Регулирование водного режима земполотна

Виды сооружений и способы регулирования водно-теплового режима земляного полотна.

Прочность и устойчивость земляного полотна зависят от его водно-теплового режима. Земляное полотно не должно проявлять преждевременных деформаций и разрушений, из-за которых возможно ограничение или закрытие движения по дороге.

Водно-тепловым режимом называют закономерные изменения температуры и влажности в различных точках земляного полотна во времени года. Водно-тепловой режим различают не только по особенностям дорожно-климатической зоны, но и по условиям расположения дороги на местности, конструкции земляного полотна (в насыпи, в выемке), характеру атмосферных осадков, глубине промерзания и другим факторам.

Если эти изменения выходят за пределы, при которых земляное полотно теряет свою прочность и устойчивость, необходимо строительство сооружений, предохраняющих его в первую очередь от переувлажнения и резких изменений температуры.

В общем случае виды увлажнения земляного полотна представлены на рис. 1.1.

Атмосферные осадки в виде дождя и тающего снега при гладком и достаточно водонепроницаемом покрытии стекают с него на обочины, затем по откосам — в боковые канавы или резервы. При интенсивных осадках стекающая вода может раз­мывать обочины и откосы, переполнять боковые канавы, размывать их и проникать в земляное полотно, переувлажняя его. На дорогах с продольным уклоном воздействие потоков усиливается и происходит размыв обочин вдоль кромки дорожной одежды, размыв насыпей в местах стока с них воды. Поэтому для сохранения земляного полотна укрепляют его поверхность и обочины, прорывают водоотводные канавы, строят различные водоотводные сооружения

Рис. 1.1. Виды увлажнения земляного полотна:

а — в насыпи; б — в выемке; / — атмосферные осадки; 2 — поверхностные воды; 3 — просачивающаяся вода; 4— парообразная вода; 5 — пленочная вода; 6 — капиллярная вода; ГГВ —горизонт грунтовых вод

В выемках вода, притекающая с прилегающей местности, размывает откосы и может вызвать их сползание. Необходимо преградить воде доступ в выемку и отвести ее нагорными и водоотводными ка­навами. Грунтовые воды при высоком их стоянии переувлажняют грунт земляного полотна, и для понижения их уровня необходимо строительство дренажей.

Задачей проектирования явл. предотвращение зимнего накопления влаги путем ликвидации одного из условий (промерзание грунта, наличие пылеват ч-ц, источника увлажнения). В условиях РБ глубина промерзан грунта считается от пов-сти покр 1,3 м. Основн явл исключение источника увлажнения путем проектирования а/д в насыпях высотой не менее руковод раб отметки для 3 и 2 типа местности.

Проектную линию (ось дорожного полотна) следует стремиться проектировать по обертывающей (в насыпях). Руководящие рабочие отметки hр (минимальные высоты насыпи) вычисляют:

по обеспечению хорошего водного режима земляного полотна на участках 2-го и 3-го типов местности по увлажнению

где - минимальное возвышение низа дорожной одежды над поверхностью земли с необеспеченным стоком () или над уровнем грунтовых вод (),

Н д.о – толщина дорожной одежды;

- ширина и поперечный уклон проезжей части;

- глубина залегания грунтовых вод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: