Концептуализм

Концептуализм (Р. Берри, Д. Хюблер, Л. Вейнер, Д. Грехэм, Э. Хес-се, Б. Науман) стал теоретическим центром неоавангарда. Особое место занимает возникший в России в конце 60—80-х годов «московский концептуализм» (И. Кабаков, А. Монастырский, Р. и В. Герловины, И. Чуйков, В. Пивоваров). Появившись в советской культуре в условиях андеграунда, он отличался от западного концептуализма камерностью, кустарностью, доморощенностью, идеологичностью, нонконформизмом и авангардностью.

Концептуализм претендовал на роль нового феномена культуры, синтезирующего в себе гуманитарные науки, математику, философию и собственно искусство в его новом понимании (артдеятельность, артефакт). На первый план концептуалистами выдвигается концепт — формальнологическая идея вещи, явления, произведения искусства, его вербализуемая концепция, документально изложенный проект. Суть артдеятельности усматривается не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой «идее», в ее конкретной презентации. Сам артефакт в виде картины, объекта, инсталляции, перформанса или любой иной акции объявляется приложением к документальному описанию. Важным в данном случае оказывается не переживание, а интерпретация смысла объекта. Раз нет реального, а присутствует только идеальное, то нет и эстетической оценки. Акцент концептуалистами в визуальных искусствах переносится с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление.

Отрицая и в теории, и на практике традиционные законы эстетики, концептуализм фактически вовлекает в сферу эстетического (т. е. неутилитарного) массу внеэстетических и даже антиэстетических элементов и явлений.


Соц-арт

Соц-арт доводит до абсурда вербальную и живописную символику соцреализма. В основе творчества представителей этого направления -создание системы свободного копирования советских пропагандистских клише, наполненных сочетанием приподнятости и страха.

Представителями данного направления в живописи являются А. Косо-лапов, Л. Соков, Б. Орлов, М. Рошаль, Г. Донской. Их произведения наполнены диалогами официальной культуры и формами ее ниспровержения, издевательскими версиями советских мифов.

Поп-арт - это искусство, которое не знает, что оно искусство.

Клаус Ольденбург


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: