Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимаетв,процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.
Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
|
|
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминации, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К 30-ти годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.
По линии ЮНЕСКО с 1979 года принято свыше 100 документов, касающихся проблем молодежи. В них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовывать свои цели. В одном из документов ООН положение молодежи в мире оценено как «напряженное», молодежь признана одной из наиболее уязвимых в социальном отношении групп населения.
От уровня развития молодежи – физического, умственного, от ее образованности, уровня сознания, ее ценностей, мотивов поведения, социальной активности и т.д. зависят ее возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс. Развивать молодежь – значит усиливать инновационный, творческий потенциал молодого поколения, закладывать основы будущего роста, накапливать силы для ускоренного выхода России из тяжелейшего положения. От того, насколько широко и глубоко молодежь включена (интегрирована) во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодежи, и общества в целом.
|
|
Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе. Петербургские ученые (131) считают необходимым учитывать следующее.
1. Молодежь– одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. По совету Запада, Россия подвергла себя безответственному эксперименту, реализовала бездумно так называемую «шоковую терапию», что привело к разрушению экономики и массовому обнищанию населения.
2. В обществе крайне низок престиж образованности, профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к «утечке мозгов», к уходу в «частную жизнь» и в «никуда».
3. Агрессивный национализм стал причиной многих бед, обрушившихся на жителей бывших советских республик и превративший их в «иноязычное население». В результате девальвации почти всех ценностей на первый план выдвигается этнический фактор, формируется пресловутый образ «коварного врага», на которого можно было бы свалить причины всех бед. Национальные идеалы, довольно быстро перерастающие в националистические, как это показывает политическая практика в странах бывших собратьев по Союзу, более привлекательны для молодежи, чем достаточно абстрактные рассуждения о правовом государстве и демократии.
4. Широко распространившийся в обществе идейно-нравственный вакуум, своеобразная «дебилизация.» части населения убивает у молодежи веру в свои силы и возможности. Молодой человек не может жить долго в духовном вакууме. Следствием распада социальных связей становится поиск новых ориентиров в религии, колдовстве, мистике. Ярчайшим примером является фанатизм членов секты «Белое братство», готовых пойти на смерть по приказу своих новоявленных «мессий». Несформированность нравственных идеалов, потеря смысла жизни и ценностных ориентации всегда чреваты серьезными последствиями. Исправить сложившееся положение средствами идеологии и воспитания невозможно. Требуется радикальная перестройка общества.
5. У значительной части молодежи складывается представление о неверности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны – это лишь цепь трагических преступлений и обмана. С начала перестройки молодежное сознание, психологически разрушенное с детства бесконечным «театром абсурда», двойной жизнью и двойными стандартами (для школы и для себя), консервативной педагогикой инстинктивно отторгло всякую «политику», не вникая особенно в ее суть. Декларативная аполитичность – наиболее устойчивая тенденция, закрепившаяся в молодежном сознании.
6. Молодых обманывают как левые радикалы, так и правые консерваторы, руководители новоявленных партий и неформальных объединений. Борьба идет не только за голоса молодежи, но и за ее взрывоопасную энергию. Из молодежи организуют военизированные отряды, одевают в форму, учат обращаться с оружием.
7. Трудности в экономике – фундамент всех трудностей и основание для политического кризиса. Нельзя построить более совершенное общество на низкой материальной основе.
8. Переход к рыночным отношениям ведет к еще большей дифференциации среди молодежи, к появлению значительных групп обездоленных, к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения, к массовой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов особенно резко сказывается на трудоустройстве девушек. Актуален вопрос о физическом выживании научной интеллигенции. «Утечка мозгов» принимает катастрофический характер.
|
|
9. Очень остро стоят проблемы социальных гарантий, обеспеченности трудом, защиты прав молодежи,
создания системы стимулирования выпуска дешевых товаров для детей, подростков, юношей и девушек.
10. По оценкам зарубежных политологов, Россия превращается в некое Чикаго 20-х годов. Латентными, т. е. невыявленными, остаются две трети организованных преступлений. Резко возрастают детская и подростковая преступность, пьянство и наркомания, увеличивается угроза личной безопасности.
11. Численность молодежной популяции к началу XXI века резко сократится, т.к. падает рождаемость и появляется на свет все больше и больше нездоровых детей. Это расплата и за неблагоприятную экологию, и за «достижения прогресса», и за плохое питание и недоедание родителей.
12. Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит наша молодежь сегодня. Правильная образовательная молодежная политика является залогом стабильности общества. Центральная задача образования состоит в создании условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии. Должна быть обеспечена востребованность народным хозяйством знаний и талантов.
13. Серьезное беспокойство вызывает уровень здоровья подрастающего поколения. Причем каждое следующее поколение менее здорово, чем предыдущее. Острие проблемы здоровья населения перемещается от старшего поколения к младшему, в сферу детства и молодости. На повестке дня – сохранение генофонда нации, вопрос ее физического выживания. После революции, во время первой волны беспризорности, генофонд нации был более или менее в порядке. С его дня у многих беспризорников задержки в развитии, «младенческий интеллект». Возрастает число «приватизированных детей», т. е. выброшенных на улицы после продажи родителями квартир.
|
|
14. Для обновления общества крайне важно активизировать интеллектуальный потенциал населения. В этих целях важно повысить престиж и улучшить условия труда ученых, энергичнее внедрять современные формы организации научных исследований, информатизацию общества.
В условиях социально-экономического кризиса, охватившего современную Россию, в исключительно сложной ситуации оказались многие вступающие в жизнь юноши и девушки. Состояние неопределенности и неуверенности в будущем, необходимость платить большие суммы за получение образования, рост безработицы (особенно среди женщин с высшим образованием), пренебрежительное отношение правительства к главным жизненным заботам подрастающего поколения приводят к «запрограммированному неблагополучию молодежи».