лет до того. С таким же призывом Иисус Христос обратился к людям на каменистых холмах Иудеи.

Особенно нуждается в нравственно–эстетическом законе современная культура. Тревожно, что в наше время безнравственность приобретаетхарактер эпидемии. Положение усугубляется растерянностью и практической беспомощностью властей в борьбе с разгулявшейся преступностью.

В обществе нагнетается озлобленность, - здесь истоки равнодушия ксудьбам людей. Особенно опасно, когда такая атмосфера охватывает правоохранительные органы. Черствость, равнодушие, грубость – с такими нравственными качествами нельзя служить в милиции. Нужно быть честным,в поступках красивым; не можешь выработать нравственную целеустремленность и порядочность, надо честно признать это и уходить из органов внутренних дел. Личнаяответственность должна приобрести особую остроту. При любых политических ситуациях сотрудник милиции обязан оставаться порядочным, мужественным и эстетически достойным – эти ценности в обществе всегда в почете.

И еще об одном аспекте, характеризующем нашу духовность, следует сказать:об эстетической культуре общения. Низкая эстетическая культура общения сказывается в неуважении людей друг к другу, в неумении ценить чужую мысль. Терпимость к другому мнению – такой должна быть норма жизни.

Остановимся в связи со сказанным на двух понятиях. Есть одно, давновошедшее в русский язык слово. Без которого трудно обойтись, рассматривая тему общения. Это слово – деликатность. Оно сейчас почти вышло из употребления. Но вспомним, какое значение это слово получило в русском языке: красивость, тонкость, чуткость, осторожность в обращении с кем–либо.

Или: один из семантических смыслов термина «культура» связан со словом «почтение». И вместе с тем, как зримо исчезло из жизни наполненное эстетическим содержанием почтительное отношение друг другу! А ведь в человеческом общении важны еще и вежливость, и терпимость, отсутствие капризности, раздражительности.

Высокая духовность, нравственно – эстетический характер взаимоотношений должны присутствовать не только в общении с друзьями и коллегами, но и в общении с людьми, в силу специфики службы, с которыми сотрудникам милиции приходится ежедневно сталкиваться. И надо всемерно бороться с проявлениями случаев неуважения к личности, с хамством, невежеством.

И. конечно же, в основе взаимоотношений должны быть честность и справедливость, что сегодня представляет определенный дефицит. Очень точно сказал известный актер и кинорежиссер Ролан Быков, что люди иногда живут с какой–то двойной «бухгалтерией»: одна – для окружающих, другая - для себя. «Ложь не новость на белом свете, но сегодня она в обиходе… Мы даже не несем за нее перед собой ответственности, ее необходимость как бы подсказана «здравым смыслом». В небольшой лжи и полуправде сегодня стараются не уличать – неприлично. Если мы и боремся с ложью, то чаще с чужой. И никто себя не винит. Мы говорим – «время такое».

Задача гуманитарного образования в высшей школе, которую совместно решают и преподаватели и слушатели (курсанты), преследует цель подготовки не только высококвалифицированных в профессиональном плане специалистов для органов внутренних дел. Но и гуманных, по настоящему духовно развитых, добропорядочных членов общества, эстетически культурных солдат правопорядка.

Духовные ценности, освоенные работниками милиции, только облагородят их труд, приблизят к пониманию жизненных проблем наших сограждан, в свою очередь, будут с пособствовать уменьшению горя и страданий людей, вырабатывать внутреннюю потребность в оказании им действительной и бескорыстной помощи.

4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: