Символический подход

Б. Вильперт - исследователь в области организационного поведения, отмечает, что символическое направление в изучении организаций пользуется широкой популярностью. Проблема символического менеджмента анализируется в работах конца 70-х годов. Основные посылки данного подхода: «1) смысл или интерпретации происходящего в организации важнее того, что происходит в действительности;2) нестабильность и неопределенность, широко распространенные в большинстве организаций, препятствуют рациональному решению проблем и принятию решений; 3) люди используют символы для уменьшения неопределенности и установления ориентиров поведения при столкновении с нестабильностью». В качестве символов могут выступать эмблемы, флаги, мифы, анекдоты, клички, привычки, обычаи и т.п. руководители посредством символов могут поддерживать идеологию организации и ориентировать сотрудников в сложном мире. Символы имеют смысл и приносят пользу только тогда, когда члены организации понимают их значение одинаково, что определяется в первую очередь существующими культурными ценностями. Исследователи обычно рассматривают «символическое управление» как течение внутри организационно-культурного подхода.

В современной науке существует три основных подхода к феномену организационная культура: символический, когнитивный, систематический (Липатов 1997).

Когнитивный подход, в рамках которого организационная культура рассматривается как «смысловая система» или «система знаний, верований и правил»

Систематический подход заключается в рассмотрении в качестве основной культурной детерминанты организационного климата как «набора объективных свойств организации (ее объем, формальная структура, стиль руководства, цели организации и др.), с одной стороны, и как психологической среды (субъективные впечатления, восприятие организации со стороны ее работников), с другой стороны»

Символический подход основывается на представлениях нестабильности и неопределенности, характеризующих организации. За счет того, что символ становится в не стабильной среде ориентиром, значение которого одинаково понимается всеми членами организации, он используется членами организации для снижения неопределенности. Выделяют три типа символов - вербальные, материальные, и символы, существующие в виде действий. Символы выполняют следующие функции в организации: описательная - заключается в том, что символы дают представление об организации, выражают ее суть; контролирующая энергию - с точки зрения этой функции символы могут либо увеличивать напряжение, либо уменьшать его; поддерживающая систему - эта функция заключается в том, что символы указывают направление деятельности и обосновывают те или иные действия четким соблюдением правил. Организационные символы имеют смысл только в пределах конкретной организации, прежде всего потому, что передают значения внутри социальных единиц. Таким образом, важным является процесс создания и рассмотрения символов. Управление посредством символов представляет собой направление, обозначаемое как «символическое управление» или «символический менеджмент»

Паблицитный капитал — это качественная и количественная совокупность всей информации известной об объекте общественности, измеряемая в денежном эквиваленте. Одна из основных задач PRспециалиста в любой фирме — это увеличение паблицитного капитала. В каком-то смысле понятие «паблицитный капитал» близко к понятию «нематериальные активы предприятия». Раскрученныйбренд имеет в несколько раз больше нематериальных активов, чем материальных.

По мнению доктора социологических наук Шишкиной М. А.: паблицитный капитал (publicity capital) — это особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций. Этот вид капитала несводим к другим видам, но в существенной мере произволен от них. Паблицитный капитал, как и любой другой, представляет собой социальное отношение, связанное с собственностью, и сущность его связана с самовозрастанием стоимости за счет использования потребительной стоимости, заключенной в собственности. Субъект собственности на паблицитный капитал за счет его рыночного использования способен осуществить увеличение своей экономической власти. Как и другие виды капитала, паблицитный капитал представляет собой самовозрастающую стоимость, способную увеличивать экономическую власть своего собственника. Возрастание объема паблицитного капитала означает для его собственника прирост общественного доверия, укрепление позитивного имиджа, формирование все более благоприятного общественного мнения и другие. Но все эти результаты имеют свой, вполне определенный экономический эквивалент.

Паблицитный капитал (капитал публичности) способен конвертироваться в другие виды капитала — экономический, политический и другой, но и они, в свою очередь, могут быть конвертированы в паблицитный капитал. Таким образом, капитал публичности по своей природе не отличается от других видов капитала и представляет собой самодвижущуюся стоимость, обеспечивающую приращение экономической власти своего собственника.

Неформальные (неформализованные) исследования» - исследования, проводимые без каких-либо общих, заранее согласованных правил и процедур, использование которых позволило бы кому-то другому повторить исследование. Распространяются только на обследованную аудиторию.

Ø Ненавязчивое изучение.

Ø Журналистское расследование.

Ø Аудит мнения и коммуникационный аудит.

Аудит популяризации (анализ вырезок

Неформальные исследования проводятся без соблюдения определенных научных, общепринятых правил и процедур, требующих от исследователя всякий раз точно копировать исследовательский процесс. В отличие от формальных исследований, результаты которых можно использовать для предсказаний и прогнозирования, неформальные исследования используются исключительно для описания конкретных ситуаций.

Часто используемыми разновидностями неформальных исследований являются "ненавязчивые" наблюдения, эксперименты, опыты, не предусматривающие вмешательства в чьи-то или какие-то дела, журналистские расследования, коммуникационный аудит, аудит общественного мнения, анализ паблисити и др. В таких исследованиях большую роль играют интуиция и личный опыт исследователя.

Формальные (формализованные) исследования» -

исследователь несет ответственность за честность в презентации данных исследования, сохранение конфиденциальности и объективную интерпретацию данных.

Распространяются всю генеральную совокупность.

Формальные исследования предусматривают строгие методы сбора информации на основе формирования научно выборок. Этот тип исследований требует строгого соблюдения определенных процедур исследовательского процесса, начиная с постановки задачи и заканчивая интерпретацией полученных данных, подачей заключительного отчета о проделанной работе.

Формальные исследования по своей методике делятся на качественные и количественные. Качественные исследования (качественный анализ) - это те, что базируются на теоретических ресурсах социологии, индивидуальном опыте, наблюдениях, анализе личных и официальных документов и т.д. Самыми распространенными специальными методами качественного анализа выступают историографический (биографический) метод, исследование отдельных примеров, изучение личных документов (дневников), углубленные интервью, фокус-группы, панельные исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: