Раздел I. Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период

Изучение межличностного восприятия

в добрачной паре [под ред. Андреевой Г.М.]

Эмоциональные отношения в настоящее время становятся предметом все более пристального внимания ученых. При этом одним из тех вопросов, которые стоят перед социальной психологией, является анализ самого феномена эмоциональных отношений, и в частности, специфики межличностного восприятия в условиях этих отношений.

Обычно анализ эмоциональных отношений осуществляется в терминах межличностной аттракции, в изучении которой уже накоплен большой, но зачастую крайне противоречивый экспериментальный материал. Противоречивость данных обусловлена оторванностью исследований аттракции от социального контекста, от реальных условий взаимодействия людей. Поэтому актуальной задачей сейчас является рассмотрение аттракции в реально действующих социальных группах. Особый интерес представляет изучение в реальных условиях наиболее сильной и глубокой формы межличностной аттракции – любви.

Изучение межличностного восприятия в добрачной паре составляет один из аспектов исследования добрачных отношений. Значение исследования межличностного восприятия в добрачной паре состоит в том, что, во-первых, оно позволит дополнить общую теорию межличностного восприятия, разрабатываемую в советской социальной психологии. Во-вторых, прикладное значение изучения межличностного восприятия в добрачной паре заключается в том, что само это восприятие непосредственно связано с характером и развитием отношений в паре и удовлетворенностью ими. Можно проследить это на конкретном примере.

Многие авторы указывают на такую специфическую особенность межличностного восприятия в добрачной паре, как идеализация партнера. Однако существует разногласие в оценке роли идеализации в развитии отношений в паре. Согласно традиционному представлению, идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру. В результате этого в определенный момент, которым часто являются первые месяцы совместной жизни после заключения брака, происходит «прозрение» и оказывается, что реальный человек вовсе не соответствует тому идеальному образу, который существует в сознании его партнера. Следствием этого является разочарование партнеров друг в друге и неудовлетворенность отношениями.

Существует и такое мнение, что идеализация партнера является стимулом для развития его личности, тем самым выполняя положительную роль в добрачных отношениях. Подобная идея присутствует в работах И.С.Кона. По его мнению «любовь не только подтверждает ценность собственного «Я» личности, но и побуждает ее раскрыться навстречу другому, вызывает стремление стать лучше».

И, наконец, третья точка зрения разрабатывается в рамках так называемой гуманистической психологии. Наиболее четко она сформулирована в работах А.Маслоу. По его мнению, у самоактуализированных личностей, т.е. личностей, достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их отношений любви характерна полная спонтанность и естественность. Стабильность и длительность их отношений любви обусловлена тем, что они способны сочетать трезвую оценку партнера, осознание его недостатков с полным принятием его. Идеализация не свойственна самоактуализированным личностям вовсе.

Противоречие этих трех точек зрения может быть разрешено с помощью введения еще двух групп переменных. Это, во-первых, личностные характеристики людей, составляющих пару. Хотя А.Маслоу вводит эту группу переменных в свой теоретический анализ, экспериментальные проверки связи идеализации и личностных характеристик членов пары не предпринимались. Во-вторых, необходимо изучение самих отношений в паре. Очевидно, что межличностное восприятие в паре связано с удовлетворенностью отношениями, оценкой партнера как возможного супруга или супруги и т.д.

Исходя из трехкомпонентной структуры межличностного восприятия, можно сказать, что первая группа переменных относится к первым двум компонентам этой структуры – субъекту и объекту межличностного восприятия, в то время как вторая группа переменных описывает третий компонент структуры – сам процесс восприятия, так как характеризует ситуацию межличностного восприятия.

На втором примере видно, что межличностное восприятие в добрачной паре должно изучаться в контексте реального взаимодействия людей, т.е. те условия, в которых осуществляется процесс межличностного восприятия, должны стать предметом специального изучения. Предлагаемая методика изучения межличностного восприятия в добрачной паре позволяет измерить некоторые параметры ситуации межличностного восприятия в добрачной паре. В частности, изучаются такие характеристики добрачных отношений, как вероятность заключения брака между членами пары, удовлетворенность отношениями и «позитивность» отношений.

Вероятность заключения брака между членами пары является показателем специфичности именно добрачных отношений по сравнению с другими эмоциональными отношениями, например, дружескими. Безусловно, вероятность заключения брака связана с удовлетворенностью членов пары отношениями, но эта связь далеко не однозначна. Даже высоко удовлетворенные отношениями партнеры совсем не обязательно стремятся к заключению брака. Поэтому необходимо измерение этих двух характеристик отдельно, так как ни одна из них не исчерпывает содержания другой. Еще одной характеристикой, которую измеряет данная методика, является «позитивность» отношений в паре. Эта характеристика условно названа так потому, что она свидетельствует об отсутствии ссор между партнерами, одобрении партнера родителями, друзьями, т.е. о соответствии отношений сформированным в культуре представлениям о желаемой норме общения подобного рода.

Опрос проводится среди молодых людей, не состоящих в браке. Все вопросы поставлены относительно того человека противоположного пола, к которому респондент испытывает чувства большие, чем просто дружеская симпатия и привязанность. Имя именно этого человека респондент может мысленно поставить вместо значка /__/ в тексте анкеты.

В качестве респондентов при ответе на вопросы анкеты могут выступать как оба члена пары, так и один из них. Если участвуют оба партнера, то заполнять анкету каждый из них должен самостоятельно, не зная ответов другого. Все ответы испытуемых заносятся в таблицу 1.

Инструкция: Мы проводим исследование, посвященное различным проблемам взаимоотношений юношей и девушек. Мы понимаем значение этой темы для каждого человека, поэтому все ваши ответы будут сохранены в тайне. Вы можете не сообщать ни имени, ни фамилии.

Все вопросы анкеты касаются ваших отношений с тем человеком противоположного пола, к которому Вы испытываете чувства, большие, чем просто дружеская симпатия. Именно его имя вы можете мысленно поставить вместо значка /__/.

На все вопросы анкеты даны возможные варианты ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который соответствует Вашему мнению. В таблице поставьте крестик в той клеточке против номера данного вопроса, которая соответствует номеру выбранного Вами ответа. А в вопросах 1 и 3 поставьте крестик в клеточке 1, если Вы отвечаете «да», и в клеточке 2, если отвечаете «нет».

Отвечайте, пожалуйста, на вопросы в том порядке, в котором они представлены в анкете. Постарайтесь отвечать быстро. Помните, что «правильных» и «неправильных» ответов на эти вопросы быть не может.

Таблица 1.

                                       
                                       

Методика:

1. Знакомы ли ваши близкие друзья с /__/?
1) Да.

2) Нет.

2. Как вам кажется, нравится ли /__/ вашим близким друзьям?

1) Да, /__/ им нравится.

2) Вероятно, /__/ им нравится.

3) Вряд ли /__/ им нравится.

4) Нет, /__/ им не нравится.

3.Знакомы ли ваши родители с /__/?

1) Да.

2) Нет.

4. Как вы думаете, нравится ли /__/ вашим родителям?

1) Да, /__/ им нравится.

2) Вероятно, /__/ им нравится.

3) Вряд ли /__/ им нравится.

4) Нет, /__/ им не нравится.

5*. Как по-вашему, в течение следующих 6 месяцев Ваши отношения с /__/ станут более близкими или менее близкими, чем сейчас?

1) Гораздо менее близкими, чем сейчас.

2) Немного менее близкими, чем сейчас.

3) Немного более близкими, чем сейчас.

4) Гораздо более близкими, чем сейчас.

6. Бывает ли вам скучно вдвоем с /__/?

1) Не бывает практически никогда.

2) Бывает, но очень редко.

3) Бывает, и довольно часто.

4) Бывает практически всегда.

7*. Можно ли сказать, что Вы всегда были согласны друг с другом в оценке большинства ваших общих друзей?

1) Нет.

2) Скорее нет, чем да.

3) Скорее да, чем нет.

4) Да.

8. Как Вы оцениваете возможность того, что через какое-то время Вы с /__/ поженитесь?

1) Скорее всего, так и будет.

2) Это вполне вероятно.

3) Это мало вероятно.

4) Вряд ли это может произойти.

9. Хочется ли Вам иногда отдохнуть от /__/, побыть некоторое время в одиночестве?

1) Нет, никогда.

2) Да, но очень редко.

3) Да, но только периодически.

4) Да, очень часто.

10. Как часто, на Ваш взгляд, Вы с /__/ проводите вместе свободное время, ходите в театр, в кино, в гости, на выставки, гуляете, ездите за город и т.д.?

1) Часто.

2) Довольно часто.

3) Довольно редко.

4) Редко.

11. Появляются ли у Вас мысли о /__/, как о возможном муже или жене?

1) Появляются часто.

2) Появляются редко.

3) Иногда появляются.

4) Такие мысли не появляются никогда.

12. Как Вы считаете, хорошим ли партнером по развлечениям является /__/?

1) Очень хорошим.

2) Достаточно хорошим.

3) Довольно плохим.

4) Плохим.

13*. Когда у Вас бывают неприятности, плохое настроение и т.д., становится ли Вам легче от общения с /__/?

1) Редко становится легче.

2) Иногда становится легче.

3) Часто становится легче.

4) Становится легче практически всегда.

14. Бывали ли у Вас серьезные конфликты, длительные ссоры?

1) Никогда не было.

2) Было 1 раз.

3) 2 раза.

4) 3 раза и более.

15*. Случается ли, что /__/ резко разговаривает с Вами?

1) Всегда.

2) Это бывает часто.

3) Это бывает редко.

4) Никогда.

16. Считаете ли Вы себя дружной парой?

1) Да.

2) Скорее да, чем нет.

3) Скорее нет, чем да.

4) Нет.

17*. Случается ли, что Вы резко разговариваете с /__/?

1) Всегда.

2) Часто.

3) Редко.

4) Никогда.

18. Часто ли у Вас появляется желание расстаться с /__/?

1) Никогда.

2) Очень редко.

3) Иногда.

4) Часто.

19*. Если Ваши взгляды с /__/ по какому-либо поводу расходятся, то всегда ли Вы пытаетесь убедить /__/, что Вы правы?

1) Пытаюсь всегда.

2) Часто.

3) Редко.

4) Никогда не пытаюсь убедить /__/.

20*. Если Ваши взгляды с /__/ по какому-либо поводу не совпадают со взглядами /__/, то всегда ли /__/ старается доказать Вам свою правоту?

1) Пытается всегда.

2) Часто.

3) Редко.

4) Никогда.

21. Как вы думаете, можно ли Вас с /__/ назвать близкими людьми?

1) Да.

2) Скорее да, чем нет.

3) Скорее нет, чем да.

4) Нет.

22*. Часто ли Вы ссоритесь с /__/?

1) Очень часто.

2) Иногда.

3) Редко.

4) Никогда.

23. Часто ли Вы, обращаясь друг к другу, используете смешные прозвища?

1) Почти всегда.

2) Иногда.

3) Редко.

4) Никогда.

24. Часто ли Вы стараетесь рассмешить друг друга?

1) Почти всегда.

2) Иногда.

3) Редко.

4) Никогда.

25. Как по-вашему, кто из вас двоих больше вовлечен в отношения: Вы или /__/?

1) Мы вовлечены в отношения в равной степени.

2) /__/ вовлечен(а) в отношения больше, чем я.

3) Я вовлечен(а) больше, чем /__/.

4) Трудно сказать.

26. Как Вы считаете, достаточно ли времени Вы проводите с /__/?

1) Да.

2) Скорее да, чем нет.

3) Скорее нет, чем да.

4) Нет, этого времени недостаточно.

27*. Часто ли Ваши взгляды на различные проблемы не совпадают со взглядами /__/?

1) Почти всегда.

2) Иногда.

3) Редко.

4) Никогда.

28*. Часто ли Вы с /__/ развлекаетесь отдельно?

1) Почти всегда.

2) Часто.

3) Редко.

4) Практически никогда.

Обработка результатов:

Обработка результатов анкеты сводится к подсчету баллов по четырем показателям. При этом баллы приписываются альтернативам следующим образом. Если вопрос входит в показатель с положительным знаком, то альтернативе 1 приписывается 1 балл, альтернативе 2 – 2 балла и т.д. Если же вопрос входит в показатель с отрицательным знаком (эти вопросы в анкете отмечены звездочками), то альтернативе 1 приписывается балл 4, альтернативе 2 – балл 3, альтернативе 3 – балл 2, альтернативе 4 – балл 1. В каждом случае подсчитывается среднее арифметическое баллов, входящих в показатель вопросов, поэтому все показатели могут изменяться в интервале от 1 до 4.

1. Показатель близости пары к заключению брака. («Б»).

Это оценка респондента возможности вступления в брак с /__/.

Б = (-5+8+11)/3

Чем ниже балл, тем вероятнее заключение брака между членами пары.

2. Непосредственный показатель удовлетворенности отношениями.

В него входят те вопросы, в которых испытуемый оценивает непосредственно удовлетворенность отношениями с /__/.

Ун = (14+16+18+21+25)/5

Чем ниже балл, тем выше удовлетворенность отношениями.

3. Косвенный показатель удовлетворенности отношениями.

В этот показатель входят вопросы, ответы на которые могут служить косвенной оценкой удовлетворенности отношениями, например, отсутствие ссор и т.д.

Ук = (6+9+12-13-22)/5

Чем ниже балл, тем выше удовлетворенность отношениями.

4. Показатель «позитивности» отношений в паре («П»).

П = (2+4+6-7+9+10+12-13-15-17-19-20-22+23+24+26-27-28)/18

Чем ниже балл, тем выше позитивность отношений.

Если на вопросы 1 или 3 испытуемый отвечает отрицательно, то он пропускает соответственно вопросы 2 и 4. Поэтому в таком случае показатель «П» подсчитывается как среднее арифметическое всех остальных вопросов, т.е. сумму баллов надо разделить не на 18, а на 17 или 16 (в том случае, если оба раза испытуемый отвечает «нет» и пропускает оба вопроса).

Пример:

Если испытуемый ответил на вопросы анкеты так, как это представлено в таблице 2, то подсчет показателей будет следующим:

Б = (1+4+3)/3 = 2,6ррррррррррррнннРРРРРРРРРРРРH7

Ун = (1+2+2+1+1)/5 = 1,20

Ук = (2+2+1+2+2)/5 = 1,80

П = (1+2+3+2+2+1+2+2+4+2+3+2+3+2+2+3+2)/17 = 2,23*

* Следует разделить на 17,т.к. на вопрос 3 испытуемый ответил отрицательно и, следовательно, пропустил вопрос 4.

                                       
  + +   + + +     +     + +   + +   + + +     +   + + + + +   +     +   + + + + + +  

Данная методика была проверена по ряду психометрических характеристик. В частности, изучался разброс ответов по каждому из вопросов и устойчивость данных. Результаты опроса, проведенного среди 25 мужчин и 25 женщин, свидетельствует, что и в мужских, и в женских анкетах ни одна из альтернатив не набрала менее 4% всех ответов.

Для проверки информации на устойчивость повторный опрос проводился через три недели после первого. Коэффициенты корреляции показателей, полученных в первом и во втором замерах, как у мужчин, так и у женщин находятся в интервале от 0,70 до 0,87. Таким образом, можно сделать вывод о том, что информация, получаемая с помощью данной методики надежна.

Предлагаемая методика позволяет изучать межличностное восприятие в добрачной паре. Если в исследовании участвует только один член пары, то его ответы и являются характеристикой межличностного восприятия в паре. Но в любом диадическом взаимодействии, в том числе в добрачных отношениях, большой интерес представляет степень согласованности ответов участников этого взаимодействия. Поэтому большее значение имеют такие исследования, в которых участвуют оба члена добрачной пары. В данном случае для каждого из них подсчитываются показатели отдельно, а затем подсчитывается разность по каждому из показателей между мужчиной и женщиной. Полученное значение выражает степень расхождения межличностного восприятия внутри пары.

Особый интерес представляет применение методики изучения межличностного восприятия в добрачной паре в лонгитюдных исследованиях добрачных отношений. Это обусловлено тем, что добрачные отношения развиваются бурно, быстро, поэтому проведение нескольких повторных замеров позволит проследить динамику межличностного восприятия, выявить такие закономерности, которые затем могут служить диагностическими с точки зрения определения возможного успешного или неуспешного развития отношений в паре.

Изучением межличностного восприятия в добрачной паре не исчерпываются возможные сферы проведения данной методики. Если из нее исключить вопросы 5, 8 и 11, входящие в показатель близости к браку и являющиеся специфическими именно для добрачных отношений, описанная методика может применяться при изучении межличностного восприятия в любых диадических эмоциональных отношениях, например, при изучении межличностного восприятия в дружеских отношениях или отношениях в семье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: