Социализация человека происходит с помощью ряда механизмов. А.В.Мудрик выделяет две основные группы механизмов:
1. Психологические и социально-психологические механизмы: импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровне, особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте; экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами; подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного или непроизвольного усвоения человеком социального опыта; идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой или образцом; рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.
|
|
2. Социально-педагогические механизмы: традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.); институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др., а так же средства массовой коммуникации); стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры. Но субкультура влияет на социализацию человека лишь тогда, когда являющиеся ее носители группа людей референтны или значимы для человека; межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.). В его основе лежат психологические механизмы.
Все вышеперечисленные механизмы социализации, взаимодействуя между собой, образуют единый комплекс внешних воздействий на поведение и мышление человека. Сущность процесса социализации как формирующего механизма состоит в том, что усвоенные личностью внешние социальные воздействия приобретают личностный смысл и значение.
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность «социализации».
2. Какие стадии социализации выделяют ученые?
|
|
3. Кто выступает агентами социализации? Назовите основное различия между двумя типами агентов социализации.
4. По средствам каких механизмов проходит социализация?
Литература
1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.
2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1999
3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.
4. Педагогика: пед. Теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред.С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 512 с.
5. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.