Механизмы социализации

Социализация человека происходит с помощью ряда механизмов. А.В.Мудрик выделяет две основные группы механизмов:

1. Психологические и социально-психологические механизмы: импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровне, особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте; экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами; подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного или непроизвольного усвоения человеком социального опыта; идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой или образцом; рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

2. Социально-педагогические механизмы: традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.); институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др., а так же средства массовой коммуникации); стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры. Но субкультура влияет на социализацию человека лишь тогда, когда являющиеся ее носители группа людей референтны или значимы для человека; межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.). В его основе лежат психологические механизмы.

Все вышеперечисленные механизмы социализации, взаимодействуя между собой, образуют единый комплекс внешних воздействий на поведение и мышление человека. Сущность процесса социализации как формирующего механизма состоит в том, что усвоенные личностью внешние социальные воздействия приобретают личностный смысл и значение.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность «социализации».

2. Какие стадии социализации выделяют ученые?

3. Кто выступает агентами социализации? Назовите основное различия между двумя типами агентов социализации.

4. По средствам каких механизмов проходит социализация?

Литература

1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1999

3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.

4. Педагогика: пед. Теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред.С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: