И конкурентоспособность

Любая наука последовательно проходит три этапа развития: накопление материала, его систематизация, установление закономерностей.

Логистика как наука в настоящее время находится на рубеже второго этапа. Систематизация имеющегося материала еще не закончена, а параллельно уже предпринимаются попытки определить принципы и выявить закономерности оптимизации потоковых процессов.

Как наука и практика логистика имеет своей целью повышение организованности производственных систем и поэтому она тесно взаимодействует с организацией производства как наукой о проектировании, создании и развитии производственных систем. Законы и закономерности организации производства являются базой для решения логистических проблем.

В настоящее время в теории организации производства можно выделить две группы закономерностей: закономерности организации производственных систем и закономерности организации производственных процессов.

Закономерности организации производственных систем, например, нашли свое отражение в работах Е.Г. Гинзбурга и В.А. Петрова.

Большим достижением в современной теории организации производства можно считать выявление и описание того, как проявляются законы организации высокоэффективных, ритмичных производственных процессов. Речь идет о законе: упорядоченности движения предметов труда в производстве; календарной синхронизации продолжительностей технологических операций; эмерджентности основных и вспомогательных производственных процессов; резервирования ресурсов в производстве; ритма производственного цикла выполнения заказа.

Природа воздействия этих законов на организацию производственных процессов, на организацию производства описана в работах Ю.Ю. Наймарка.

Использование вышеназванных законов организации производственных процессов позволяет спланировать и поддерживать ритмичную работу производственных подразделений предприятия, т.е. работу в форме рациональной организации производственных процессов, при которой процессы изготовления отдельных деталей, комплектов деталей и выполнения отдельных заказов программы сочетаются по заранее определенному плану. Это сочетание и обеспечивает ритмичную работу как непрерывное возобновление всего производственного процесса одновременно (параллельно) во всех производственных подразделениях и на каждом рабочем месте в строгом соответствии с плановой пропорциональностью, технологической прямоточностью и экономически обоснованной надежностью выпуска изделий в установленные сроки и надлежащего качества.

Организация и поддержание ритмичной работы каждого предприятия его производственных подразделений позволяет устранить традиционные потери ресурсов рабочего времени рабочих и оборудования (а они составляют не менее 40% первоначальной величины ресурсов) по организационно-техническим причинам. Организация и поддержание ритмичной работы каждого предприятия предполагает целенаправленное резервирование ресурсов в плане до 5-8% их первоначальной величины.

И наконец, организация и поддержание ритмичной работы каждого предприятия обеспечивает ему конкурентные преимущества: лидерство по минимуму затрат, гарантированное время доставки заказов, индивидуализацию изделий по требованиям заказчиков, гибкое регулирование объемов производства, расширение сервисных услуг и ряд других преимуществ.

25. Управление логистической системой на предприятии

Быстрое развитие информационных технологий позволило автоматизировать управленческий процесс логистического менеджмента на предприятии за счет использования современного программного обеспечения, который позволяет контролировать процесс, начиная от закупок материалов через производство к распределению и заканчивая продажей готовой продукции.

Непосредственно в производственном процессе используются логистические системы управления, применяемые для каждого типа производства свои методы управления.

Для предприятий первого типа (единичное производство изделий на заказ), это разного рода сетевые модели: методы PERT и «критического пути», а также стандарты управления MRP, которые фактически включают в себя эти методы сетевых расчетов.

Для предприятий второго, третьего и четвертого типов (серийное производство) — это методы MRP. Это основная область применения данных стандартов. В России широкое применение получили машино-комплектные системы.

Для предприятий пятого типа (массовое производство) — это методы Just-In-Time (JIT, Kanban), а также используемые в России различные варианты отечественных комплектных систем (новочеркасская, сутко-комплектная, Р-Г-система и так далее). Могут работать также методы MRP. В той ситуации, когда темпы сбыта продукции (а значит и темпы производства) неустойчивы — вполне типичная ситуация для России — то комплектные методы и JIT перестают работать, и MRP — единственная оптимальная альтернатива.

Для производств непрерывного типа нет общепризнанных методов управления, но в части планирования и учета методы MRP вполне пригодны.

В логистической системе класса MRP должны быть четко выделены три базовых блока:

Формирование основного плана на основе заказов клиентов и прогноза спроса. Этот организационно-алгоритмический процесс включает процедуру быстрой проверки выполнимости плана по ресурсам, так называемое «приблизительное планирование мощности — Rough Cut Capacity Planning»;

Планирование потребностей, то есть составление плана-графика изготовления партий изделий собственного производства и плана-графика закупки материалов и комплектующих. При этом работают вполне определенные алгоритмы расчета размеров заказов и дат запуска заказов на основе сетевых моделей. На этом этапе выполняется также расчет загрузки ресурсов или балансировка плана-графика по ресурсам — процедура «планирование мощности — Capacity Planning»;

Оперативное управление. Процедуры проверки укомплектованности и запуска заказов, управление ходом производства через механизмы производственных циклов, приоритетов, размеров заказов. Учет выполнения операций и заказов. Складской учет.

Системы класса MRP направлена на планирование деятельности служб сбыта, снабжения и производства как сквозной график взаимосвязанных заказов. Они должны включать средства бюджетирования и развитую систему управленческого учета, они должны содержать систему бухгалтерского учета или иметь интерфейс с такой системой, работающей как в российских, так и в западных (GAAP, IAS) стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, они должны включать средства, позволяющие смоделировать весь ход производства при данном варианте основного плана, чтобы увидеть возможные будущие проблемы и узкие места. Наконец, системы класса MRP должны поддерживать методы Just-In-Time.

Логистическую систему Just-In-Time необходимо различать как метод управления и как своеобразную философию управления. Так как использование системы JIT как метод управления — это совсем просто. Данную систему нельзя воспринимать как компьютерную систему, так как система использует карточки с одним-двумя управляющими действиями. Любой грамотный специалист отдела программирования может реализовать на вашей фирме такую систему. Но для того чтобы она работала, необходимо понимание философии управления. Для этого требуется высочайшая организация и точнейшая синхронизация всех производственных процессов, включая операции с поставщиками и субподрядчиками. JIT как философия управления ориентирована на организацию бездефектного производства при минимуме издержек.

Использование логистики из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве, так и через дистрибутив товаров способствовала разработанная логистическая система DRP (Distr bgcolor=dcdcdcibution Requirements Planning) — система управления распределением продукции. К числу важных функций DRP, а затем её расширенных модификаций стали относиться контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок, распределение, формирование связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.

Следующий шаг в развитии логистической системы был сделан японской фирмой Тоёта, сформулировавшей новую философию управления качеством продукции — TQM (Total Quality Management) — всеобщего управления качеством, которая стала применяться различными фирмами мира, использующими стратегию постепенного наращивания объемов производства.

Основа системы TQM — это управленческий подход, ставящий в центре внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всего коллектива фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющей достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом. Используемая философия управления в системе TQM, признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. Этот подход применим в равной мере ко всем элементам логистических систем.

Для успешного функционирования системы логистического менеджмента используется производственное расписание, сформированное исходя из задачи удовлетворения потребительского спроса и отвечающего на вопросы: кто, что, где, когда и в каком количестве будут выпускать (производить). Производственное расписание, составленное на основе объемно-календарного планирования, позволяет установить дифференцированные по всей фирме и по каждому структурному производственному подразделению объемные и временные характеристики материальных потоков.

Производственное расписание дополняется графиком комплектации в зависимости от общей длительности производственного цикла и отдельных его составляющих, что является основой обеспечения каждого структурного подразделения необходимыми материальными ресурсами. Эффективность логистического менеджмента будет во многом зависеть от точности расчета и прогнозирования длительности циклов поставки отдельных видов материальных ресурсов, производства компонентов и сборочных единиц.

Методы, применяемые для составления производственного расписания, зависят от типа производства (массовое, серийное, единичное), а также характеристик спроса и параметров заказа. Классическим методом объемно-календарного планирования и составления производственного расписания является ленточная диаграмма, в которой соотносятся время и виды выполняемых работ при производстве готовой продукции. Более сложные методы, например, метод сетевого планирования, применяются обычно на этапах опытно-конструкторских работ, а также в авиа — и судостроении. Эти методы предполагают последовательное или последовательно-параллельное выполнение определенных работ и их этапов, которое обеспечивает сокращение длительности общего производственного цикла. Достоинством указанных методов является простота, наглядность в определении потребности в материальных ресурсах или исполнителях. Заказы на потребные материальные ресурсы могут быть размещены заранее, что обеспечивает более высокую надежность поставок. Потребности в определенных материальных ресурсах при этом определяются из комплектовочных ведомостей. К недостаткам методов относится чрезвычайно высокая трудоемкость при многономенклатурных (многоассортиментных) материальных потоках.

26. Основные логистические концепции организации производства.

Концепция «точно в срок»

Наиболее широко распространенной в мире логистической концепцией является концепция «точно в срок» (Just-in-time, JIT). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Toyota Motor, а затем и другие автомобилестроительные фирмы

В Японии начали активно внедрять микрологистическую систему KANBAN. Название данной концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать указанный подход в автомобилестроении.

Первоначальным лозунгом концепции «точно в срок» было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов.

Исходной постановкой было то, что, если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке страховые запасы, иммобилизующие денежные средства фирмы, оказывались не нужны.

Концепция «точно в срок» – это современная концепция построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.

Логистическая концепция «точно в срок» характеризуется следующими основными чертами:

-минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного произ-водства, готовой продукции;

-короткими производственными (логистическими) циклами;

-небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

-взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;

-эффективной информационной поддержкой;

-высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

Логистические системы, использующие принципы концепции «точно в срок», являются «тянущими» системами (pull systems), в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или логистических посредников в системе дистрибьюции.

В концепции «точно в срок» существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и готовой продукции.

Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание.

Современные технологии JIT и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственных концепций и распределительных систем, таких, как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, логистические системы быстрого переключения выравнивания уровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое автоматизированное производство, современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управления циклами качества продукции и т.п. Поэтому в настоящее время принято относить такие технологии к новой версии концепции «точно в срок» – концепции JIT II.

Основной целью логистической концепции JIT II является максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для минимизации уровня запасов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Системы, основанные на идеологии JIT II, используют гибкие производственные технологии выпуска небольших объемов готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса.

Микрологистическая система KANBAN, впервые примененная корпорацией Toyota Motor в 1972 г. на заводе «Такахама» (г. Нагоя, Япония), представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов.

Сущность системы KANBAN – это снабжение всех производственных подразделений завода, включая линии конечной сборки, материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа подразделения фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производственно-технологического цикла.

Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа – количество деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий фирмы Toyota, так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов.

Таким образом, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции, что позволяет реализовать концепцию «точно в срок». Большинство отечественных авторов, рассматривая схему KANBAN, приводят пример из одной из основополагающих работ Я. Мондена.

Важными элементами микрологистической системы KANBAN являются информационная система, включающая не только карточки, но и производственные, транспортные и снабженческий графики, технологические карты, информационные световые табло и т.д., система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров; система всеобщего (ТQМ) и выборочного («Дзи-дока») контроля качества продукции, система выравнивания производства и ряд других.

Практическое использование системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм; снизить себестоимость производства; практически исключить страховые запасы и значительно уменьшить объем незавершенного производства. Анализ мирового опыта применения микрологистической системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные – на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции.

27. Теоретические основы распределения в логистике

Понятие «распределение» среди зарубежных логистов получило широкое распространение в конце 1950-х и в 1960-х гг., в то время когда дефицит товаров сменился их избытком. В этот период распределение часто понималось как синоним маркетинга, что нередко приводило к терминологической путанице. Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М. В. Залмакова как упаковку продукции, экспедирование, управление сбытом и транспортировкой. В связи с этим к функциям распределения относятся: определение и удовлетворение покупательского спроса; накопление и размещение запасов готовой продукции; установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям; выбор рациональных форм товародвижения.

Исходя из этого рассмотрим коммерческое, канальное и физическое распределение.

Коммерческое распределение охватывает функции планирования, анализа, контроля и регулирования сбыта, т. е. управление сбытовой деятельностью.

Канальное распределение — это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или передают кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на всем пути следования от производителя к потребителю.

 Под физическим распределением понимаются функции хранения, транспортировки, складирования, пе­реработки и т. п., — деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением материалови готовых изделий от места их происхождения к местам их потребления.

Общая единая операция «физическое распределение* состоит из ряда элементарных операций, которые в свою очередь могут быть объединены в комплексные (групповые) операции. Комплексные операции включают в себя транспортировку, экспедирование, складирование, перетаривание, грузопереработку, управление запасами; элементарные операции включают погрузку, разгрузку, перевозку, хранение, сортировку, комплектацию и т. п.

Для практического выполнения операций по физическому распределению продукции могут быть привлечены как соответствующие подразделения фирмы-производителя, занимающиеся сбытом, так и специализированные фирмы-посредники, занимающиеся выполне­нием тех или иных операций. Как правило, эти фирмы объединяют выполнение нескольких функций из соображений организационного и эксплуатационного удобства.

В логистике выделяют три вида распределения продукции:

> Интенсивное распределение — это такое распределение, в котором участвует возможно большее число сбытовых контор по реализации продукции, причем каж­дая снабжается запасами необходимого объема.

> Эксклюзивное распределение — распределение, в котором участвует ограниченное минимумом для данной территории число сбытовых контор, каждая из которых обладает исключительными правами на сбыт данной продукции в данном регионе.

> Селективное распределение — это такое распределение, при котором на данной территории устанавливается не максимально возможное, но и не минимальное число сбытовых контор, обеспеченных запасами готовой продукции.

Организация доставки продукции от производителя к потребителю во многом определяется характером самой этой продукции и масштабом и степенью колебания спроса на нее. С этой точки зрения все товары разделяются на три разновидности:

> товары среднего спроса с перемежающимся и подверженным колебаниям уровнем спроса;

> массовые товары с постоянным, мало изменяющимся спросом;

> специальные товары, с разовым и ограниченным по объему спросом.

Если под логистикой понимается наука об управлении экономическими потоковыми процессами, а под распределением — совокупность коммерческого, канального физического распределения готовой продукции и услуг, то понятие распределительной логистики можно сфор­мулировать как процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли коммерческими структурами. Таким образом, распределительная логистика представляет собой деятельность, связанную с планированием, контролем и управлением транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Особенностями распределительной логистики в отличие от традиционных сбыта и продажи являются подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками); системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Логистическая система распределительной логистики создается как структура, формируемая партнерами в процессе конкурентного обмена в целях предоставления потребителям товаров и услуг в нужные сроки с минимальными логистическими издержками.

Объектом изучения в распределительной логистике является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю, а предметом — рационализация процесса физического продвижения продукта к по­требителю.

Задачи распределительной логистики включают в себя такие сферы деятельности, как изучение спроса на продукцию и услуги предприятия; формирование портфеля заказов потребителей; участие в ассортиментной загрузке производства заказами потребителей; перспективное, текущее и оперативное планирование сбыта; выбор каналов товародвижения готовой продукции; нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения; разработка планов перевозки (отпуска) готовой продукции и организация их выполнения; организация работы собственнойтоваропроводящей сети; осуществление мероприятий по стимулированию сбыта; заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением; участие в разработке планов-графиков запуска-выпуска готовой продукции; разработка сметы затрат по сбыту и контролю за се соблюдением; адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка; осуществление принципа системности, т. е. управление распределением во взаимосвязи всех элементов сбытовой деятельности.

Организованная в соответствии с перечисленными принципами распределительная логистика обладает свойствами эмержентности, синергизма и конгруэнтности.

1. Под эмерженткоетъю распределительной логистики понимается ее способность к созданию системного эффекта от оптимизации взаимосвязи деятельности всех элементов коммерческого, канального и физического распределения.

2. Эффект синергизма (интегративные свойства) позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности.

3. Конгруэнтность распределительной логистики проявляется в соответствии целей ее элементов друг другу и целям системы в целом.

К основным задачам распределительной логистики можно отнести: максимизацию прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей; эффективное использование производственных мощностей предприятия за счет их оптимальной загрузки заказами потребителей; адаптацию деятельности предприятия с учетом постоянно меняющихся условий на рынке.

Таким образом, распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материаль­ным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика, при атом основной удельный вес занимает деятельность, связанная с управлением материальными потоками, осуществляемая впроцессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

28. Распределительная логистика и ее задачи

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров. Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается.

Распределительная логистика строится на следующих логистических принципах:

координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;

интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем;

адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и, в первую очередь, к запросам покупателей;

системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;

комплексность, т.е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;

оптимальность, как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;

рациональность, как в организационной структуре, так и в организации управления.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке "поставщик - потребитель", начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. Состав задач распределительной логистики на микро- и на макроуровне различен. На уровне предприятия, т.е. на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

планирование процесса реализации;

организация получения и обработки заказа;

выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

организация отгрузки продукции;

организация доставки и контроль за транспортированием;

организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

выбор схемы распределения материального потока;

определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

29. Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаимо­связь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой марке­тинга:

1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования.

2. Анализ потребителей.

3. Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.

4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то задачи третья и четвертая должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга

В целостной стратегии распределительной логистики можно выде­лить две основополагающие стороны. В упрощенном виде их можно представить, во-первых, как изучение потребностей рынка, чем, собственно, занимается и маркетинг, и, во-вторых, как способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспортно-экспедиционного обслуживания '. Рассмотрим в отдельности каждую из этих сторон.

Развитие маркетинга связано с обострением проблемы реализа­ции продукции и ростом требований к подразделениям фирм, зани­мающихся сбытом и материально-техническим снабжением. Прежде всего возникает необходимость совершенствования сбытовой поли­тики в целях формирования рынка и значительного улучшения пла­нирования реализации продукции фирм. При разработке такой по­литики специалисты службы сбыта должны ориентироваться на кон­цепцию сквозной логистики, распространяемой на все предприни­мательство и охватывающей производство в широком смысле как по горизонтали, так и по вертикали, а также включающей в себя плани­рование, управление предметными и информационными потоками от создания продукции до ее распределения.

Анализируя более конкретно эту проблему, следует отметить, что основной упор в планировании с помощьюлогистических методов делается на выявлении и учете потребительских и иных характерис­тик продукции, а также определении их зависимости от рыночных факторов.

Прежде всего сюда включаются конкуренция, спрос на рынке, доступность рынка и ряд других факторов. Для успешного продвижения товара на рынок необходимо провести ряд подготови­тельных проектов-исследований, включающих: планирование объе­ма и номенклатуры товаров с учетом зависимости от различных факторов; проверку планирования путем моделирования сбытовой деятельности фирмы и определения его (планирования) достовер­ности; принятие плана действий по сбыту и использование его по­казателей для производственных программ. Этот анализ обычно проводит специальная аналитическая группа отдела сбыта фирмы или компании.

В настоящее время высказывается обоснованное мнение, что включение маркетинга в распределительную логистику в качестве ее органической составной части может послужить одним из наиболее эффективных путей совершенствования сбытовой деятельности.

С точки зрения логистического подхода следует различать, во-первых, концепцию маркетинга как общую философию бизнеса, пронизывающую коммерческую организацию деятельности всех служб (прежде всего сбытовых), и, во-вторых, концепцию марке­тинга как функциональную деятельность специализированной службы по изучению рынков сбыта выпускаемой продукции, выработке политики цен и составлению прейскурантов, организации рекламы и т. д.

Наиболее важными являются следующие функции маркетинга: исследование и идентификация рынка; разграничение рынка по соотношению спроса и предложения; формализация и обеспечение преимуществ продукта фирмы по отношению к конкурентам; разра­ботка маркетингового предложения.

30. Каналы распределения товаров

По количеству посреднических звеньев все каналы распределения делятся на каналы различного уровня. Звено логистической системы, деятельность которого направлена на приближение товара и права собственности на него к конечному потребителю, является уровнем канала.

Каналы нулевого уровня характеризуются полным отсутствием посредников, т. е. производитель напрямую работает с потребителем, а каналы первого уровня – наличием одного посредника, и т. д. Еще одной характеристикой канала распределения является протяженность, которая соответствует количеству уровней между производителями и потребителем.

Каналы распределения подразделяются на горизонтальные и вертикальные.

Независимо друг от друга производителем и посредником образуются горизонтальные каналы. Отдельное звено горизонтального канала выступает как юридическое лицо, функционирующее за свой страхи и риск и пытающееся увеличить свою прибыль.

Это иногда приводит к снижению общей прибыли всей системы, что идет вразрез с теорией логистики и принятому в рамках этой теории принципу экономических компромиссов.

Вертикальные каналы распределения состоят из звеньев, между которыми устанавливаются взаимосвязи. Распространенной бывает ситуация, когда участник канала распределения является собственником остальных. При этом среди участников процесса распределения вводятся иерархические отношения соподчинения, и канал работает как единое целое.

Потребитель, в современных условиях, имеет возможность автономно выбирать участников канала, которые по общности критериев наиболее соответствуют его требованиям.

Планирование каналов распределения.

1. Проведение исследовательской работы по сбору информации, нужной для планирования распределения товаров и услуг.

2. Анализ соответствия товара требованиям поставщика.

3. Переговоры с возможными потребителями продукции.

4. Финансирование движения товаров по каналам распределения.

5. Информационная поддержка.

В зависимости от типа макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не имеют оптово-посреднических фирм. В эластичных системах такие посредники имеются.

При выборе канала распределения совершается выбор способа товародвижения.

Канал распределения характеризуется не только числом входящих в него элементов и свойством их взаимосвязей, но и видами входящих в него элементов, т. е. работающими на всей его протяженности посредниками.

31. Для решения стоящих перед распределительной логистикой задач необходимо придерживаться определенных правил.

Во-первых, нужно отметить, что внутри распределительной логистики нет ни ресурсов, не результатов, а только вне ее. Результатом распределительной логистики является удовлетворение спроса покупателей и получение прибыли предприятием. Получение результата в первую очередь зависит от покупателей. В условиях рыночной экономики заставить покупателя сделать покупку нельзя, но распределительная логистика может в большей или меньшей степени повлиять на решение покупателя.

Во-вторых, результаты распределительной логистики достигаются путем использования возможностей, а не решением проблем. Это значит, что предполагается оценка рыночных потенциалов предприятия и полное использование его преимуществ в ходе продвижения товаров и услуг на рынок.

В-третьих, для достижения результатов распределительной логистики ресурсы нужно направлять на применение возможностей предприятия и рынка, а не на решение проблем. Решение состоит в том, на каких направлениях сбытовой политики собрать ресурсы предприятия, а не как снять ту или иную проблему.

В-четвертых, больших результатов распределительной логистики возможно достичь и в ходе истинного лидерства на рынке, принимая во внимание законы рынка и потребности потребителей.

В-пятых, не нужно успокаиваться на достигнутом. Общее направление распределительной логистики при непринятии дополнительных усилий – это путь к саморазрушению. Поэтому главной проблемой становится непрерывный поиск новой рыночной ниши или новых методов организации продвижения товара на рынок.

В-шестых, распределительная логистика без должного руководства, предоставленная сама себе, зачастую функционирует неверно.

Для применения рассмотренных правил нужны конкретные условия, знание методов эффективной организации распределительной логистики.

32. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Непротиворечивым представляется тот факт, что необходимым условием возможности выбора канала распределения и оптимиза­ции всего логистического процесса по доведению материального потока до пункта конечного назначения является наличие боль­шого количества посредников.

Ранее в общественном сознании присутствовал негативный оттенок по отношению к посредничеству. Поскольку считалось, что посредническое звено получает прибыль, ничего не делая. Одна­ко, согласно высказыванию И. Шумпетера, рыбак, доставая рыбу из моря, переносит ее из места, где ее много, в место, где ее мало. Тем же самым занимается торговый посредник.

В настоящее время в связи с направленностью на сокраще­ние времени логистических операций и необходимость гибких поставок услуги посредников, как правило, лучше ориентирую­щихся в рыночных конъюнктурах, являются, несомненно, вос­требованными.

Следует подчеркнуть, что для фирмы услуги посредника оправ­даны в том случае, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение данных работ. В формализованном виде это соот­ношение представляется в следующем виде:

П < С,

где П — размер оплаты услуг посредника, С — объем затрат клиента по самостоятельной организации закупок и размещению заказа. Естественно, целесообразность привлечения посредника опре­деляется разностью между собственными затратами фирмы и сто­имостью услуг посредника:

Ц = С - П.

Для того чтобы ценообразование посреднических услуг но­сило рыночный характер, необходимо наличие конкуренции на рынке, что предполагает наличие на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функции опта и не за­висящих друг от друга.

Для развития упомянутой деятельности в рамках правового поля необходимо, чтобы вопрос создания условий, способствую­щих развитию и оптимизации систем материальных потоков, реа­лизовывался в рамках направленной государственной программы. Правовое обеспечение экономической деятельности должно облег­чать формирование снабженческо-сбытовой сети — обеспечивать быстрый обмен информацией, финансовая система— обеспечи­вать быстрое прохождение финансовых средств.

Правительство Российской Федерации осуществляет програм­му развития инфраструктуры — товарного рынка, под которой по­нимается система организаций, обеспечивающих взаимосвязи меж­ду структурными элементами товарных рынков и способствующих свободному движению товаров, непрерывному процессу воспро­изводства и бесперебойному функционированию сферы потреб­ления. При этом особое внимание уделяется формированию сле­дующих подсистем:

* подсистема информационного обеспечения;» подсистема тароупаковочной индустрии;» подсистема транспортного обеспечения; 4 финансово-кредитная подсистема;

* подсистема нормативно-правового обеспечения. Реализация программы позволит достичь следующих результатов:

* сохранение надлежащего качества товаров в процессе их перемещения от производителя к потребителю;

* получение потребителем товаров в необходимом объеме соответствующего качества, ассортимента, сортности, ком­плектности, упаковки за счет оказания услуг организация­ми инфраструктуры;

* возможность получения потребителем товаров в установленные сроки;

* минимизация материальных, финансовых и трудовых затрат

в процессе продвижения товаров от производителя к потребителю;

* формирование системы услуг по хранению товаров на скла­дах, в холодильниках;

4 повышение конкурентоспособности российских товаров за счет улучшения внешнего вида и качества упаковки;

* значительное снижение потерь товарной продукции при продвижении ее на рынке;

* снижение материальных затрат и предотвращение экологи­ческого ущерба за счет развития системы сбора и переработ­ки вышедшей из употребления тары и упаковки;

* внедрение логистики, комплексного обслуживания поста­вок товаров;

* снижение затрат на перевозки товаров за счет создания эф­фективной системы грузодвижения, основанной на терми­нальной технологии перевозочного процесса, уменьшения потерь и порчи грузов;

* формирование информационно-аналитических систем то­варных рынков, снижение затрат и сроков проведения опе­раций за счет своевременного получения участниками рын­ка информации о спросе и предложении, местонахождении товаров, ценах, условиях их поставки;

* использование капитала посреднических организаций для поддержки отечественного производства;

* конкурентное формирование цен на оптовых рынках;

*оживление рынков путем ускорения платежей и оборота ка­питалов;

*создание условий для цивилизованной торговли товарами в результате совершенствования нормативно-правовой базы, разработки методической документации.

33. Построение системы распределения


При построение логистической системы распределения применяется следующая последовательность выбора оптимального варианта распределения:


Изучение конъюнктуры рынка и определение стратегических целей системы распределения.


Определение прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему распределения.


Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи.


Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения.


Изучение различных вариантов движения системы распределения.


Оценка логистических издержек для каждого из вариантов.


Реализация выбранного для выполнения одного из разработанных вариантов.


Для того, чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:

Зп=Сэ+Ст+К/Т

где,

Зп — приведенные затраты по варианту;

Сэ — готовые эксплуатационные расходы;

Ст — годовые транспортные расходы;

К — полные капитальные вложения в строительство распределительных центров, приведенных по фактору времени — по норме дисконта;

Т — срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса является наличие на рынке большого количества посредников.

Использование посреднических услуг для многих предприятий является необходимым условием успешным продвижением товара. Решить задачу, что выгодней в данном случае: воспользоваться услугами посредников или самостоятельно выходить к потребителю необходимо каждому предприятию самостоятельно. То есть необходимо учесть все плюсы и минусы конкретной системы распределения.

Услуги посредника являются востребованными, если их стоимость ниже собственных расходов на выполнение каких-либо работ. В формальном виде это соотношение можно представить в следующем виде:

П<С

где,

П — размер оплаты услуг посредника;

С — объем затрат фирмы (складские расходы, самостоятельная организация распределения и размещению заказа).

Экономический эффект использования услуг посредника также можно определить разностью собственных затрат и стоимости услуг посредника:

Ц=С–П

Оптимизация канала распределения, а затем и цепи распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию посредника.

При рассмотрении концепции стратегического управления затратами выделяют три базовых элемента:


Цепочки ценностей.


Стратегическое позиционирование.


Затратообразующие факторы.


На этапе рассмотрения цепочки ценностей необходимо выделить основные области распределения. Процесс организации управленческого учета сосредотачивает свое внимание на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, материальном движении. Ключевым моментом в существующем механизме является получение максимального дохода посредством доведения до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем. Со стратегической точки зрения цепочки распределения и соответствующего учета затрат позволяет выделить пять областей эффективности взаимодействия:


Связь с поставщиками.


Связь с потребителями.


Единство технологических связей внутри одного подразделения.


Связи между подразделениями внутри предприятия.


Связи между предприятиями, работающими в единой логистической сети.


Вторым базовым элементом логистической системы является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах, либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.

При рассмотрении третьего элемента затратообразующего фактора необходимо разделять на стратегические структурные и функциональные факторы.

Стратегические структурные факторы:


масштаб распределения: объемы инвестиций в различные функциональные области логистической системы;


диапазон: вертикальная и горизонтальная интеграция;


опыт;


технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат;


сложность: широта ассортимента продукции.


Функциональные факторы:


постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов;


комплексное управление качеством (TQM);


оптимальная загрузка мощностей;


эффективная планировка предприятия;


эффективность проекта или расчета;


использование связей с поставщиками или заказчиками с точки зрения цепочки затрат


Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать самое существенное влияние на величину и динамику затрат.

Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов — качеству.

Качество, как важнейший элемент стратегического управления затратами, следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает не только логистику предприятия, но и всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.

34. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов, как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Материальные запасы — это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления.

В процессе производства запасы снижают зависимость производителя сырья от поставщика продукции; запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. Основными причинами создания материальных запасов могут являться: экономия на закупках, сокращение затрат на транспортировку, обеспечение гарантий снабжения и производства, защита от возможного повышения цен на материальные ресурсы, учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров, поддержка производственного цикла и т. д.

Таким образом, поскольку предметом изучения логистики являются не сами материальные ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, рассмотрим запас как материальный поток на определенном временном интервале в процессе приложения к нему различных логистических операций.

Классификация запасов:

1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) можно выделить следующие группы запасов:

 материальных ресурсов;

 незавершенного производства;

 готовой продукции;

 тары и возвратных отходов.

2. По отношению к логистическим операциям:

Запасы в снабжении — это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до товаропроизводителей, предназначенные для обеспечения производственного процесса.

Производственные запасы — это запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, тары и т. п., на момент учета не поступившие в процесс производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, спекулятивные, устаревшие (неликвидные). Производственные запасы учитываются в натуральных и стоимостных единицах измерения. На величину производственных запасов влияют: потребность предприятий-потребителей в материальных ресурсах, периодичность запуска материала в производство или непрерывность его расходования, складские характеристики, транспортировка» сезонность производства и потребления.

Сбытовые (товарные) запасы — это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах готовой продукции фирмы-производителя, предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в процессе продажи. Сбытовые запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные,устаревшие (неликвидные), а также запасыпродвижения. Сбытовые товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных (стоимостных) и отно­сительных показателях (в днях товарооборота) и могут учитываться как на начало, так и на конец периода.

Совокупные запасы — это сумма товарных, производственных, транспортных запасов, незавершенного производства и т. д.

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) — это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логистической системы (ЗЛС) к другому. Размеры транспортных запасов, определяются расстоянием, на которое перевозятся грузы, коэффициентом звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевой и региональной специализацией, временем пребывания запасов в пути (это время транспортировки, определяющееся с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения), а также нормативами сроков доставки грузов (в днях).

Грузопереработка — это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения.

3. По функциональному назначению запасы подразделяются на:

Текущие запасы — это основная часть производственных и товарных запасов, предназначенных для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками. Рассчитываются, как правило, из интервала поставки.

Страховой (гарантийный или буферный) запас — предназначен для сокращения финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорныхобязательств по поставкам материальных ресурсов, сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами, если потребность временно не может быть удовлетворена обычным путем. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях — неприкосновенной. Нормы страхового запаса определяются на основе среднесуточного потребления каждого из вида материальных ресурсов или готовой продукции.

Подготовительный запас — часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению, которая образуется в процессе приемки, оформления товара, погрузочно-разгрузочных работ, дополнительной подготовки к потреблению (растаривании, чистке, сушке). Величина подготовительных запасов зависит от количества времени, необходимого на осуществление логистических операций по подготовке материальных ресурсов (готовой продукции) к потреблению, а также от объема их среднесуточного потребления.

Сезонные запасы — это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки. Сезонные запасы обеспечивают нормальную работу предприятий на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке. Величина сезонного запаса определяется как произведение величины среднесуточного потребления данного вида материального ресурса или готовой продукции на время перерыва в поступлении или потреблении.

Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибьютивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок. Эти запасы (чаще всего товары широкого потребления: аудио и видеотехника,табачные изделия и т. п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.

Спекулятивные запасы — обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен.

Устаревшие (неликвидные) запасы — это не реализуемые в течении длительного периода времени товары. Могут возникать из-за ухудшения качества товара во время хранения, его морального устаревания, истечения гарантийного срока хранения и т. д.

4. По отношению кЗЛС или логистическим, посредникам запасы можно классифицировать как находящиеся у поставщиков, потребителей или торговых посредников.

Запасы могут играть как положительную, так и отрицательную роль в экономической деятельности производственных и коммерческих предприятий. Положительная роль запасов заключается в обеспечении непрерывностипроцесса производства и сбыта; являясь своеобразным буфером, они сглаживают непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе, повышают надежность логистического управления. Во многих случаях запасы являются необходимым элементом реализации определенной логистической концепции (например, в системахMRP и DRP, которые будут рассмотрены далее).

Негативная сторона запасов характеризуется их способностью замораживать значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей, которые могли бы быть использованы фирмой на другие цели, например, инвестиции в новые технологии, маркетинг,повышение производительности труда и т. п.

Основной проблемой логистического управления запасами также является согласование (координация) зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства и финансов) по отношению к запасам. Укрупненно эти цели заключаются в следующем. Менеджмент маркетинга заинтересован в как можно более высоком уровне удовлетворения потребителей за счет эффективно пополняемых запасов, спо­собных быстро и комплексно реагировать на изменения спроса.

С позиций производственного менеджмента запасы должны прежде всего обеспечивать непрерывность производственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов и незавершенного производства и в то же время минимизировать затраты, связанные со снабжением.

Финансовый менеджмент заинтересован в как можно меньшем уровне запасов в логистической сети фирмы С точки зрения оборотного капитала, ускорения оборачиваемости запасов, уменьшения общих издержек, связанныхс управлением запасами, и повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.

В связи с разным целевым назначением и подходом к запасам указанных сфер управления фирмы между ними могут возникать конфликты, сглаживание которых является одной из ключевых задач логистического управления. Обычно эта задача решается на основе критерия минимальных общих затрат, связанных с формированием и управлением различными видами запасов в ЛС.

35. Общая характеристика и параметры систем контроля состояния запасов. Управление запасами предусматривает организацию контроля их фактического состояния.
Контроль состояния запасов — это изучение и регулирование уровня запасов производственнотехнического назначения, изделий народного потребления и др. с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
Необходимость контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенные периоды.
На практике применяются различные методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:
- порядок проверки: периодическая или непрерывная;
- пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;
- величина заказываемой партии: одинаковая или разная.
Примерная классификация систем контроля состояния запасов представлена на рис. 94.
Контроль состояния запасов и формирование заказа поставщику может осуществляться по одной из представленных ниже систем.
Рис. 94. Классификация систем контроля состояния запасов
Система оперативного управления. Через определенные промежутки времени принимается оперативное решение: “заказывать” или “не заказывать”, если заказывать, то какое количество единиц товара (рис. 95).
Система равномерной поставки. Через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара (рис. 96).
Система пополнения запаса до максимального уровня. При этом через равные промежутки времени заказывается партия, объем которой, т. е. число единиц товара, равен разности установленного максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки. Размер заказа увеличивается на величину запаса, который будет реализован за период выполнения заказа (рис. 97).?
Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас в момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение “не заказывать” (рис. 98).
Т — constant; Рь Р2,....Р5— отдельные заказы Рис. 97. Система пополнения запаса до максимального уровня
Т — constant; Р — constant
Рис. 98. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)
Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса).
В момент достижения запасом порогового значения заказывается партия постоянного объема (рис. 99).
Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень товарных запасов проверяется через равные промежутки времени. Если он оказывается
Р — constant; Тlt Т2, Т3— случайные периоды времени между отдельными заказами
Рис. 99. Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса)
меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. Если фактический товарный запас больше минимального, то принимается решение “не заказывать” (рис. 100).
Т — constant; Рь Р2, Р5— отдельные заказы
Рис. 100. Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (система “минимум—максимум”)
Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии принимается равным разности максимального товарного запаса и порогового уровня, с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа.

36. Нормирование запасов

Управление запасами заключается в решении двух основных задач:
- определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
- создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.


В данном параграфе рассмотрим вопросы нормирования запасов.
Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, * которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.


При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико - экономических расчетов и экономико-математические методы.
Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.


В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Ан


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: