Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские дома или школы-интернаты.
Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская.
Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности. Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии, нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности.
Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, помимо прочих дефектов, не умеет общаться. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны – он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Особая проблема – феномен «мы» в условиях детского дома. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного «мы», отражающего причастность к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, обеспечивающая ребенку защищенность. В условиях жизни ребенка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы» – совершенно особое психологическое образование. Дети охраняют друг друга в школе, на улице, все вместе готовы извлекать свои выгоды от чужих. У них особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим –детдомовцам. При этом внутри своей группы они могут жестоко обращаться со сверстниками или детьми младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но прежде всего вследствие нереализованной потребности в любви и признании, эмоционально-нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.
Еще одна проблема – это отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Каждому человеку необходимо особое состояние одиночества, обособления, когда происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизует определенный социальный тип личности.
Современные воспитанники детских домов в большинстве своем являются.жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Среди них все меньше становится детей хронических алкоголиков, больных наследственными болезнями, и все больше – тех, чьи родители вполне здоровы психически и физически, но являются социально депривированными личностями. Воспитанники нового потока отличаются более широким кругозором, опытом потребления материальных благ, отсутствием интеллектуальных потребностей.
Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувств дружбы и любви, а на их основе – готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией, поэтому воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства.
Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников детских домов с элементами семейной жизни, прежде всего создавать разновозрастные группы, в которых доминируют отношения, близкие к семейным.
Социализация, как накопление начального капитала, для выпускников детских домов должна иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности, в конечном итоге обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников школ-интернатов, их экономическая независимость.
Формирование социальной защищенности выпусников детских домов имеет свои особенности. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи, которую обычно оказывает семья. Выпускникам же детского дома выдают такие малые пособия, что на них нельзя начать жить самостоятельно. Положение обострилось и в связи с сокращением числа профессиональных училищ и техникумов, способных принять детей, нуждающихся в социальной помощи. Все это требует создания института тьюторов для выпускников детских домов, однако в настоящее время эта работа ведется на общественных началах.
Тьюторы устанавливают связи с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, которые способствуют социально-профессиональному самоопределению выпускников детских домов, приему социально депривированных детей.
Социальная защищенность детства во многом определяется качеством развития учреждений образования и воспитания детей. В частности, в отношении детских домов, школ-интернатов, домов ребенка могут быть приняты следующие основные положения их развития.
Необходимо углублять демократические отношения внутри коллектива детского дома и в его связях с трудовыми коллективами и общественными организациями. Развивать самоуправление по вопросам, которые доступны детям соответственно их уровню воспитанности. Контакты с внешкольными коллективами направлять не только по линии материальной помощи, но и на формирование у школьников социальной защищенности, на подготовку их к жизни, включение в трудовой процесс, в систему непрерывного образования.
В деятельности школы-интерната особую актуальность приобретают принципы практической психологии и педагогики, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь, целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности: начальное профессиональное техническое, художественное, музыкальное образование. Эти виды образования необходимо осуществлять во взаимосвязи, поскольку, например, музыкальное образование нередко оказывается не востребованным обществом.
Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: дети должны заботиться о меньших, иметь возможность проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания лечебной помощи, организации досуга. Следует привлекать детей к доступному производительному труду, например, такому, как работа по восстановлению церкви, пошив белья и простой вepxней одежды.
В учебно-трудовой деятельности следует усилить практические элементы. Школьники должны изучать жизнь, труд, производство в формах, готовых для использования в их жизни (огородничество, ремесла, машинопись, работа на компьютере и т. п.). При этом занятия целесообразно ориентировать на конечный материальный и воспитательный результат.
Социализация личности воспитанников будет проходить с большей эффективностью, если дальнейшее развитие получит решение проблемы благоприятного нравственно-психологического климата в детском доме. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Обосновать, почему в современных условиях российского общества особенно актуальна проблема социальной защиты детства.
2. Назвать цель и основное содержание президентской программы «Дети России». Показать на примерах, как ее целевые программы реализуются в практической деятельности.
3. Подготовить реферат на одну из следующих тем:
– Проблемы правового обеспечения социальной защиты детей, подростков, молодежи.
– Роль семьи в социальной защите детства.
– Реализация программы «Дети-инвалиды» в условиях вашего города.
– Содержание и формы социально-педагогической работы с одаренными детьми.
– Проблемы организации летнего отдыха детей в современных условиях.
– Социальная защита воспитанников детских домов и школ-интернатов.
– Проблемы воспитания детей в семьях беженцев и вынужденных переселенцев.