· Второй этап начинается с V в. до н.э. Противоречия внутри греческих полисов обострились, связь между гражданами полиса значительно ослабла, индивидуальные интересы все более брали верх над интересами государства. В обществе утверждается мнение о том, что отдельный человек сам по себе обладает этической ценностью, а не только как представитель сословия, народа, государства. Этика этого этапа становится учением о добродетели и добродетельной личности, о ее нравственной суверенности и самоценности :«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».Протагор (490–420 гг. до н.э.)
· Аристотель (Стагирит), живший в 384–322 гг. до н.э., систематизировал накопленные к тому времени морально-этические воззрения на мир и человека, дал название новой науке «этика» и поместил ее в систему наук между политикой и психологией. Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика».
· Этика есть практическая философия, учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью. Что же такое добродетель? Прежде всего, это поступок, ведущий к благу, без причинения ущерба благу другого. Все добродетели Аристотель делит на два типа: дианоэтические – добродетели разума, высшая добродетель разума есть мудрость; этические добродетели – добродетели характера или чувства, например, мудрость, щедрость. Аристотель формулирует правило золотой середины и считает необходимым следовать ему:
· Добродетель – это золотая середина между двумя пороками: пороком избытка и пороком недостатка.
· Как же даны добродетели человеку? Считалось, что человек от рождения добр или зол. Аристотель же утверждал, что человек от рождения, имеет лишь склонность к добру и злу. Преобладание того или другого зависит от трех причин – среда или окружение; обучение; самовоспитание.
· Первую часть этики Аристотеля можно назвать этикой индивидуальных добродетелей. Вторую часть – этикой социальных добродетелей. Высшей социальной добродетелью Аристотель считает справедливость.
· Вторая часть содержит в себе учение о справедливости. Мы можем выделить две ключевые характеристики справедливости:
1. справедливость как высшая социальная добродетель;
2. справедливость как мера требований и воздаяний.
Виды справедливости:
1. Уравнивающая справедливость: равным – за равное и поровну.
2. Распределяющая справедливость – неравным - за неравное не поровну.
Аристотель заложил основу аксиологических категорий этики, которые дают представление о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни:
1. Добро, зло, благо.
2. Справедливость.
3. Долг и ответственность.
4. Честь и достоинство.
5. Стыд и совесть.
6. Счастье и смысл жизни.