В отличие от метода экспертных оценок, где эксперты оценивают испытуемого. метод шкалирования предполагает оценку самим испытуемым каких-либо объектов внешнего мира. событий жизни, себя самого или других людей. испытуемому дается бланк с определенными шкалами, полюса которых обозначены краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут быть даны в графической, словесной или числовой форме. Так, примером графического шкалирования является методика самооценки Дембо-Рубинштейна; примером словесной формы – шкалы полярных профилей, характеризующие качества словами "сильно", "средне", "слабо" и т.д.; примером числовой формы – пяти-, семи- или девятибалльная оценка.
Метод субъективного шкалирования заимствован из классической психофизики и является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Одной из разновидностей метода шкалирования является метод семантического дифференциала, который позволяет построить субъективное семантическое пространство. Однако часто понятия "метод шкалирования" и "метод семантического дифференциала" используют как синонимы. Метод шкалирования был разработан группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом и получил широкое распространение в исследованиях, связанных с восприятием человека, анализом его социальных установок и личностных смыслов. Как полагает Ч. Осгуд, метод семантического дифференциала позволяет измерить коннотативное значение, т.е. те состояния, которые следуют за восприятием символа и предшествуют осмысленным операциям с символами. Наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной психологии является понятие личностного смысла. Личностный смысл является значением значения для субъекта.
В методе семантического дифференциала измеряемые объекты (понятия, изображения. персонажи и т.п.) оцениваются также по ряду шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом; с помощью факторного анализа удается выделить пучки высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Математически построение семантического пространства является переходом от большей размерности (которые заданы шкалами) к меньшей размерности (факторам). Таким образом, факторы – это форма обобщения прилагательных-антонимов, на базе которых строится семантический дифференциал. Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектов с помощью признаков. заданных шкалами. к более емкому описанию с помощью меньшего набора факторов. Так представляется содержание объекта, его коннотативное значение. Например, при исследовании особенностей восприятия телеведущих первоначально зрителями было названо 82 качества, с помощью которых можно оценить ведущих информационных программ. В результате факторного анализа все эти качества были объединены в четыре фактора (порядочный-непорядочный, открытый-обособленный, активный-безучастный, слабый-сильный), которые помогли в более обобщенном виде выявить различия идеального и реальных телеведущих, участвовавших в исследовании, а также наглядно представить их индивидуальные профили.
В исследованиях Ч. Осгуда строилось семантическое пространство на базе шкалирования понятий из самых разных понятийных классов (пламя. ураган, мать. радость и т.д.) и было выделено три основных фактора, интерпретированных как "оценка", "Сила", "активность". Дальнейшие исследования показали универсальность выделенных структур. Так была показана идентичность факторных структур у представителей различных культур разного образовательного уровня и т.д. Например, если по фактору "оценка" слово "дождь" испытуемый оценивает как хороший, то по всему фактору "оценка" это слово будет тяготеть к положительной оценке: дождь будет для него желанным, теплым и т.д. Таким образом, если структура пространств идентична для различных испытуемых, то можно использовать результаты факторизации, полученные на одной группе для проведения исследований с применением методики семантического дифференциала на другой группе испытуемых, т.е. можно использовать уже полученные группировки шкал в факторы.
Ч. Осгуд в своих исследованиях использовал шкалы, образованные из прилагательных-антонимов. Но в большинстве случаев прилагательные являются оценочными, поэтому фактор оценки является более сильным и это не всегда позволяет выделить факторы силы и активности.
Используя более широкий набор шкал, Бентлеру и Лавойе удалось расширить универсальное семантическое пространствои выделить ряд новых факторов: "плотность" (единичный-многочисленный, скомплектованный-разбросанный), "упорядоченность" (организованный-неорганизованный, постоянный-изменчивый), "реальность" (воображаемый-действительный) и т.д.
Кроме вербальных антонимов для построения шкал семантического дифференциала Ч. Осгуд использовал графические оппозиции (круг черный – белый, линия прямая - ломаная, стрелка вверх –вниз и т.д.). Испытуемых просили оценить ряд слов. Например, слово "счастливый" все определили как "цветной, острый, четкий, светлый". Таким образом, эти результаты еще раз доказали универсальность факторных структур, выделенных Ч. Осгудом.
Следующим шагом в этом направлении явилось построение невербального семантического пространства Бентлером и Лавойе. Вместо графических изображений использовались визуальные (картинки), отобранные в результате анализа работ многочисленных испытуемых. Такой невербальный семантический дифференциал применялся для исследования особенностей восприятия детей, а также в межкультурных исследованиях.
Одной из разновидностей частных семантических пространств являются личностные семантические дифференциалы, построенные на базе прилагательных, обозначающих черты личности и характера, и ориентированные на оценку самого себя или другого человека. Процедура построения личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных шкал, образованных "личностными" прилагательными, оценивается множество реальных людей, литературных персонажей, героев телепередач, живописных или фотографических портретов, и на основе сходства их оценок строится матрица сходства шкал, которая затем подвергается факторному анализу. Выделенные факторные структуры отражают присущие испытуемым структуры, через призму которых происходит восприятие другого человека или самого себя. В отечественной психологии известен вариант личностного дифференциала С.Д. Шмелева.
В целом исследования показали, что универсальность семантического дифференциала не существует и в зависимости от задачи исследования и выборки испытуемых необходимо проводить построение семантического пространства в каждом конкретном случае.
В целом, подводя итог рассмотрению методик класса "семантический дифференциал", можно выделить следующие тенденции:
- переход от построения универсальных семантических пространств, демонстрирующих лексику из различных понятийных классов, к построению частных семантических пространств для узких понятийных классов;
- расширение средств описания анализируемых объектов (вербальное, числовое, графическое противопоставление для шкал);
- переход от построения пространств на основе среднегрупповых данных случайно отобранных испытуемых к построению семантических пространств, характеризующих группу испытуемых, или построению индивидуальных семантических пространств (например, особенностей ролевых позиций у людей разных национальностей).
Основной недостаток метода связан с тем, что задавая список шкал, экспериментатор навязывает их испытуемым. Этот недостаток нивелируется за счет того, что при построении семантического пространства единицами описания являются не шкалы, а факторы, обобщающие множество шкал. Гораздо более существенно, если экспериментатор упустил фактор и не представил шкалы, репрезентирующие его.