Процессуальное искусство

К процессуальным формам искусства относят разнообразные явления: кинетическое искусство, инвайромент (переживание среды, созданной на основе индустриального или ручного творчества), флюксус (показ свободной игры форм, где тело или предметы создают некую парадоксальную ситуацию), перформенс, акция (искусство действия), искусство жеста и компортеман (поведение), саморазрушающееся искусство, бо-ди-арт. Но главное место среди них принадлежит хеппенингу и перфор-менсу.

Главная идея этого направления - искусство должно быть динамичным в своей проявленности. Статичность объявляется врагом искусства. Произведение искусства не должно быть связано с застывшей материальной формой, а постоянно видоизменяться. Главными действующими персонажами художественного процесса объявляются «участники» - те, кто предлагает, задает проект действия, и те, кто в нем участвует. Хепенинги устраиваются, как правило, под открытым небом и не имеют замкнутого пространства. Их время так же условно ограничено и зависит от импрови-зационности участников. В основе динамики действия хепенингов лежит скорее не сюжет, а последовательность человеческих состояний и переживаний. Таким образом, его сценарий строится по принципу смены настроений, а не по принципу последовательности событий.

Одним из зачинателей хеппенинга стал американский композитор Джон Кейдж. Чаще всего хеппенинги устраивались представителями пространственных искусств, но иногда им предавались и музыканты или деятели театра. Хепенинг можно рассматривать и как продолжение абстрактной живописи, существующей в действии, или как искусство объекта, разросшегося до предметной среды. Это коллаж, разросшийся в пространстве и наполненный звуком, запахом и действием. Сама жизнь рассматривается в данном направлении как художественная форма вероятности и случайности. Искусство становится социальным объектом, соучастием многих людей. Аудитория, зритель, исполнитель сами становятся, сливаясь в единое целое, материалом художественного творчества.

Если хеппенинг - это попытка «войти» в плоскостное изображение, то перфоменс - это скорее одушевление объемного изображения, «ожившая

скульптура». Перформенс, в отличие от хеппенинга, более организован и спланирован, а также лучше сконцентрирован в пространстве и во времени. Его проводят не на улице, а, как правило, в помещениях - выставочных залах. Это связано с тем, что перфоменсы призваны задавать особое настроение, смысловую нацеленность участников на определенную волну. Поэтому тематически перфоменсы часто зависимы от того, где именно, в связи с каким событием они проводятся. Часто не предполагается и вовлеченность зрителей в действие. Исполнителем является сам автор и его друзья. Часто в перформенсах автор нем. Его речь активно заменена жестами и мимикой. Поэтому близким по смыслу оказывается боди-арт, когда художник демонстрирует сам себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: