Социализации

ходит с помощью ряда, условно говоря,

«механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный пси­холог Габриэль Тард считал основным подражание. Американ­ский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации счита­ет прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяю­щимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассмат­ривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А. В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе раз­вития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения пе­дагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично ис­пользовать в процессе воспитания человека на различных возрас­тных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представ­лять собой внутренний диалог нескольких видов: между различ-

ными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окруже­ния. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские пра­вила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традицион­ного механизма проявляется в том, что те или иные элементы со­циального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследст­вии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), мо­гут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реали­зующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, обществен­ные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различны­ми институтами и организациями происходит нарастающее накоп­ление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социальноодобряемого пове­дения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции оп­ределенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эф­фективность этого влияния определяется тем, что, как тонко под-

метил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку стра­сти, испытываемые героями, отличаются большей силой и опре­деленностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуаль­ными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или опре­деленного профессионального или культурного слоя, который в це­лом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкуль­тура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы лю­дей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значи­мыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположно­го пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодей­ствует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз­растной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять меж­личностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юно­шей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социа­лизации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразо­ванных семьях в больших городах существенную роль может иг­рать традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы

играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то веду­щим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни не­редко формируется с помощью традиционного механизма.

Составляющие В целом процесс социализации условно процесса социализации можно представить как совокупность четы- тырех составляющих (табл. I):

- стихийной социализации человека во взаи­модействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни об­щества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

- относительно направляемой социализации, когда государст­во предпринимает определенные экономические, законодатель­ные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера раз­вития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его на­чала, сроки службы в армии и т. д.);

- относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

- более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазру­шения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соот­ветствии или вопреки объективным условиям жизни.

Таблица 1

Социализация
стихийная относительно направляемая относительно социально контролируемая-воспитание
Самоизменение человека

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкрет­ного общества, когда оно приобретает такую Воспитание степень сложности, что возникает необходи­мость в специальной деятельности по подго­товке подрастающих поколений к жизни в социуме. (Попутно заметим, что на ранних стадиях существования любого общества, а также в современных архаичных обществах воспитание и социа­лизация синкретичны - слиты, нерасчлененны).

Воспитание как относительно социально контролируемая со­циализация отличается от стихийной и относительно направляе­мой социализации тем, что в его основе лежит социальное дейст­вие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение про­блем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъектив­ное осмысление возможных вариантов поведения людей, с кото­рыми человек вступает во взаимодействие.

Кроме того, социализация в целом - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание -процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объ­яснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассмат­ривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка от­разить то общее, что свойственно воспитанию как процессу отно­сительно социально контролируемой социализации, но не затраги­вается специфика семейного, религиозного, социального и коррекционного воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в религиозных и воспитетелъных ор­ганизациях, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособ­ления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного, религиозного, социального и коррекционного видов воспи­тания.

Это определение не является общепринятым.Оно лишь одно в ряду многих.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к рас­крытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы).

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически ото­ждествляют воспитание с социализацией;

- воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправлен­ное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитатель­ных учреждений;

- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - вос­питательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

- воспитание в еще более узком значении - решение конкрет­ных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни ис­следователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспи­тание, другие - нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономи­ческое воспитание.

С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодей­ствие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитате­лей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демокра­тическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепри­нятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середи­ны XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть дейст­вие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не со­зревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбу­дить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллек­туальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

В последние десятилетия подход к воспитанию и соответствен­но определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педаго­гических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как:

а) совокупность всех процессов, посредством которых человек раз­вивает способности, отношения и другие формы поведения, пози­тивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный про­цесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобран­ного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа)

для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом слова­ре» воспитание трактуется как:

а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для нау­чения и учебы;

в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отече­ственной педагогической литературе трактовка термина Education как образование, обучение по меньшей мере односторонняя, а ско­рее, просто неточна. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом кон­тексте обозначает в первую очередь воспитание: семейное (Family Education); религиозное (Religious Education); социальное (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education).

Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связан­ное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обес­печивает усвоение и воспроизводства человеком культурных цен­ностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовлен­ностью членов общества к сознательной активности и самостоя­тельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность че­ловека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение социализации и обоснуйте его.

2. В чем сущность процесса социализации?

3. Охарактеризуйте составные части процесса социализации.

4. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

5. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: