Классификационные характеристики

По классификационным характеристикам технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений относятся к технологиям работы с детьми, имеющими проблемы.

Акценты целей

Главная цель этих технологий — сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, включающую:

  • безопасность, защиту ребёнка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родственников, эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;
  • защиту законных прав и интересов ребёнка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьёй, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;
  • психологическую и педагогическую поддержку, способствующую ликвидации кризисных состояний личности, помощь ребёнку в преодолении своих недостатков;
  • диагностику деформации в личностном развитии и психофизическом состоянии ребёнка, чтобы разработать индивидуальную программу его социальной реабилитации;
  • комплексность (междисциплинарность) и скоординированность воздействий на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом;
  • личностный подход, индивидуальную работу с ребёнком на основе имеющихся условий воспитания и уровня его физического, интеллектуального и психического развития;
  • восстановление, коррекцию и развитие у ребёнка важнейших форм человеческой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, общение, для успешной ресоциализации ребёнка, ре-адаптации его в обществе;
  • содействие возвращению в семью;
  • возможность получить образование;
  • заботу о дальнейшем трудоустройстве, благоустройстве, месте жительства;
  • формирование активной субъектной позиции личности самого несовершеннолетнего.
  • В настоящее время карательно-превентивная практика уступает место охранно -защитной концепции профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
  • Приоритет воспитательных и правоохранительных мер в работе с несовершеннолетними над мерами правового воздействия.
  • Социальная дезадаптация — процесс обратимый; можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
  • Приоритет семьи (особенно в доподростковом периоде).
  • Полифункциональность деятельности: здесь одновременно действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие специалисты.
  • Педагогическая направленность деятельности: именно в педагогических результатах выражается итог работы по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.
  • Оптимистическая гипотеза: нет плохих детей, есть неприемлемое поведение; в каждом ребёнке есть возможности для исправления.
  • Педагогизация окружающей среды: формирование прогрессивного мышления.
  • Забота о ребёнке как нравственный принцип:
  • все дети — наши, нет социальному сиротству, беспризорности, преступности.
  • Труд как органическая часть жизнедеятельности воспитанников спецучреждений.

Особенности технологии

Механизм социализации в уличной группе.
Огромную роль в воспитании социально неблагополучных детей играет улица — различные неформальные молодёжные группы:
дворовые тусовки:
группы культурно-досуговой ориентации: современной молодёжной музыки (КСП, «фанаты» какой-либо группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки и т.д.);
группы спортивной ориентации (военно-спортивные, поклонники культа силы — «силовики», «атлеты» и др., болелыцики-«фанаты» и т.п.);
группы технической направленности (рокеры-мотоциклисты, компьютерщики и т.д.);
группы альтернативного образа жизни: мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и т.д.), хиппи, пацифисты, системщики;
группы социальной инициативы: экологисты («зелёные»), охраны памятников, политически направленные и др.
Среди наиболее важных причин, побуждающих молодых людей уходить в неформалы, — потребность в друзьях, в чём-то необычном, а также конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Ребята вырастают, стремятся выбраться из-под опеки семьи и попадают в объятия улицы, принимая её иллюзорный демократизм за раскрепощённость и свободу, о которых они мечтают.
Выходя за пределы очерченной взрослыми детской площадки, от несвободы семьи и школы, ребёнок попадает в несвободу неформальной организации, примыкая к уже сложившейся группе (по территориальному признаку). Эта несвобода от окружения — одна из характерных особенностей современного детского социума.
Другая особенность — беспредметность общения. «Предмет», вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически тотемическую функцию. Рок-музыка, футбол, мода — всё это лишь повод для принятого в этой сфере типа общения. Специалисты отмечают, что футбольные фанаты обычно не разбираются в азах футбола, а рокеры, хотя и различают солистов и группы, как правило, музыкально безграмотны.
Однако гораздо важнее предмета общения оказываются атрибутика и символика. Они выполняют роль наглядно-чувственной картины ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия.
И третья особенность уличных неформальных групп — часто нездоровые нравственные начала, антисоциальная направленность.
Примитивная тусовочная группа напоминает по своей структуре группу животных.
Главарь — пользуется правом присваивать любые блага и проявляет безнаказанную агрессивность. Его отличает физическая сила, властность, смелость, свирепость, способность к интриганству (хитрость). Второе лицо в группе — авторитет, единственный, кому позволяется давать советы вожаку. Он уступает главарю в смелости, решительности, но по уму часто превосходит. Главаря также окружают ведомые разных типов: приближённые, подхалимы, марионетки, забитые и т.д.
Психологические механизмы группового воздействия на личность: зрелищное (аудиовизуальное) общение; групповое давление; заражение; убеждение; приучение; референтные отношения; подражание.
Результат действия всех факторов на подростка — усвоение им неписаных правил.
Неписаные правила взаимодействия в примитивной группе:

  1. Правило унижения.
  2. Правило рангового соответствия (унижение лишь тех, кто ниже).
  3. Правило отпора: если не дашь отпор, то станешь объектом ещё больших унижений. Это и правило отбора: возможность подняться на ранг.
  4. Правило силы (сильный должен доказывать свою силу).
  5. Правило гонения: кто не может (не хочет) унижать, на того гонение.
  6. Правило «козла отпущения».
  7. Правило отвода агрессии от себя (демонстрируй солидарность с группой).
  8. Правило круговой поруки.

Модель «КДН — координационный центр социально-воспитательной работы в районе»

Её автор — Светлана Валентиновна Зуева — руководитель городского социального центра, кандидат педагогических наук, Ярославль.

Сложившаяся система жизнеустройства детей с нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды.
Однако в деятельности учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией детей с нарушением социальных связей и отношений (безнадзорных и правонарушителей), часто отсутствует координация. Модель С.В. Зуевой позволяет ликвидировать этот недостаток, изменяя роль комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), которая рассматривается как головной орган во всей межведомственной сети социальных учреждений и служб, занимающихся детьми с проблемами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: