Максимально возможные значения по предпочтениям:
E=27; I=29;
S=34; N=25;
Мужчины: T=33 F=19; женщины: T=33 F=21;
J=28; P=30
Для женщин | |||||||||||||||
E | I | S | N | T | F | J | P | ||||||||
номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл |
6а | 6b | 2b | 2a | 4b | 26a | 1a | 1b | ||||||||
15а | 19a | 11a | 11b | 26b | 29a | 13b | *9b | ||||||||
19b | 25b | 17b | 37b | 29b | 79b | 20b | 13a | ||||||||
25а | 33b | 37a | 53b | 72a | 81b | 27a | 20a | ||||||||
33а | 41a | 53a | 70a | 79a | 84a | 35a | 27b | ||||||||
41b | 47c | 64a | 76a | 81a | 86b | 42b | 35b | ||||||||
47b | 50b | 70b | 78b | 84b | 100b | 55a | 42a | ||||||||
50а | 58a | 73b | 88b | 86a | 103a | 60a | 49b | ||||||||
58b | 66b | 76b | 102b | 89b | 105b | 68c | 55b | ||||||||
66a | 87a | 78a | 104b | 91b | 114b | 74a | *60b | ||||||||
77a | 92b | 88a | 112b | 93b | 122a | 85a | 68a | ||||||||
87b | 95b | 90a | 115a | 100a | 147a | 94b | 74b | ||||||||
92a | 106a | 98a | 119b | 103b | 154a | 97a | 85b | ||||||||
106b | 116b | 102a | 128b | 105a | 158a | 99b | 94a | ||||||||
116a | 126b | 104a | 145b | 108a | 109a | 97b | |||||||||
126a | 129b | 107a | 149a | 111b | 118a | 109b | |||||||||
134a | 134b | 117a | 114a | 124a | 113a | ||||||||||
138a | 138b | 119a | 120b | 132a | 118b | ||||||||||
148a | 148b | 121a | 133a | 151a | 132b | ||||||||||
160a | 160b | 128a | 154b | 153b | 142b | ||||||||||
140b | 151b | ||||||||||||||
145a | 153a | ||||||||||||||
149b | |||||||||||||||
165b |
* - на эти вопросы за ответ b или с начисляется только один балл
|
|
Для мужчин | |||||||||||||||
E | I | S | N | T | F | J | P | ||||||||
номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл | номер ответа | балл |
6а | 6b | 2b | 2a | 4b | 26a | 1a | 1b | ||||||||
15а | 19a | 11a | 11b | 26b | 29a | 13b | *9b | ||||||||
19b | 25b | 17b | 37b | 29b | 79b | 20b | 13a | ||||||||
25а | 33b | 37a | 53b | 72a | 81b | 27a | 20a | ||||||||
33а | 41a | 53a | 70a | 79a | 84a | 35a | 27b | ||||||||
41b | 47c | 64a | 76a | 81a | 86b | 42b | 35b | ||||||||
47b | 50b | 70b | 78b | 84b | 100b | 55a | 42a | ||||||||
50а | 58a | 73b | 88b | 86a | 103a | 60a | 49b | ||||||||
58b | 66b | 76b | 102b | 89b | 105b | 68c | 55b | ||||||||
66a | 87a | 78a | 104b | 91b | 111a | 74a | *60b | ||||||||
77a | 92b | 88a | 112b | 93b | 114b | 85a | 68a | ||||||||
87b | 95b | 90a | 115a | За пол | 147a | 94b | 74b | ||||||||
92a | 106a | 98a | 119b | 100a | 154a | 97a | 85b | ||||||||
106b | 116b | 102a | 128b | 103b | 158a | 99b | 94a | ||||||||
116a | 126b | 104a | 145b | 105a | 109a | 97b | |||||||||
126a | 129b | 107a | 149a | 108a | 118a | 109b | |||||||||
134a | 134b | 117a | 111b | 124a | 113a | ||||||||||
138a | 138b | 119a | 114a | 132a | 118b | ||||||||||
148a | 148b | 121a | 120b | 151a | 132b | ||||||||||
160a | 160b | 128a | 133a | 153b | 142b | ||||||||||
140b | 154b | 151b | |||||||||||||
145a | 153a | ||||||||||||||
149b | |||||||||||||||
165b |
* - на эти вопросы за ответ b или с начисляется только один балл
|
|
Тема 18
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ
Семья – ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях – отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.
(Соловьев Н.Я., 1977)
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении первых лет жизни семья является чуть ли не единственным местом получения такого опыта. Постепенно в жизнь человека включаются также другие социальные институты, такие как детский сад, школа, кружки, клубы и прочее. Но и в это время семья остается одним из важнейших факторов социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.
В последние годы исследователи уделяют все больше внимания феномену психологического здоровья семьи. Это интегральный показатель функционирования семьи, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающие регуляцию поведения всех ее членов, адекватную жизненным условиям.
Исходя из этого показателя все семьи можно разделить на благополучные и неблагополучные. В благополучных семьях возникающие проблемы связаны, прежде всего, с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме. В неблагополучных семьях психологические проблемы возникают из-за неудовлетворенных потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сильных изменений внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. В этом случае интересы, потребности, желания членов семьи приходит в столкновение, порождая сильные отрицательные эмоциональные состояния. Противостояние интересов и потребностей членов семьи может захватывать важные сферы жизнедеятельности семейных союзов и носить очень резкий характер. Если члены семьи занимают непримиримые или враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаются на уступки и компромиссные решения, то такой брак либо распадается, либо находится на грани распада.
|
|
Поэтому одним из главных направлений работы практического психолога является диагностика семьи, позволяющая получить надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи и возникающих на разных этапах их жизни проблемах. В практике диагностической работы применяются как стандартизированные, так и неформализованные клинические методики. Психолог должен хорошо понимать плюсы и минусы стандартизации. Плюсы стандартизации заключаются в том, что эта процедура экономична, во многом автоматизирована и при интерпретации психолог опирается на опыт разработчиков и пользователей методики (использует статистически репрезентативные тестовые нормы, количественные коэффициенты и т.д.)
Минусы стандартизации заключаются в том, что жесткая запрограммированность методики на диагностику определенного свойства повышает риск диагностической ошибки в том случае, если психолог неправильно построил программу диагностики – неправильно определил круг свойств, которые подлежат диагностике. Кроме того, любое отклонение от процедуры исследования ставит под сомнение возможность использования тестовых норм.
Гибкость неформализованных, интуитивно-клинических методик позволяет психологу оперативно перестраиваться в ходе самого обследования, вносить необходимые коррективы в процедуру. Такой подход дает возможность исследователю провести более глубокий качественный анализ отдельного случая.
В данной статье диагностика социально-психологических проблем семьи представлена в трех разделах:
1. Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период.
2. Диагностика супружеских проблем.
3. Диагностика внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.