Возможные методики проведения семинарских занятий

При проведении семинарских занятий для данного курса будут иметь большую практическую значимость использование разных методик ведения семинара. Усвояемость материала повысится, если преподаватель не будет замыкаться на одной из них, а постарается в меру своих интересов и исходя из требований здравого смысла равномерно в течение изучения предмета использовать кардинально разные методики, в том числе:

- метод «провокационных» вопросов, при котором преподаватель задает студентам вопросы, явно выраженные в упрощенной форме и предполагающие сильную прямую реакцию студентов, прежде всего аргументированное возражение. Цель данного метода – побудить студентов к активности работы на семинарском занятии в форме поиска аргументов;

- метод наводящих вопросов, при котором преподаватель последовательно задает студентам вопросы, ответы на которые помогают студентам следовать за логикой повествования в тексте, тем самым усваивая материал. Цель данного метода – приблизить студентов к пониманию логики разбираемого текста;

- метод столкновения позиций, при котором преподаватель излагает противоречивые позиции, побуждая студента аргументированно выбрать одну из сторон. Цель данного метода – позволить студентам «отшлифовывать» собственную позицию по рассматриваемой проблеме;

- метод «презумпции мысли», при котором преподаватель побуждает студентов находить как можно больше аргументов за излагаемую автором точку зрения (независимо от позиции самого студента), тем самым позволяя студенту лучше познакомиться с позицией автора. Цель данного метода – более тесное изучение аргументативной составляющей разбираемого источника.

- метод «щенка за бортом», при котором преподаватель предоставляет выбранному им студенту либо на часть, либо на всё время семинара провести самостоятельно занятие с остальными слушателями. Цель данного метода – позволить студентам по-иному взглянуть на анализируемый текст, воспринимая его не столько через взгляд ведомого преподавателя, сколько через смвою собственную активную позицию по отношению к тексту.

Возможны и другие методики проведения семинарских занятий, однако в любом случае преподаватель должен проявлять гибкость ума при применении каждой из них и ни в коем случае не относиться к ним как к шаблону проведения занятий, поскольку само проведение семинарского занятия должно носить ситуативный характер, т.е. необходимо ориентироваться на степень подготовленности аудитории и количество присутствующих на семинарском занятии студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: