Г.В.Ф. Гегель не писал специальных этических произведений. Основное произведение, содержащее его этическое учение, – это «Философия права». Г.В.Ф. Гегель предпринимает попытку разделить мораль и нравственность. Он, в отличие от Канта, является представителем объективного идеализма, поэтому, с точки зрения немецкого мыслителя, реальный мир, общество, человек – есть воплощение Абсолютного духа. Вся история человечества – это объективация и опредмечивание Абсолютного духа.
Гегель о морали
I. Первая триада – историческая эволюция воли:
0. природная воля, есть первая стадия развития воли. Сама природная воля есть рефлексы и инстинкты;
1. субъективная воля – это разумная воля, она осознает себя, но не осознает другие воли, поэтому Гегель отмечает, что субъективная воля – это несвободная воля, она воспринимает только себя. Эту стадию называют стадией произвола, потому что субъективная воля осознает и признает только себя;
2. объективная воля – свободная воля, она осознает другие воли и соотносит себя с ними.
|
|
II. Вторая триада – развитие морали и нравственности:
3. абстрактное право – его суть в праве на свободу частной собственности;
4. мораль – соответствует стадии субъективной воли, не отличается совершенством;
5. нравственность – соответствует стадии объективной воли, это проявление свободы воли.
III. Третья триада – развитие нравственности:
6. семья;
7. гражданское общество;
8. государство.
Нравственность – это «повиновение в свободе». Таким образом, она обретает статус надсоциального надиндивидуального родового духа.
Во многом, взгляды Г.В.Ф. Гегеля на мораль и нравственность подготовил уже И. Кант. Его противопоставление понятий «категорический императив» и «гипотетический императив» отражает возможные различия нравственности и морали.
Еще один представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах полагал, что идеалистическая этика Канта и Гегеля слишком высоко вознеслись над реальной действительностью. Он попытался на основе эвдемонизма построить этическое учение, понятное для каждого человека.
Моральная концепция Л. Фейербаха