К издержкам по реализации товарной продукции относятся

- издержки по получению заказов;

- издержки по оформлению заказов на товарную продукцию;

- издержки по оформлению договора о поставках;

- коммуникационные издержки на поддержание связей с потребителями и посредниками и т.д.;

- транспортные издержки (если стоимость транспортировки не включена в стоимость поставляемого товара);

- издержки по работам и операциям, связанным со складированием.

В тех случаях, когда продуцент (посредник) не может удовлетворить спонтанно возникший спрос, по причине отсутствия товарной продукции на складе, он несет определенные потери (стоимость потерянных продаж и стоимость ожидания выполнения заказа).

Все материальные потоки товарного характера регулярно поступают в сферу товарного обращения и так же регулярно там расходуются. В связи с этим в распределительной логистике часто используют такой классификационный признак, как регулярность обновления товарной массы.

При этом выделяют:

- материальные потоки текущего или нормального возобновления. Они обеспечивают нормальное протекание процесса товарного обращения. К этому типу потоков относят товарные запасы текущего хранения;

- материальные (товарные) потоки сезонного поступления. Они поступают в сферу товарного обращения за короткий период времени, а расходуются в течение года;

- материальные потоки сезонного расходования. В отличие от второй категории, эти материальные потоки поступают в сферу обращения в течение года, а расходуются за короткий промежуток времени (за сезон). Запасы формы второй и третьей групп образуют категорию товарных потоков сезонного возобновления;

- материальные потоки, возобновляемые периодически. Данная группа потоков включает стратегические запасы, резервы государства и т.д.


ВОПРОС35. Информационные системы в логистике

В современных условиях управление материальными потоками осуществляется с использованием информационных логистических систем, которые представляют собой автоматизированные системы управления материальными потоками. Наиболее часто информационные системы подразделяются на две подсистемы: функциональная и обеспечивающая.

Функциональная подсистема включает в себя совокупность задач, сгруппированных по признаку цели. Эти задачи ориентированы на основные цели логистической системы: реализация необходимых объемов доставки продукции в нужное место и в установленные сроки, обеспечение необходимого качества услуг, поддержание на должном уровне запасов и т.д.

Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы:

- техническое обеспечение, т.е. комплекс технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации;

- информационное обеспечение – справочники, классификаторы, кодификатор и т. д.;

- математическое обеспечение – совокупность методов решения функциональных задач и программное обеспечение.

Информационные логистические системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. В связи с этим к информационным системам в логистике предъявляются следующие требования:

- актуальность информации;

-обеспечение информационной потребности руководителей;

- необходимость и достаточность информации;

- обеспечение информационной связи между подразделениями;

- обязательность передачи информации.

Плановые информационные системы создаются на высшем уровне управления логистических систем и служат для подготовки и принятия решений стратегического характера: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами и резервами и т.д.

Диспозитивные или диспетчерские системы создаются для управления складом или цехом с целью обеспечения отлаженной работы этих логистических систем. Здесь решаются следующие задачи: управление запасами на складах и в цехах, управление транспортом, отбор и комплектование грузов, учет отправленных товаров и др.

Исполнительные или оперативные системы создаются на базе тех или иных органов управления и решают задачи, связанные с оперативным управлением материальными потоками, контролем выполнения планов и графиков их движения, управлением перемещениями грузов и др.


ВОПРОС36. Понятие и классификация информационных потоков в логистике

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля за логистическими операциями.

Классификация информационных потоков в логистике:

1. В зависимости от вида систем, которые связываются потоком:

- горизонтальный, которой принадлежит одному уровню иерархии логистической системы;

- вертикальный - от верхнего уровня логистической системы до нижнего.

2. В зависимости от места прохождения:

- внешний, который циркулирует между логистической системой и внешней средой;

- внутренний, который циркулирует внутри логистической системы или ее отдельного элемента.

3. В зависимости от направления по отношению к логистической системе:

- входящий (поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем);

- выходящий (поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы, либо одной из подсистем).

4. По виду носителя информации;

- на бумажных носителях; - на электронных носителях.

5. В зависимости от назначения:

- директивные (управляющие); - нормативно-справочные;

- учетно-аналитические; - вспомогательные.

6. В зависимости от срочности:

- обычные; -срочные; -очень срочные.

7. В зависимости от степени секретности:

- обычные; - содержащие коммерческую тайну;

- содержащие государственную тайну.

8. В зависимости от значимости почтовых сообщений:

- простые; - заказные; - ценные.

9. В зависимости от скорости передачи:

- традиционные (почта); - быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон).

10. В зависимости от области охвата:

- местные; - иногородние, - дальние, - международные.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

1) источник возникновения сообщений могут быть различными: как от участников логистических цепей, так и от смежных с ними организаций;

2) направление движения потока могут быть горизонтальными и вертикальными, прямыми и косвенными. Горизонтальные - это сообщения между участниками одного уровня. Вертикальные - это потоки между руководящим и подчиненным уровнем управления. Прямое направление - для исполнения требований, имеющихся в сообщении. Косвенное направление - отправка копий сообщения только для ознакомления с данным вопросом;

3) скорость передачи и приема. Для больших информационных потоков размеры определяют по числу документов, листов в потоке, страниц. Для малых потоков объем определяют числом строк в документе или числом слов в сообщении.

4) интенсивность потока;

5) периодичность информационных потоков - характеризует частоту их формирования;

6) вид существования. Информационные потоки документального характера проходят процедуру согласования. Так, плановые сообщения на предприятиях согласуют с руководителями цехов и членами дирекции предприятия. Каждое документальное сообщение утверждается определенными лицами. Без соответствующей подписи документ силы не имеет. Документы имеют различные сроки действия и сроки хранения. Различен и порядок хранения информационных сообщений. Некоторые сообщения собирают в отдельные пачки, другие хранят на магнитных носителях.


ВОПРОС37. Виды логистических информационных систем

Логистические информационные системы подразделяются на три группы:

• плановые;

• диспозитивные (или диспетчерские);

• исполнительные (или оперативные).

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных, решении стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

— создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

— управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;

— планирование производства;

— общее управление запасами;

— управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

— детальное управление запасами (местами складирования);

— распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

— отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.


ВОПРОС38. Принципы построения логистических информационных систем

В основу построения логистической информационной системы должны быть заложены принципы:

1. Полнота и пригодность информации для пользователя. Логистический менеджер должен располагать необходимой и полной (достаточной) информацией для принятия решений, причем в необходимом ему виде.

2. Точность. Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Большое значение имеет точность и достоверность исходных данных для прогнозирования спроса, планирования потребностей в материальных ресурсах и т. п.

3. Своевременность. Логистическая информация должна поступать в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логистические технологии, особенно основанные на концепции "точно в срок". Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени ("on line").

4. Ориентированность. Информация в логистической информационной системе должна быть направлена на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек.

5. Гибкость. Информация, циркулирующая в логистической информационной системе, должна быть приспособлена для конкретных пользователей, иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала фирмы, так и логистических посредников и конечных потребителей. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документы должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников логистического процесса и адаптированы к возможному диалоговому режиму для многих пользователей.

6. Подходящий формат данных. Формат данных и сообщений, применяемый в компьютерных и телекоммуникационных сетях логистической информационной системы, должен максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускная способность и т. д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации

В соответствии с такой структурной декомпозицией в информационных системах в логистике выделяют три уровня:

1. Первый уровень - это уровень рабочего места. На этом уровне осуществляется та или иная логистическая операция с управляемым материальным потоком, а именно его элемент (деталь, единичная упаковка, рабочий стол-спутник или какая-либо другая грузоединица) перемещается, перегружается, упаковывается, проходит ту или иную обработку.

2. Второй уровень - это уровень производственного участка, цеха, склада и др., где происходят процессы обработки, упаковки и транспортировки грузоединиц и размещаются рабочие места.

3. Третий уровень - это система транспортирования и перемещения грузоединиц во всей производственно-сбытовой системе в целом от погрузки сырья, материалов и компонентов до доставки готовых изделий потребителям и расчетов за них.

На верхнем уровне информационной системы реализуется планирующая информационная подсистема. Здесь осуществляется логистическое управление общим материальным потоком с целью организовать производственно-сбытовую деятельность, направленную на наиболее эффективное удовлетворение потребностей рынка.

На втором уровне информационной системы представлены так называемые диспозитивные информационные подсистемы. Эти подсистемы детализируют планы, составленные на верхнем уровне и доводят их до уровня отдельных производственных участков, цехов, механизированных в той или иной степени складов и других производственных подразделений и т. п., а также определяют способы действий этих подразделений.

На нижнем уровне информационных систем размещаются так называемые исполнительные информационные подсистемы. Они доводят задания, правила и инструкции до конкретных рабочих мест и исполнителей, осуществляют также контроль за ходом технологического процесса на рабочих местах и обеспечивают обратную связь, формируя первичную информацию с этих рабочих мест.


ВОПРОС39. Функции логистической информационной системы

1. Планирование логистических процессов в различных аспектах и на разных временных горизонтах, в том числе прогнозирование спроса и планирование потребностей в материалах.

2. Координация логистических событий, операций и процессов по всей цепи продвижения материальных ценностей и услуг.

3. Мониторинг и контроль протекания логистических операций. Эта функция закладывает основы системы учета запасов, поставок, продаж, затрат и т.п. Текущий мониторинг призван создавать основы для регулирования процессов с целью повышения их бесперебой-ности.

4. Оперативное управление логистическими процессами, особенно поставками, транспортировкой, хранением, физической дистрибуцией и т.д.


ВОПРОС40. Задачи и функции транспортной логистики

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

●создание транспортных систем;

●совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

●обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

●выбор способа транспортировки и транспортного средства;

●определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

Основная функция транспортной логистики состоит в создании общей системы, позволяющей оптимизировать процесс перевозок. Для выполнения данной задачи требуется обеспечить участников процесса техническим и технологическим соответствием, используя при этом единые системы планирования, а также согласовать экономические интересы всех сторон.

Менее глобальные, но от этого не менее важные функции транспортной логистики заключаются в следующем.

Во-первых, это решение всех вопросов, связанных с планированием, организацией и выполнением перевозки товара от места, где его изготовили, до пункта назначения. Сюда же относится и оказание различных дополнительных услуг.

Во-вторых, это оформление всех необходимых документов, кроме того, юридическое сопровождение, различные финансовые, страховые и таможенные услуги, информационное обеспечение.

В-третьих, это регулировка объемов партий товара, организация всех разгрузочно-погрузочных работ, в том числе и упаковки, расфасовки, складирования.


ВОПРОС41. Виды транспорта (сравнительная характеристика)

Существуют следующие виды транспорта:

●железнодорожный;

●морской;

●внутренний водный (речной);

●автомобильный;

●воздушный;

●трубопроводный.

Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта

Вид транспорта Достоинства Недостатки
Железно- дорожный ●Высокая провозная и пропускная способности. ●Высокая регулярность перевозок. ●Относительно низкие тарифы. ●Значительные скидки для транзитных отправок. ●Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния ●Ограниченное число перевозчиков. ●Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. ●Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. ●Низкая доступность к конечным точкам продаж. ●Недостаточно высокая сохранность грузов
Автомобильный ●Высокая доступность. ●Возможность доставки груза «от двери до двери». ●Высокая маневренность. ●Высокая скорость доставки. ●Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. ●Возможность отправки груза малыми партиями ●Низкая производительность. ●Зависимость от погодных и дорожных условий. ●Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. ●Недостаточная экологическая чистота
Воздушный •Наивысшая скорость доставки грузов. •Высокая сохранность груза. •Наиболее короткие маршруты перевозок •Высокая себестоимость перевозок. •Высокая капиталоемкость. •Зависимость от погодных условий. •Недостаточная географическая доступность

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

· время доставки,

· частота отправлений груза,

· надежность соблюдения графика доставки,

· способность перевозить разные грузы,

· способность доставить груз в любую точку территории,

· стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую - очередь принимают во внимание:

- надежность соблюдения графика доставки;

- время доставки;

- стоимость перевозки.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.


ВОПРОС42. Транспортные тарифы

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

● плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

● сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

● правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должны обеспечивать:

транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

· сдельные на перевозку грузов;

· на повременное пользование грузовыми автомобилями;

· за перегон подвижного состава;

· договорные и др.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.


ВОПРОС43. Транспортные издержки

Издержки транспортные, совокупность затрат, связанных с перевозками грузов и пассажиров. При перевозке грузов производятся затраты: на погрузочно-разгрузочные работы, на перемещение (перевозку) грузов от пунктов производства до мест потребления и на тару (упаковку), если последняя необходима только для перемещения груза, а не для его хранения или реализации (продажи); при перевозке пассажиров — на обслуживание пассажиров в пунктах отправления и назначения (вокзалах, портах, станциях), на перемещение пассажиров разными видами транспорта.

Затраты на перевозку грузов и людей внутри предприятий не относятся к народно-хозяйственным т.и. в сфере обращения, а включаются в издержки производства, так как являются частью технологического процесса производства той или иной продукции (перевозки сырья и топлива со складов в цехи, материалов и полуфабрикатов из цеха в цех, готовой продукции из цехов на склады готовых изделий; спуск в шахту и подъём из шахты горняков подъёмными лифтами, канатными дорогами и т. п.). Различают общественные т.и. и издержки транспортных предприятий.

В общественные т.и. необходимо включать, помимо затрат на перевозки грузов и пассажиров транспортом общего пользования, также и затраты промышленных предприятий на перевозки по подъездным путям, связывающим их с транспортом общего пользования. К общественным т.и. относятся и затраты народного хозяйства на перевозки пассажиров транспортом общего пользования. Издержки транспортных предприятий слагаются из их затрат на перевозку, погрузку-выгрузку грузов, их хранение и т. п.

Абсолютная величина т.и. зависит от объёма и стоимости перевозок. Полного ежегодного учёта т.и. не производится. Ввиду различий себестоимости и средней дальности перевозок доля отдельных видов транспорта в т.и. не соответствует их доле в грузообороте. Поскольку удельный вес железнодорожного транспорта в междугородных перевозках пассажиров систематически снижается, а автобусного и особенно воздушного транспорта повышается, то соответственно изменяется и доля этих видов транспорта в т.и. на такие перевозки.


ВОПРОС44. Создание и функционирование логистических центров

Разработка оптимальных схем перевозок (оптимальных логистических цепочек) является предметом транспортной логистики. Фактически, необходимо применить оптимизирующий инструмент поиска пути обеспечения своевременной доставки товара к местам назначения при обязательном сокращении транспортных расходов.

Вопрос о создании логистических центров - систем, которые осуществляли бы планирование и организацию рациональной доставки грузов, контроль выполнения согласованного графика перевозки и предоставление соответствующей информации грузовладельцам - назрел.

Основную задачу логистического центра можно сформулировать как - повышение согласованности работы разных видов транспорта в организации смешанных и интермодальных перевозок; надлежащая организация комплексного транспортного обслуживания клиентов; расширение видов оказываемых услуг и повышение их качества.

Помимо этого, специалисты логистического центра должны непрерывно работать в направлении:

●привлечения дополнительных объемов перевозок транзитных грузов;

●сокращения времени их доставки из-за уменьшения простоев на пунктах перевалки грузов на другие виды транспорта и на пограничных переходах;

●расширения международного сотрудничества.

Основные функции логистического центра должны обеспечить реализацию новых видов услуг и удовлетворение повышенных требований пользователей транспортных услуг к комплексности и качеству обслуживания.

Логистический центр должен реализовывать свои задачи через партнеров - участников логистической цепочки. Партнерами логистического центра могут быть организации транспорта, таможенные органы, терминалы, страховые компании, банки и другие поставщики сопутствующих услуг.

Что касается основных функций логистического центра, то их можно разделить на две составляющие - функции организации и контроля.

В первый блок - должны входить:

● организация логистических цепочек, заключение комплексных договоров с клиентами на доставку грузов и осуществление сопутствующих операций, связанных с перевозкой, в том числе нетранспортных логистических операций (таможенная очистка и другие);

●обеспечение информационного взаимодействия с иностранными железными дорогами и другими иностранными участниками логистических цепочек;

●маркетинговые исследования рынка, предоставление клиентам справочной информации и так далее.

Второй блок функций должен включать, в первую очередь, непосредственно контроль выполнения логистических цепочек, транспортных и других операций, возникающих в пути следования грузов, а также оперативный анализ нарушений согласованного графика перевозки грузов и выработку - совместно с поставщиками услуг - предложений по ликвидации или минимизации последствий сбоя логистической цепочки.

Важно акцентировать внимание на том, что необходимым условием создания и функционирования логистического центра является организация информационной поддержки, которая должна обеспечить взаимодействие с клиентами и партнерами Логистического центра, а также расчет оптимального маршрута перевозки и контроль графика доставки, ведение расчетов со всеми участниками перевозки и выполнение других уставных функций центра.


ВОПРОС45. Понятие и цель логистического менеджмента

Для достижения целей логистической системы "логистический менеджмент" в фирме выполняет ряд основных управленческих функций:

●организация;

●планирование;

●регулирование;

●координация;

●контроль;

●учет и анализ.

Назначение логистического менеджмента — поддержание корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутрифирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов и продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.

В рыночной экономике «менеджмент» имеет два значения:

во-первых, совокупность средств и форм управления основными сферами бизнеса внутри компании, а также взаимоотношений с внешними партнерами по бизнесу и с потребителями продукции (услуг) для достижения ее стратегических, тактических и оперативных целей и задач;

во-вторых — управляющий персонал компании.


ВОПРОС46. Основные организационные структуры логистического менеджмента

Под организационной структурой логистической системы понимается качественно определенный, относительно устойчивый порядок функциональных связей между ее звеньями. В процессе развития теории управления производством и различных аспектов менеджмента применительно к современному уровню рыночных отношений выделились следующие основные организационные структуры управления:

●линейная,

●функциональная,

●линейно-функциональная (штабная),

●линейно-штабная.

Для обеспечения гибкости управления сложными экономическими объектами, какими являются крупные фирмы, основные организационные структуры дополняются программно-целевыми формами управления в виде различных матричных структур: управление по проекту, управление по продукту, координационные комиссии, интегральное управление и т.д. Исследование организационных структур систем управления показывает, что для синтеза эффективной организационной структуры логистической системы необходимы следующие условия:

1) выделение необходимых и достаточных функций логистического менеджмента (ключевых логистических функций);

2) обособление звеньев логистической системы по функциям управления, необходимым для реализации глобальной цели логистической системы;

3) наличие отношений логистического менеджмента (координации, интеграции, согласования) между выделенными звеньями логистической системы.

При формировании организационной структуры функциональная структура логистической системы всегда остается ее основным ядром, определяя содержание процесса логистического менеджмента.

Особенностью логистической системы является то, что почти каждое ее звено является синтезом объекта и субъекта управления, причем отдельные звенья могут представлять собой функционально обособленные логистические подсистемы, имеющие свои цели и локальные критерии оптимизации. Поэтому достижение стратегической цели логистической системы должно быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции, координации и директивного управления в высшем эшелоне менеджмента фирмы, который может быть реализован, например, в виде отдела логистики, интегрального менеджера и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: