Характеристика теоретических подходов к определению дефиниции «молодежь»

1. Социологический подход. Типичные подходы и определения молодежи и молодости. Психофизиологический подход – молодость – это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость).

2. Социально-психологический подход – молодёжь – это «определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого – всеми особенностями возрастного класса».

3. Конфликтологический подход – молодость – это «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни», «длящийся конфликт между индивидом и обществом», «проблемная стадия в развитии человека».

4. Ролевой подход – молодость – это «особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого».

5. Субкультурный подход – молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными ценностями и нормами.

6. Стратификационный подход – молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусом и ролями.

7. Социализационный подход – молодость – это период социального роста, первичной социализации. «Главная цель юности – самоопределение, персонализация. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности».

8. Интеракционистский подход – молодость – это одно из трёх состояний души, присущих каждому человеку. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения.

9. Субъективный подход – молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста.

10. Процессуальный подход – молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии становления, формирования.

11. Достоинства и недостатки каждого подхода.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Айзенштадт С. От поколения к поколению. – М.: Наука, 1956. – 254 с.

2. Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе.- М.: Прогресс, 1972.- 300 с.

3. Бобахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений // Обществ. науки и современность.- 1996.- № 3.- С. 56-65.

4. Вулф Х. Молодежная культура: кросс-культурные перспективы. – М.: Прогресс, 1986. – 254 с.

5. Гризе Г. Социальные научные теории молодежи. – М.: Наука, 1997. – 210 с.

6. Иконникова С.Н. Молодежь как социальная категория / С.Н. Иконникова, И.С. Кон.- М.: Прогресс, 1970. - 265 с.

7. Иконникова С.Н. Молодежь о себе, о своих сверстниках: (Социол. исслед.) / С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский.- Л., 1969.- 134 с.

8. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие для гуманит. и соц-экон. направлений и спец. вузов / Л.Г. Ионин.- 2-е изд.- М.: Логос, 1998.- 278 с.

9. Критика буржуазных теорий молодежи. - М.: Прогресс, 1982.- 355 с.

10. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994. – 700 с.

11. Мид М. Иней на цветущей ежевике / М. Мид. – М., 1998. – 314 с.

12. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 360 с.

13. Овчинский В.С. О нетрадиционных группах молодежи // Сов. юстиция, 1987. - № 17. – с. 13-14.

14. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр. исслед. системы; Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.- СПб: Наука, 1993.- 341 с.

Дополнительная:

1. Дмитриева С.И. Социальная ответственность подрастающего поколения как фактор общественного прогресса.- Киев;Одесса: Высш. шк., 1988.- 221 с.

2. Завражин С.А. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты? // Социол. исслед.- 1993.- № 8.- С. 55-57.

3. Завражин С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива // Социол. исслед.- 1995.- № 2.- С. 125-131.

4. Иконникова С.Н. Молодежь: Социол. и соц.-психол. анализ / С.Н. Иконникова.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.- 166 с.

5. Лисовский В.Т. Что значит быть современным? - М.: Политиздат, 1983.- 222 с.

6. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи.- М.: Мол. гвардия, 1969.- 208 с.

7. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы; Рос. АН, Ин-т народнохоз. прогнозирования.- М.: Наука, 1993.- 191 с.

Семинарское занятие 3. Неформалитет и контркультурность молодежи. История становления. Сущностные характеристики. Российские и западные молодежные субкультуры: компаративный анализ. Функции субкультур (2 часа)

План:

1. Социокультурные основы формирования молодежных субкультур.

2. Критерии определения феномена субкультур: Нормы, система ценностей, стиль жизни (М.Брейк); Нормы, стилевые особенности, акценты, которые выражают специфику жизнедеятельности и истории; идеологические различия в понимании путей развития общества (А.Г.Эфендиев); Сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценостей (В.А.Гришин); Убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу) (М.Смелзер); Способ дифференциации развитых национальных и региональных особенностей (Н.Д.Саркитов); Система ожиданий и целей определенной социальной группы (Б.Филипс); «Идеологический заряд», несущий ценностно-ориентационные, социально-политические и религиозные отличия (С.Я.Матвеева).

3. Молодежная субкультура как одно из средств адаптации и средство самовыражения молодых людей.

4. Философские основы образования молодежных субкультур. Определение формальной и неформальной молодежной организации.

5. Связь неформалитета и контркультуры.

6. Понятие «культурного отчуждения молодежи». Понятие «отчуждение» в культурологическом значении: «психологическое» (Э.Фромм); «религиозное» (К.Хорни); «экзистенциальное» (А.Камю, Ж-П.Сартр). Экзистенциализм как основа культурного отчуждения молодежи.

7. Экзистенциализм как основа культурного отчуждения молодежи.

8. Неформальные группы как средство социальной адаптации.

9. Понятие «отчуждение» в культурологическом значении: «психологическое» (Э.Фромм); «религиозное» (К.Хорни); «экзистенциальное» (А.Камю, Ж-П.Сартр).

10. Оппозиционность молодежной среды, маргинализация сознания;

11. Специфика конфликта поколений в переходную эпоху;

12. Культурная дезинтеграция, ускорение темпов жизненных перемен, происшедших под влиянием научно-технической революции; новые технологии и средства массовой коммуникации;

13. «Технократическое мышление» и главные «объекты отрицания» контркультуры – массовая культура и «узурпированный» технократией рационализм как мировоззренческая основа бытия человека – порождения общемировых тенденций техногенной цивилизации.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Айзенштадт С. От поколения к поколению.- М.: Наука, 1956. – 254 с.

2. Амбрумова А.Г. Неформалы глазами психолога // Аргументы и факты.- 1988.- №3.- С. 6-7.

3. Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе.- М.: Прогресс, 1972.- 300 с.

4. Бобахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений // Обществ. науки и современность.- 1996.- № 3.- С. 56-65.

5. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестн. МГУ. Сер. 12, Полит. науки.- 1996.- № 2.- С. 35-45.

6. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. – М.: Политиздат, 1987. – 368 с.

7. Иконникова С.Н. Социология о молодежи: (Проблема воспитания духовного облика.- Л.: изд-во Ленингр ун-та, 1985.- 32 с.

8. Ильинский И.М. Куда идти России / И.М. Ильинский.- М.: Голос, 1995.- 126 с.

9. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие для гуманит. и соц-экон. направлений и спец. вузов / Л.Г. Ионин.- 2-е изд.- М.: Логос, 1998.- 278 с.

10. Камю А. Эссе об абсурде. – М.: Наука, 1998.

11. Кон И.С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967.- 384 с.

12. Кофырин Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социол. исслед.- 1991.- № 1.- С. 82-87.

13. Критика буржуазных теорий молодежи. - М.: Прогресс, 1982.- 355 с.

14. Лисовский В.Т. Идеалы молодых / В.Т. Лисовский.- Л., 1964.

15. Лисовский В.Т. Молодежь в условиях кризиса // Нар. образование.- 1994.- № 5.– С. 11-17.

16. Мид М. Иней на цветущей ежевике / М. Мид.- М., 1998. – 314 с.

17. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид.- М.: Наука, 1988.- 360 с.

18. Мозес Э. Новое поколение выбирает прагматизм // Рос. обозреватель.- 1996.- № 4.- С. 40.

19. Немировский В.Г. Концепции смысла жизни в массовом сознании молодежи. Методология и опыт социологического исследования: Автореф…дис. д-ра. филос. наук. - Вильнюс, 1989. - 30 с.

20. Неформалы: Социальные инициативы / Сост. С.Н. Юшенков.- М.: Моск. рабочий, 1990.- 238 с.

21. Новикова Л.Г. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня…а завтра?- М., 1988.- 68 с.

22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995.- 357 с.

23. Овчинский В.С. О нетрадиционных группах молодежи // Сов. юстиция 1987.- № 17.- С.13-14.

24. Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996. - 21с.

25. Петухов В. Поколение, выбравшее «пепси» // Рос. федерация сегодня.- 1998.- № 17.- С. 37-39.

26. Саркитов Н.Д. Рок-музыка: сущность, история, проблемы: (Краткий очерк социальной истории отечественной рок-музыки) / Н.Д. Саркитов, Ю.В. Бошко. –М.; 1989. – 69 с.

27. Саркитов Н.Д. Рок-музыка: сущность, история, проблемы: (Краткий очерк социальной истории отечественной рок-музыки) / Н.Д. Саркитов, Ю.В. Божко. - М., 1989.- 69 с.

28. Саркитов Н.Д. Субкультура // Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990.- 336 с.

29. Саркитов Н.Д. Субкультура //Современная западная социология: Словарь. –М.: Политиздат, 1990. – 336 с.

30. Сундиев И.Ю. Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции // Социол. исслед.- 1987.- № 5.- С. 56-62.

31. Шкурин В.Н. Молодежь: Свободное время и клуб.- М., 1987.- 90 с.

Дополнительная:

1. Ильинский И.М. Наш молодой современник: (Вопросы мировоззренческого воспитания) / И.М. Ильинский // Социол. исслед.- 1987.- № 2.- С. 16-22.

2. Лапидус Г. Трансформация принципов межнациональных отношений // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения.- М., 1992.- С. 141-157.

3. Лапина Н.Ю. Динамика социального развития современной Франции: (Социокульт. аспекты); Рос. АН ИНИОН. Отд. глобал. и страновых соц.-экон. пробл.- М.: ИНИОН, 1993.- 50 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: