При проведении семинарских занятий для данного курса будут иметь большую практическую значимость использование разных методик ведения семинара. Усвояемость материала повысится, если преподаватель не будет замыкаться на одной из них, а постарается в меру своих интересов и исходя из требований здравого смысла равномерно в течение изучения предмета использовать кардинально разные методики, в том числе:
- метод «провокационных» вопросов, при котором преподаватель задает студентам вопросы, явно выраженные в упрощенной форме и предполагающие сильную прямую реакцию студентов, прежде всего аргументированное возражение. Цель данного метода – побудить студентов к активности работы на семинарском занятии в форме поиска аргументов;
- метод наводящих вопросов, при котором преподаватель последовательно задает студентам вопросы, ответы на которые помогают студентам следовать за логикой повествования в тексте, тем самым усваивая материал. Цель данного метода – приблизить студентов к пониманию логики разбираемого текста;
- метод столкновения позиций, при котором преподаватель излагает противоречивые позиции, побуждая студента аргументированно выбрать одну из сторон. Цель данного метода – позволить студентам «отшлифовывать» собственную позицию по рассматриваемой проблеме;
- метод «презумпции мысли», при котором преподаватель побуждает студентов находить как можно больше аргументов за излагаемую автором точку зрения (независимо от позиции самого студента), тем самым позволяя студенту лучше познакомиться с позицией автора. Цель данного метода – более тесное изучение аргументативной составляющей разбираемого источника.
- метод «щенка за бортом», при котором преподаватель предоставляет выбранному им студенту либо на часть, либо на всё время семинара провести самостоятельно занятие с остальными слушателями. Цель данного метода – позволить студентам по-иному взглянуть на анализируемый текст, воспринимая его не столько через взгляд ведомого преподавателя, сколько через смвою собственную активную позицию по отношению к тексту.
Возможны и другие методики проведения семинарских занятий, однако в любом случае преподаватель должен проявлять гибкость ума при применении каждой из них и ни в коем случае не относиться к ним как к шаблону проведения занятий, поскольку само проведение семинарского занятия должно носить ситуативный характер, т.е. необходимо ориентироваться на степень подготовленности аудитории и количество присутствующих на семинарском занятии студентов.