Основной вопрос эстетики – это вопрос об отношении эстетического

сознания к действительности. Древнегреческие философы Гераклит,

Демокрит, Эмпедокл, Аристотель, Эпикур утверждали, что эстетическое

имеет своё начало в материальных свойствах, отношениях и

закономерностях бытия. Для эстетики характерны мера, пропорциональность,гармония частей, единство многообразия, целостность рассматривается как объективная основа прекрасного. В античной Греции зародились как материалистические, так и идеалистические эстетические теории. Так, например, пифагорейцы основу эстетического (прекрасного) видели в чисто количественных отношениях, понятых в качестве идеальных сущностей.

Платон объявляет идею источником эстетического начала.

СЛАГАЕМЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА.

Идеалистические тенденции античной эстетики получили продолжение в

период феодального средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский идр. теософы источник красоты видят в Боге.

Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием материалистических

традиций античности. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Л. Альберти, А. Дюрер,

М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес реабилитирую отвергнутую

средневековыми мыслителями природу, посюсторонний реальный мир и

утверждают мысль о том, что природа и человек по своей сущности

прекрасны, что задача художника воспроизводить эту реальную красоту

природы и человека.

Природа – источник творчества и вместе с человеком главный предмет

художественного отображения. Искусство подобно науке, должно стремится

к постижению объективно правды для жизнеутверждающего пафоса.

Определённый вклад в эстетику внесли теоретики классицизма. Они

подчеркнули важное значение нравственного долга как стимула

человеческого поведения.

Теоретики эстетики классицизма сформировали правила трёх единств

(единств места, времени и действия), симметрии, пропорции, соразмерности,

разумности, пользы. В классицистической манере формировалась эстетика

классицистической архитектуры, скульптуры, драматургии, музыки и иных

направлений, видов и жанров искусства.

) главное внимание уделяли выяснению социальной и нравственно-

политической функции искусства. С их точки зрения искусство лишь тогда

может выполнять высокую миссию, если оно будет давать правдивое

отображение реальности. В разработке реалистического метода особенно

велики заслуги Дени Дидро- философа, художественного критика и писателя.

Немецкие просветители Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер разработали в

реалистическом и романтическом искусстве проблемы народности, историзма, социальной обусловленности.

Буржуазную эстетику развивали Шеллинг, Кант, Фихте, Гегель. Однако

Кант отрицал объективный характер эстетических законов, отрывал мораль

от науки, политики, социальной практики.

Гегель создал объективно-идеалистическую эстетическую систему.

Эстетическое искусство он понимает как первую и низшую форму

самопознания абсолютной идеи, которая в дальнейшем самораскрывается в

религии, а затем в философии.

С точки зрения. Гегеля искусство есть не что иное, как творческое

«самовоспроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В

процессе художественного творчестве человек, по Гегелю, удваивает себя,

очеловечивает природу, воплощает во внешних предметах свою родовую

сущность. Гегель впервые в систематической форме применяет в анализе

искусства диалектический метод, хотя его диалектика базируется на

идеалистическом истолковании реальности. Он раскрывает диалектику

художественного образа как единство общего и особенного. Гегель разработал положение о враждебности капитализма искусству.

В России основы домарксистской эстетики разрабатывали В. Белинский, А.

Герцен, Н. Чернышевский («Эстетические отношения искусства к

действительности»), Н.А. Добролюбов, А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н.

Толстой (Речи в Обществе любителей российской словесности» (1859); В.С.

Соловьёв («Красота в природе»(1889), «Первый шаг к положительной

эстетике» (1895); А.А. Потебня («О некоторых символах в славянской

народной поэзии» (1860), «Мысль и язык» (1862); и др.

Флоренский __________(«Анализ пространственности в художественно-изобразительных

произведениях», «Эмпирея и эмпирия»); А.К. Воронский («Искусство как

познание жизни и современность» (1923); А.Ф. Лосев (Трагическое); М.М

Бахтин (О культуре смеха и смеховая культура, «Эстетика словесного

творчества»), Лихачёв Д.С. Смех в Древней Руси. –Л.: Наук, 1984.

В. Друзин, М.Б. Храпчеко, А.И. Метченко и др.)

.

ТЕМА. 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

􀁄

 Эстетическая деятельность развивает эстетическое сознание, а

также теоретическое развитие эстетическое сознания способствует

повышению качества эстетической деятельности личности. Эстетическое

сознание возникает с момента эволюционного восприятия личностью в

труде и отдыхе категорий прекрасного и безобразного.

Эстетическая деятельность – это процесс творческого производства

чего-либо прекрасного в области культуры, искусства, науки, технического

производства, агропроизводства и т.д. Человек украшает жизнь честным,

полезным и красивым трудом.

Человек мечтает о прекрасном и стремится к нему. Но иногда

слишком дерзкие устремления вносят страхи и суету в жизнь человека.

Библия на этот случай назидательно поучает: «Во многом знании -

многие печали».

Чем выше этико-эстетическое сознание личности, тем ближе она к

пониманию и исполнению общественных идеалов.

Личность воспринимает красоту природы и красоту человеческих

отношений, что является образцом и нормативным ориентиром

эстетической деятельности. Высшими образцами эстетической

деятельности человечества являются шедевры культуры и искусства,

хранящиеся в музеях, галереях, библиотеках, частных

коллекциях и т.д.

Эстетический идеал это представление о совершенстве. Эстетические

идеалы так или иначе находятся в связи с идеалами нравственными,

политическими, национальными, конфессиональными, общественными.

Выбор эстетической идеала - это не только дело вкуса, но показатель

нравственно-интеллектуальной и гражданской зрелости личности. Выбор

эстетического идеала –это воспитательно-педагогическая проблема.

Поэтому государственные средства массовой информации (СМИ) должны

пропагандировать образцы высокой эстетической культуры. Ибо подобное

порождает подобное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: