12.1. Реклама как знаковая система
Реклама выступает как коммуникационная система, и как всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, имеет свой специфический язык - систему знаков, употребляемых в соответствии с определенными правилами, известными членам данного коллектива. То есть, основу семиотическому подходу к рекламе дает обстоятельство, что те формы опредмечивания культуры, к которым она обращается - литературу, искусство, религию, мифологию - можно рассматривать как знаковые системы. В них знаками реальных явлений, ощущений, фактов, информации, которые не могут быть переданы другому человеку напрямую, без какой-либо трансформации, становятся слово, звук, цвет, форма, пластика движений, интонация, вещь и т.д. и т.п. То есть, адресату сообщения предъявляются не реальные предметы или явления, а их заменители в виде знаков, вызывающие в сознании образ или понятие об этих реальностях.
Таким образом, в качестве знака может выступать любое, имеющее значение и служащее средством передачи смысла, ма-
териальное выражение, отсылающее сознание к другому предмету. Однако не всегда предметность выступает как однозначная: каждый предмет, помещенный в различные контекстуальные пространственные зоны, может принимать значение не только различное, но и противоположное. Так, топор может являться бытовой вещью и вещью культа, сноп из предмета обиходного характера превращается в предмет поклонения, становясь «де-духом» на Святки и помещаясь на лавке в Красном углу избы. Более того, в качестве знака могут выступать не только интенци-онально выявленные свойства предмета, но и его потенциальные особенности или отсутствие какого-либо из его признаков или составляющих. Такими знаками в эпоху романтизма представали античные руины, где случайные дефекты становились эффектами, потенциирующими возможности иных смыслов, не предусмотренных полноценным текстом1.
Знаки различаются как языковые, функционирующие в целостной системе, закономерности построения которой определяются правилами, и неязыковые. В ряду последних выделяются знаки-копии, сходные с обозначаемым (к примеру, фотография), знаки-символы, отражающие отвлеченное содержание, и знаки-признаки, где знак произвольно нагружается смыслом, имеющим культурное опосредование, а признак не несет закодированной информации, становясь непроизвольным выражением сущности предмета или явления. Так признаком болезни является повышенная температура, признаком осени - опадающие листья, признаком хорошего настроения - улыбка, приближающейся грозы - гром и молния и т.д. Знак же, в отличие от признака, возникает тогда, когда некое «X» не просто представительствует от имени реального «Y», но преднамеренно ставится на его место с целью информировать кого-либо о данном явлении.
С этой точки зрения рекламу можно трактовать как систему знаков, закрепляющих духовные ценности и нуждающихся в расшифровке2. Использование этой системы знаков делает воз-
1 Более подробно см.: Лотман Ю.М. Об искусстве. Спб., 1998, с.401.
2 Понятие знака (Signe, Sign) в разных знаковых концепциях принципиальным образом разнится: так в семиотике Пирса и Морриса знак трактуется предельно широко - в качестве такового наравных выступают буквы и мысли
можности коммуникации безграничными, так как, во-первых, позволяет передавать сообщения не только о предметах, которых нет в наличии, но и об абстрактных понятиях, не поддаю щихся вещественному выражению. Такими знаками в реклам! становятся: дорогой автомобиль или красивая женщина как символы престижа, камин —как символ надежности, обустроенности, различные бытовые средства - моющие, чистящие, дезинфицирующие - как символы безопасности и комфорта. Во-вто рых, особая эмоциональность рекламы как ее неотъемлемое ка чество позволяет выразить отношение коммуниканта к сообщению и передать его в кратком, «конспективном» варианте, и, в-третьих, активное использование рекламой невербальных акций (мимики, жестов и т.п.) обуславливает возможность не только расширения, уточнения или подтверждения полученной информации, но и передачи сигналов о ее ложности.
12.2. Историческая подвижность понятия знака
Впервые мысль о необходимости общей теории знаков артикулировал английский философ-просветитель Дж.Локк (в «Опыте о человеческом разуме», 1690). К этим проблемам проявили интерес также Г.Гоббс и Дж.Милль. Основание семиотики как целостной, самостоятельной науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем, было заложено традициями логики (Г.Фреге, Ч.Пирс) и лингвистики (Ф. де Соссюр, Е.Бюиссен). Первой семиотической дисциплиной явилась структурная лингвистика, оформившаяся в 20-е годы в Дании, США, СССР в самостоятельное научное направление.
Позже идеи структурализма проникли в область эстетики, психологии и педагогики (работы Выготского и Гастева), в этнологию, антропологию и культурологию (структурная антропология Леви-Строса), в литературоведение - «формальная школа» Тынянова, Шкловского и Эйхенбаума, работы Лотмана по струк-
людей об объектах, художественные произведения и раздражители условных рефлексов у животных. Гораздо более узко понимается знак в семиологии Сос-сюра, Барта, Бенвениста. Как интегративная наука о знаковых системах понимается семиотика в трудах Ю.Лотмана, выделяющего «семиотику культуры и искусства», «семиотику поведения», «семиотику города, пространства» и т.п.
турной поэтике, работы Бахтина, монография Проппа «Морфология сказки». Знаменательными в этом ряду стали работы американского философа Ч.Морриса «Основы теории знаков» (1938) и «Знаки, язык, поведение» (1946).
Вскоре семиотика стала одной из самых актуальных наук, к если для классической философии основной являлась проблема познания, то есть, отношение мышления к действительности, субъекта - к объекту, то почти вся западная новейшая философия ставит в центр внимания проблему языка. Этот своеобразный «поворот к языку» обуславливает чисто языковый характер вопросов познания и смысла. В русле этих идей получает лингвистическое обоснование и проблема человеческого сознания, где постулат о тождестве сознания с его языковым оформлением стал общепринятым с 1940-1950-х годов.
Между тем, дальнейшее развитие концепции привело к отождествлению сознания не с устной речью, а с письменным текстом, как объективизированным и более достоверным. В этих условиях особой актуальностью наполнился вопрос о происхождении письменной речи и объяснении этого феномена. Так, Ю.Лотман связывал появление письменности с моментом непредсказуемости, когда нестабильность исторических условий, динамизм обстоятельств, возникающий при частых и длительных контактах с иноэтнической средой, вызывают потребность в разнообразных семиотических переводах и, в частности, переводах письменных1.
В подобных обстоятельствах подавляющего господства лингвистических моделей теоретической рефлексии гуманитарные науки развивались последние четыре десятилетия. Однако на современном этапе явно наметилась тенденция к пересмотру лингвистической природы знака. В этом ракурсе рассмотрения весь мир воспринимается как бесконечный, безграничный текст - метатекст - «космическая библиотека», по определению Винсента Лейча, или, по характеристике Умберто Эко, - «словарь», «энциклопедия». Данная парадигма позволила рассматривать как сумму текстов и культуру, и сознание, и бессознательное, а свое внимание исследователи стали все боль-
1 Лотман. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
ше обращать на нелингвистические знаки социокультурного характера, признавая любую схематизацию реальности знаковой1. Поскольку ничего не существует вне текста, а каждый индивид находится, по слову Ж.Дерриды, как бы «внутри текста»2, любое сообщение - от произведения искусства до рекламного плаката - должно иметь структуру и составляющие ее элементы, строго соответствующие закономерностям и особенностям культурного мегатекста.
Такой поворот классической семиотики знака на семиотику человека и культуры позволил осуществлять, в частности, анализ коллективных единств с точки зрения их знакового контекста, рассматривать новые аспекты взаимоотношений знаковой и незнаковой действительности, выделять нормы морали, права, обычая через символы и знаки, фиксирующие систему психических ассоциаций и образующие содержание понятия. Подобным образом культуру и ее знаки рассматривал Р.Барт в «Мифологиях», выделяя в качестве знаков современности и «французское-ти» бифштекс и картошку, вино и молоко, «глубинную» рекламу, пеномоющие средства, стриптиз, астрологию, пластмассу, даже «предвыборную фотогению».
Сама идея знака, сам смысл его применения заключается в потребности условным образом обозначать то, что в данный момент в ощущениях отсутствует. Мысль о том, что знак есть, прежде всего, отсутствие объекта или «наличие, сотворенное из отсутствия»3 или, более того, «убийство вещи, которую он замещает», была высказана сначала Дерридой, а затем разработана Кристевой, и крайнее свое выражение нашла в философском идеализме Лакана: «Именно мир слов создает мир вещей»4. Не вдаваясь в тонкости теоретических положений постструктурализма, отметим лишь, что реклама как знаковая система в первую очередь стремится к замещению предметов знаками, а недостаток отсутствующих объектов стремится восполнить посредством их называния-означивания, когда «само отсутствие и по-
1 См., например: Хорст Рутроф «Пандора и Оккам: О границах языка и литературы» (1992).
2 Derrida J. Of grammatology. - Baltimore. 1976. - LXXXVII, 396 p.
3 Lacan J. Ecrits: A selection. - L., 1977. - XIV, 338 p. P. 104.
4 Sarup M. An introductory guide to post-structuralism and postmodernism. -N.Y., 1988. - VIII, 171 p. P. 33.
рождает имя в момент своего происхождения»1. Реклама в этом контексте выполняет две функции, по-новому обозначая знакомые предметы, где сигареты означиваются-именуются как Davidoff или Marlboro, машины - как Mercedes, BMW, Renoult (так, к слову, это происходит и у народов, живущих еще в первобытных общинах, где птицы, рыбы, животные обладают видовыми обозначениями: «кенгуру», «попугай», не объединенными, однако, понятиями родовыми), а также становясь визуальным заменителем тех предметов, которые в бытийном опыте большинства потребителей отсутствуют. В этом смысле реклама создает своеобразное виртуальное пространство, вполне реальное и в то же время иллюзорное, которое имеет смысл исключительно в качестве суррогата, искусственного заменителя, знака иной действительности - существующей, но недостижимой.
В то же время реклама выступает как некая знаковая совокупность, не только замещающая, но и дублирующая мир. Реклама, где сочетаются изображение и слово, обращается, соответственно, к двум способам описания мира, к двум типам знаков -иконическим и конвенциональным, которые не только дублируют мир (при этом с ним не совпадая), но и друг друга. Этот процесс дублирования мира в виде образов и понятий является необходимым элементом его восприятия, так как вне этого процесса семиотического сотворения мир как бы и не существует. В стандартном варианте реклама представляет сочетание изображения и вербального сообщения, которые при помощи различных кодов воспроизводят одни и те же элементы действительности. А поскольку эти элементы предполагают только друг друга, то для возникновения рефлексии по поводу их истинности не остается места. Подобное структурирование информации в виде готовых блоков, предполагающее пассивное ее восприятие, представлено также в учебниках (правило - пример), детских книжках и комиксах (картинка - подпись), музеях (экспонат - табличка-объяснение).
Это тяготение к бинарности мышления является характерным проявлением эмблематического сознания. Исследуя эмблематическую интенцию, принцип эмблематичности, ученые
1 Lacan J. P. 65.
приходят к выводу1, что в эмблематических формах воздействия на индивида испытывают постоянную нужду государственные и религиозные структуры, заменяющие реальность пространства его знаковым дубликатом через многочисленные лозунги и плакаты. Их функцию сегодня успешно заменяет реклама, осуществляющая глобальную подмену одного мира другим и ставшая методом управления миром через возможность формировать память и сознание, а, следовательно, и реальность самого мира.
12.3. Структура знака
Если обратиться к структуре знака, то можно отметить, что в семиотике постулируется соотношение двух элементов - обозначаемого - содержательной стороны языкового знака - слова, словосочетания, предложения - и означающего - его формальной стороны. Итогом ассоциации этих первых двух составляющих Р.Барт2 считает именно знак. В качестве примера автор рассматривает букет роз, где розы выступают как означающее, а означаемым становится чувство. Одно и другое - розы и любовь - существовали по отдельности, пока не соединились в нечто третье - знак любви. Отметим параллельно, что эта иерархия не представилась бесспорной представителям постструктурализма, предпринявшим попытку дезавуалировать традиционную структуру знака. В частности, Ж.Лакан утверждал, что означающее и означаемое находятся на разных уровнях, «изначально разделенные барьером, сопротивляющимся обозначению»3. Лакан раскрепостил означающее и освободил его от непосредственного влияния означаемого, введя в употребление понятие «скользящего», или «плавающего означающего». Р.Барт этот процесс по аналогии с иконоборчеством назвал «знакоборчеством»4.
1 Е.Г.Григорьева. Эмблема: принцип и явление (теоретический и исторический аспекты) //Лотмановский сборник. М., 1997. С.424, 433.
2 Р.Барт. Миф как семиологическая система//Барт Ролан. Мифологии. М.,1996. С.237.
3 Lacan J. Р. 149.
4 Barthes R. To wright? An intrasitive verb?//The structuralists./Ed. By DeGeorge P., DeGeorge F. - Garden City, 1972. P.271.
Именно Р.Барт видел в семиотике ту науку, без взаимодействия с которой невозможно развитие рекламы и иных коммуникативных актов и ритуалов. Автор объяснял это большой знаковой насыщенностью реального пространства, воспринимая в качестве семиологического материала, к примеру, не только флаги, рекламные плакаты, указатели, таблички, но также одежду отдыхающих на пляже и даже их загар1.
Разрабатывая структуру рекламного изображения, в качестве его составляющих Барт выделял текст (языковый и кодовый), денотативную составляющую (от лат denoto - обозначаю) - буквальное изображение и обозначаемый предмет и коннотативную составляющую (от лат. Con - вместе и noto -отмечаю, обозначаю) - дополнительные, сопутствующие смыслы и значения, возникающие в сознании потребителя. В данном контексте денотат выступает в качестве означающего, а означаемым представляется коннотативная составляющая. Причем в рекламном сообщении основной становится именно коннотативная его составляющая, как бы прикрываемая смыслом денотативного сообщения, обращенного к сознанию. Текст же здесь выступает в качестве механизма, особым обра-i зом направляющего интерпретацию.
Тем самым, то, что представляется в рекламе основным -смысл сообщения - реально функционирует в качестве своеоб-разнонго прикрытия, благодаря которому воздействие рекламы и на сознание и на подсознание усиливается. К примеру, в рекламе автомобиля такие аргументы, как надежность, качество, даже престиж, выступают как маскировка для сознания, обуславливая активизацию коннотативных смыслов, где машина, согласно наблюдениям психологов, становится для человека средством сублимации его сексуальной активности. Таким образом, процесс функционирования знака предполагает выявление стоящего за ним предмета и его смысла - то есть, создание знаковой ситуации. Без подобного распознавания сам знак потеряет смысл и прекратит существование. Данный принцип иллюстрирует реклама жвачки Wriglis, которую представляют молодые люди - уверенные в себе, раскованные, прогрессивно представ-
Р.Барт. С. 237.
ленные, авангардно экипированные. Здесь факты, обращенные к сознанию: «долго не теряет вкуса», «имеет приятный аромат», «не высыпается из пачки» - становятся лишь импульсом для включения коннотативной составляющей и его основной интенции: «Хочу быть таким же».
Значение денотативной и коннотативной составляющей в структуре рекламного сообщения по-новому освещают наблюдения главы Тартусской семиотической школы Ю.Лотмана относительно двух путей увеличения информации, которой владеет какой-либо индивид или коллектив. В первом случае информация получается извне - она формируется вне человека и через текст в полном объеме ему передается. Во втором случае извне получается лишь небольшая часть информации, которая выполняет функцию возбудителя, вызывающего ее возрастание внутри сознания коммуниканта, а акт художественного творчества заключается в выполнении, а не нарушении правил1.
Такой тип коммуникации представлен, преимущественно, фольклорным, а также средневековым типом культуры, где получатель художественного сообщения «...лишь поставлен в благоприятные условия для того, чтобы прислушаться к самому себе. Он не только слушатель, но и творец. С этим и связано то, что столь каноническая система не теряет способности быть информационно активной»2. Итак, в системе культуры существуют две модели коммуникации: «Я - Я» и «Я - Он». И если, по слову Лотмана, коммуникативная система «Я - Он» обеспечивает лишь передачу некоторого константного объема информации, то канал «Я - Я» обеспечивает ее качественную трансформацию, которая приводит к переконструированию самого «Я».
Примером первых сообщений могут служить многие из пропагандистских изображений тоталитарного типа, где информация, чаще всего избыточная, не имеет, как правило, коннотативной составляющей. Реклама же стремится к манипуляции сознанием через его перестройку, так как именно этот путь стано-
1 Лотман Ю. Каноническое искусство как информационный пара-докс//Ю.М.Лотман. Об искусстве. Спб., 1998. С.437.
2 Лотман Ю. С.439-440.
вится наиболее эффективным для достижения результата рекламной акции, заканчивающейся, в идеале, приобретением. В этом смысле реклама является одним из наиболее эффективных средств манипуляции массовым сознанием, становясь каналом внедрения иной системы ценностей, стереотипов поведения, жизненных сценариев, изменяя национальную специфику характера, гомогенизируя, усредняя, обезличивая саму культуру и ее код. Таким образом реклама становится неким тайным оружием со скрытыми, завуалированными возможностями, подоб-; ным «ящику Пандоры».
12.4. Семиотизация социальных отношений
как особая функция рекламы
в современном обществе
Особой функцией рекламы в постсоветском пространстве является ее способность означивать те новые социальные отношения, которые устанавливаются в современной России. Появление новых классов, их иерархия и отношение между ними, эстетика поведения, этикет, ритуалы - все это требует особого семиотического оформления. В дореволюционной России эта иерархия была детально разработана и соотносилась с понятием «чина», согласно которому определялась форма обращения, разносили блюда на званых обедах, предписывалась этика отношений и, в целом, весь текст поведения. Чин определял не реальные, а семиотические свойства человека - его место в «иерархии»1.
Анализируя семиотику поведения русского дворянства, среди подобных чину иерархий, Лотман выделяет введенную Петром I систему орденов, имевших лишь условную ценность в качестве знаков государственного отличия, систему мундиров и систему знатности. В качестве же текста частной жизни Лотман рассматривает явление «русского дендизма», сутью которого считает не светский лоск и непринужденность в обращении, но «наглость, прикрытую издевательской вежливостью»2.
1 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Спб., 1994.
2 Там же. С. 127.
Специфическим семиотическим оформлением среды, атрибутикой, этикетом обладали различные субкультуры - рабочие, интеллигенция, номенклатура - и в Советской России, и если знаками одних становились серп и молот, то иных - черные ли музины.
В 80-90-е годы основной социальной проблемой становится проблема классовой диффузии, а вновь формирующаяся среда требует соответственного означивания. При этом элитарное пространство становится гораздо более закрытым, чем ранее, а основной принцип демократии - равенство - остается лишь формальным, когда, к слову, автомобильный салон Volvo или BMW отличается от площадок с отечественными Москвичами и Ладами так же, как первые автомобили от вторых, и, в принципе, доступное пространство становится фантомным и мифологичным. Сами же автомобили выступают исключительно в определенном контексте и с определенным антуражем: экзотическими растениями в кадках, немногословными секью-рити, вежливыми и услужливыми консультантами, чашечкой кофе, которую предлагают оформляющим документы клиентам и т.п.
Функцией же рекламы становится установление соответствия этих знаков друг другу, формирование некоего стилистического единства среды, фиксация его особенностей в сознании потребителя. К единой сфере относятся, к примеру, магазины типа «Европейского» или «Эльдорадо-М», фирменные упаковочные пакеты которых становятся своеобразной «визитной карточкой», выделяющей людей одного круга. И именно благодаря рекламе самые яркие знаковые вещи вызывают целый каскад ассоциаций с родственными им по статусу. Так, семиотический ряд, открытый знаковым «шестисотым», естественным образом продолжают дорогой костюм, спутниковая связь, тяжелый взгляд и неулыбчивое лицо, и даже если принять во внимание условность этих ассоциаций, можно констатировать их устойчивость (что, кстати, безжалостно фиксирует такой жанр фольклора, как анекдот), а, значит, стабильность семиотического поля.
Текстовым поведение становится, как правило, в переходные эпохи, требующие дополнительного означивания тех сто-
рон действительности, которые в ситуации неравномерного развития общества воспринимаются не всеми его членами одинаково адекватно. Эта семиотическая избыточность находит отражение, в нашем случае, в стиле поведения, подчиняющемся определенной системе, где знаковым становится и само поведение представителей формирующихся классов, где символическое значение приобретают поза, поворот и наклон головы, выражение лица, характер рукопожатия, интонация, манера говорить и структурировать фразу, темп речи, походка (если снова вспомнить дореволюционную Россию, то дворянку можно было распознать по походке - она должна была ходить так прямо и так высоко нести голову, чтобы, как говорили, видеть карниз третьего этажа)1.
Последний тезис наглядно иллюстрирует реклама кефира Danone и стирального порошка Ariel, где различие в стиле жизни двух одинаково молодых, имеющих семью и идентичные заботы, женщин выдает, среди прочего, манера произнесения слов и их интонационное содержание. Речь первой медлительна и плавна, хорошо озвучена и интонирована, широкую, вполне естественную улыбку дополняют неуловимые, весьма пикантные индивидуальные особенности произношения. Во втором случае текст как бы сведен до своего «нулевого», по Барту, уровня, его информативность заключена лишь в семантике слова, при этом невербальные источники информации - мимика, интонационный ряд, артикуляция - остаются семиотически нейтральными.
Выделение подобных бинарных оппозиций весьма характерно для структурного анализа явлений, где важнейшие противоречия между жизнью и смертью, добром и злом, природой и культурой, верхом и низом, прошлым и будущим, мужским началом и женским часто выступают в снятом, преображенном виде, заменяясь, однако, не менее фундаментальными оппозициями - как в данном случае - своего-чужого и сакрального-профанного.
1 Это изменение ощущений в момент «вхождения в революцию» и освоения демократического образа жизни было отмечено, в частности, А.Блоком: «Как только войду в трамвай и одену кепку - так хочется потолкаться». (Лот-ман Ю.М. Об искусстве. С. 403).
-15- 1066
Реклама фиксирует и такую особенность современных отношений, как семиотизация имени. Пройдя через волну различного рода переименований в годы перестройки, страна заново означивает свое пространство, сакрализуя современные процессы глобальных социальных перемен и время историческое, возвращая забытые и ушедшие в стране Советов имена и названия городов, улиц, площадей. В качестве знаковых снова стали выступать и имена собственные, имеющие совершенно особый статус. Стремление к семиотизации имени особенно ярко проявило себя в 20-ЗО-е годы, когда имя Вилен (Владимир Ильич Ленин) бытовало как распространенное, а изменение имени (скажем, Глафиры на Розу) воспринималось как определяемая временем закономерность. Таким образом политический захват власти, сопровождающийся захватом собственности, неизбежным образом завершается освоением семиотического пространства прежней культурной целостности посредством его вторичного означивания.
Это стремление к подмене подлинного переконструирования личности изменением имени была едко высмеяна Булгаковым в повести «Собачье сердце». Процесс замены имени собственного в качестве начала переозначивания всего словарного тезауруса культуры воспринимали так называемые «чинари» и «обэриу-ты» - члены Объединения реального искусства, возникшего в 1926 году, - реальные создатели нового семантического языка. Конструирование лексики и грамматики, переосмысление элементарных объектов, составление нового словаря, как правило, и начинается с различного рода переименований, в том числе, имеющего особый статус имени собственного:
Пойду я в контору «Известий», Внесу восемнадцать рублей И там навсегда распрощаюсь С фамилией прежней моей. Козловым я был Александром, А больше им быть не хочу! Зовите Орловым Никандром, За это я деньги плачу1.
Почепцов Г. История русской семиотики. М., 1998. С.291.
Сегодня этот процесс наиболее презентативно отражает реклама с ее знаковыми фигурами, с одной стороны, Лени Голубко-ва - неприметного героя 80-х - и с другой - героя 90-х, которого к телефону вызывает не Ира, Марина, Наташа, а... Ангелина.
12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
Сегодня разнообразные культурные знаковые системы - жилище, одежду, пищу, болезни, лекарства, проблемы тендера и геронтологические проблемы, словарный тезаурус культуры, этикет, отдых, спорт - последовательно представляет и обогащает именно реклама, благодаря которой, в частности, в наш язык и сознание самым естественным образом входят не только названия новых товаров, услуг и фирм, но по-новому представляются, переименовываются старые. При этом прежнее семиотическое пространство неизбежно и достаточно стремительно заменяется новым, обладающим иными характеристиками и закономерностями взаимодействия между его составляющими, а также иным набором самих составляющих.
В этом новом, недоступном, вполне сакральном пространстве, объект-субъектные отношения принципиальным образом изменяются, и теперь не субъект формирует оптимально приемлемое для своей жизнедеятельности пространство, а множество вещей - от часов с реверс-корпусом Jaeger - leCoultre до даже визуально недоступных Penthouses - составляют такую совокупную целостность, владеть которой может субъект, лишь обладающий заранее заданным и вполне определенным набором характеристик.
Между тем, многие из указанных сфер, отражаемых рекламой, остаются семиотически нейтральными. Так, к примеру, реклама пищевых продуктов, демонстрируемая в России, самым парадоксальным образом вскрывает отсутствие отечественных знаковых продуктов, своеобразных пищевых символов, аналогичных бифштексу и жареному картофелю, рассматриваемых Бартом в качестве пищевых знаков «французскости». Так, молочные продукты от «Милой Милы» отдаленно ассоциируются с
прибалтийскими хуторами и западным фермерским хозяйством, и немыми здесь остаются такие знаки русской истории, как лапти, гончарный круг, ленточка, которой перехвачены волосы хозяина, избяной антураж и т.п. Эти знаки остаются принадлежащими разным культурным семиосферам и как бы компрометируют друг друга.
В рекламе же продуктов, специй и пищевых добавок подчеркиваются, в первую очередь, как это ни парадоксально, не вкусовые качества продукта, а быстрота и простота приготовления, что в условиях временного дефицита становится веским аргументом и положительной его характеристикой. Знаком же этих качеств продукта становятся абсолютно не связанные с ним (на первый взгляд!) явления - в телерекламе бульонных кубиков Maggi подобным знаком становятся покачивающиеся бедра молодой и привлекательной мамы, одновременно танцующей и готовящей обед малышам, так же завороженно, как и зрители, следящим за пластикой ее движений. И этот знак становится знаком не только продукта, но также легкости и непринужденности семейных отношений и их явной сексуальной окрашенности.
Иначе выстроена реклама концентратов Galina Blanca, где обилие продуктов, соседствующих, сменяющих, чередующихся друг с другом, выделенных крупным планом, цветом и освещением, выглядит почти риторическим приемом, где подобная тавтология завораживает (зрителя) и вводит в состояние транса, когда мир условный и реальный, объектный и субъектный как бы меняются местами. Подобное насыщенное семиотичностью пространство, более реальное ввиду этой повышенной означен-ности, чем сама жизнь, конструирует представитель формального направления Н.Олейников, относящий тему пищи к безусловно сакральным:
Прочь воздержание. Да здравствует отныне
Яйцо куриное с желтком посередине!
И курица да здравствует, и горькая ее печенка,
И огурцы, изъятые из самого крепчайшего бочонка!'
Олейников Н. Пучина страстей. Л., 1991. С. 122.
Точно так же, по исторически сложившейся отечественной традиции, была исключительно сакральной сфера одежды, что ярко отражается рекламой. Одежду в качестве одного из проводников-символов рассматривал еще в 1920 году Питирим Сорокин, доказывающий, что символическая одежда жреца, вождя, судьи меняет тип поведения человека: «...перемените у ряда индивидов форму, лишите их внешних символических знаков - погон, мундира, шпаги, креста, медалей и т.д. - и вы перемените их психику. Сколько лиц - политических заключенных - чувствовали эту перемену переживаний, когда на них надевали арестантский бушлат. Сколько военных генералов, офицеров «мгновенно перерождались», когда с них срывали погоны и одевали их в штатскую одежду. Оголите деспота - и вы сделаете его жалким и простым смертным. Окружите, оденьте простого смертного пышными знаками достоинства - и перед вами родится гордый самодур или властелин»1.
Одежда и новейшие тенденции ее изменений - то есть, мода -всегда семиотичны. Более того, сам процесс включения в моду, по наблюдению Ю.Лотмана, является непрерывным процессом превращения незначимого в значимое. Говорящий же на языке моды - создатель новой информации, неожиданной для аудитории непонятной ей. Именно в этом - триумф моды, которая «вне шокированной публики теряет свой смысл»2. Если обратиться к рекламе одежды и обуви, характерной для отечественной практики, то можно отметить, что благородную рекламу обуви из коллекции TJ затмевает предложение народных любимцев из ОСП-студии покупать одежду в «Снежной королеве». Сквозь этот образ просвечивает хорошо всем знакомое «Куплю жене сапоги», где не сапоги или шуба помещаются в определенное семиотическое поле, а сами эти вещи формируют вокруг себя семиотическую протяженность, характеризуемую спокойствием, благополучием, достатком.
Особая семиотическая сфера в рекламе - это сфера сексуального. Естественно, что она становится не предметом представления, но лишь опосредующим звеном между потребителем и такими товарами, как косметика, предметы туалета, жвачная резин-
1 Цит. по: Почепцов Г. История русской семиотики. М., 1998. С. 32.
2 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 126-127.
ка. Характерно, что в большинстве рекламных произведений представлены квазиэротические аспекты тела и псевдосексуальные отношения. В этом смысле весьма характерна реклама жвачки с кристаллами про зет, где фраза «Я подарю тебе поцелуй, только доем свой чесночный суп» подкрепляется множеством невербальных знаков: усиленной артикуляцией, аллитеративным сочетанием острых «ц» и «ч», острой мимикой героини. Ту же закономерность рекламы вскрывает Барт, очерк которого «Стриптиз» открывается парадоксальным тезисом: «Стриптиз... основан на противоречии: обнажаясь, женщина одновременно десек-суализируется»1. Вообще у Барта мифология секса отсутствует почти полностью, а субстанция, желающая или желанная, сублимируется облаченной или поглощающей, как бы самодостаточная и не нуждающаяся в эротическом выходе за пределы самое себя. Если же в «Мифологиях» и встречается изображение обнаженного тела - то это, скорее, физически уродливое тело борца, напоминающее «тускло расползающееся мертвое мясо (публика называет Товена «тухлятина»)»2. Сексуальные же сцены здесь выглядят как пародия, где актеры буржуазного театра «так и истекают всевозможными жидкостями: слезами, потом и слюной».
Действительно, знаком сексуальности могут выступать и нейтральный в сексуальном плане легкий звук шагов, женские руки - даже не обнаженные, а просто ухоженные, ресницы - их томный взмах, глубокие зрачки глаз, загадочный, задрапированный в воздушные ткани силуэт и т.д. Семиотическая сфера сексуального является, быть может, одной из древнейших, количество особых знаков и символов, обозначающих данное пространство, необычайно велико, и именно это обстоятельство определяет особую уязвимость данного семиотического поля. Так, в рекламе парфюмерной коллекции «Цветы России» присутствует множество обозначений указанной сферы: светлые тона интерьера и одежды, мягкая фактура тканей, распущенные волосы женщины, ее обнаженные руки и т.п.
Тем не менее, ощущение интимности данному рекламному ролику абсолютно не присуще - возможно, из-за избыточной площади нерасчлененного пространства, его особой стерильнос-
1 Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 188.
2 Там же. С.61.
ти и белизны, никак не ассоциирующихся с интригой отношений, знаком которых может явиться, скорее, легкий беспорядок. В большей мере эротические переживания могут быть вызваны, недосказанностью, намеком, опосредованным обозначением сферы сексуального, чем созданным до конца образом, не требующим над собой творческой работы воображения.
Информативной, с точки зрения семиотики, является и абсолютно сакральная область человеческих болезней - их классификация, лечение, презентация. Среди недугов, особо интересующих рекламу, несомненно выделяются простуда, боли разного происхождения, аллергия, диарея. Лекарства от температуры и иных симптомов гриппа (Coldrex, Panadol, Aspirin Upsa и т.п.), как правило, выступают в семиотической среде, которая осмысливается через такие знаки, как промокшая одежда, унылое выражение лица, притихшие дети, само же средство избавления от простудных проявлений выступает вкупе с домашними тапочками и костюмом, теплыми вещами, мягким креслом, камином. И именно эти два знаковых пространства, выступая в бинарной оппозиции: «До» и «После», и определяют эффективность предлагаемого средства. Количество этих знаков может быть сведено к минимуму - так в рекламе средства от диареи одним из них становится рулон туалетной бумаги, на глазах «худеющий» от постоянно отрываемых от него полосок. Это бесконечное верчение рулона приостанавливает лишь появление средства-избавителя. Точно так же одним из знаков уничтожения боли в рекламе Solpadein'a становятся две стрелы, поражающие цель (=боль) точно и мгновенно.
Особое место среди названных занимают средства от аллергии - именно потому, что этот недуг особого рода - он является как бы самым «благородным» из названных и воспринимаемым, скорее, в качестве особенности, каприза организма, но не болезни. Характерно, что среди всех симптомов этого сложного и тяжелого заболевания рекламой избраны самые невинные - скажем, не отек гортани, а легкое чихание во время цветения растений или от контакта с животными - веселыми попугайчиками, пушистыми котятами. Отсюда - и иллюзия легкости лечения этого заболевания, где одна капсула или таблетка Claritin'a или Suprastin'a в состоянии сдержать натиск болезни.
Однако самое привилегированное положение в этой группе по праву принадлежит витаминам - твердым гарантам здоровья, жизни, молодости. Здесь знаковое пространство расширяется безмерно, включая и начинающего лопотать карапуза и пожилых людей, радующихся жизни, как в молодости: это и солнце, и зелень, и фрукты, сыплющиеся обильным дождем, подобно манне, на обладателя коробочки Unicap'a. Но широта семантического поля оборачивается подчас размытостью, неконкретностью, а сами знаки, обрастая множеством значений, превращаются в символы, что затрудняет их восприятие и переводимость на язык понятий. Хотя, в принципе, этот процесс отражает закономерность: чем ярче выражены симптомы заболевания, тем более конкретными и выпуклыми становятся знаки сакрализации средства- избавителя.
В итоге заключим, что реклама в современном обществе выполняет функцию семиотизации пространства, означивая явления, предметы, отношения, ценности, создавая новую совокупность имен и названий. Этот процесс осуществляется сегодня тем более интенсивно, чем активнее осуществляются социальные модификации и изменения в ценностной системе. По сути, реклама как совокупность жанровых, формальных и сюжетных разновидностей, выступающая в качестве целостного текста, является, в известном смысле, отражением столь же целостного текста современной культуры. Он получает конкретизацию через различные структуры и реалии - как социальные, так и экономические, представляемые в большой своей части именно рекламой.
Глава 13. Реклама как символическая система
13.1. Символ как универсальная эстетическая категория
В современных исследованиях знаковых систем принято различать три основных типа знаков: знаки-обозначения, знаки-модели и знаки-символы. Знаки первого типа служат основанием языка. Знаки-модели выступают как заменители тех предметных действий, которые они моделируют, а действия с этими знаками идентичны, в определенных отношениях, действиям с объектами (хрестоматийным примером здесь является наскальное изображение охоты, или же ритуал, ее имитирующий, участие в котором становится гарантом удачных действий в подлинной, а не моделируемой ситуации). Наконец, знаки-символы являются наиболее сложными структурно, так как включают в себя не только обозначения объекта, но могут подвергать уже имеющиеся в культуре знаки вторичному означиванию, становясь как бы моделью модели. Так виноградная лоза является знаком винограда, но символом искупительной жертвы Христа (виноград = вино = кровь).
Символ всегда возникает там, где вещь фетишизируется, обретая глубокий моральный и духовный смысл, значительно превышающий ту совокупность значений, которыми она (вещь) обладает в бытийной реальности. Символ стремится единичное возвысить до общезначимого, возводя в достоинство символа только самое важное и открывая простор для различных его пониманий и интерпретаций. В символе совокупность абстрактных научных понятий замещается цельным и семан тически объемным художественным образом, прочувствованным и эмоциональным. По слову А.Лосева, в символе совмещаются явление и его сущность, поэтому судить о внутренней, глубокой сущности предмета надо по внешнему ее проявлению, и главной задачей любителя истины становится стремление вскрыть глубину замыслов природы за обманчивой простотой элементарных поступков человека, а это значит, мыслить символически1.
Идея символа была одной из основных у Лесли Уайта, в рамках культурной антропологии решающего проблему символического постижения культуры. Аналогичный подход к кодам культуры был характерен для Тайлора («Первобытная культура») и Дж.Фрэзера («Золотая ветвь»), рассматривавших символ как основу мифологического типа мышления. В контексте первобытной культуры в качестве основных символов исследователи выделяли тотемноанимистические символы родства человека и природы, символы стихий и символы мироздания.
Если обратиться к семиотике искусства, то можно отметить, что классификация знаков осуществляется здесь в соответствии со способом выражения особенностей смысловой нагруженнос-ти, что позволяет выделять:
• иконические знаки, обладающие сходством с обозначаемым объектом (например, пирамида как образ кургана или погребального холма);
• знаки-индексы, основывающиеся на причинно-следственной связи (ворота как знак парка, двора);
• знаки-символы - условные, не связанные подобными отношениями с предметом, ими обозначаемым, в определенном
Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1994. С. 476.
смысле, конвенциональные, обретающие значение только в конкретных культурных обстоятельствах (товарные знаки, гербы, геральдические знаки и т.п.). Таким образом, между понятиями «знак» и «символ» существует семантическая дистанция, заключающаяся, прежде всего, в количестве смыслов, вмещаемых первым и вторым. Знак, как правило, имеет единственное значение, символ же, как выражающий идеальное содержание образов, вещей, понятий, отличное от их непосредственного, чувственно-телесного бытия, поистине неисчерпаем. Связано это в большой мере с генезисом и [условиями функционирования этих типов знаков.
Сами же символы можно дифференцировать по их функцио- \ нальной заданности, объединив их в крупные блоки:
- научные, философские, художественные, мифологические, религиозные;
- природа, общество, весь мир;
- человечески-выразительные;
- идеологические и побудительные;
- внешне-технические;
- классические1.
Если в синхронном срезе культуры, в ее коммуникационных структурах, объединяющих людей одного темпорального континуума, большое значение приобретают знаковые структуры - ясные, легко читаемые и распознаваемые, то символы культуры в синхронном срезе возникают достаточно редко. Они, как правило, осуществляют функцию культурной преемственности и заключают в себе совокупность значений, сформированных разными историческими пластами. При этом более поздние или современные смыслы не компрометируют предыдущие, а выступают как дополнительные им, и аксиологическая характеристика символа напрямую зависит от его исторической объемности, глубины.
Анализируя символику художественного пространства, ученые2 выделяют соответственно объектам действительности, фиксируемым искусством и различаемым как конкретные и
1 Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С.186-197.
2 Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999. С.109-127.
абстрактные, различные же типы символизации. Художественный образ относительно этих объектов действительности может существовать в одной из трех ипостасей: 1) изоморфема; 2) метафора; 3) аллегория. В первом случае можно говорить о структурной копии объекта, где способы соединения элементов образа и объекта совпадают - то есть, образ обозначает вполне конкретный объект и имеет с ним структурное сходство. В качестве символа здесь выступает изображение реального свойства предмета, но семантически переосмысленного - в качестве примера автор рассматривает художественное изображение слепоты как символа духовного невежества (П.Брейгель «Притча о слепых») или, напротив, духовной прозорливости (образы нищих слепцов в картинах П.Пикассо «голубого» периода). Как правило, Слепота выступает как символ незнания и ослепления, но также - беспристрастности и подчинения судьбе и презрения к внешнему миру при наличии «внутреннего света». С завязанными глазами изображали «синагогу» (олицетворение иудаизма), так как она отвергала, что видит свет спасения, богиню счастья Фортуну и Юстицию, олицетворяющую правосудие.
Если структура образа не совпадает со структурой объекта, можно говорить о метафоре. Это, к примеру, представление людей в виде животных, где лев символизирует силу, царственность, лисица - изворотливость и т.п. Такими аллегориями наполнены картины И.Босха. В них закрытая книга символизирует неведение, воз сена - земные радости, красные ягоды - искушение, шипы - опасность. Символика характерна и для современного искусства - так, у Сальвадора Дали пылающая жирафа олицетворяет приближение Второй мировой войны, а языки на «Портрете Пикассо» - его популярность, востребованность, «съедаемость». Аллегорией принято называть такие конструкции, в которых художественный образ оказывается символом абстрактного объекта1. В качестве последних выступают, в частности, персонификации Неведения, Подозрения, Клеветы, Зависти, Лжи, Коварства, Раскаяния и Истины в работе Ботичелли «Клевета» (1494).
Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999. С. 112.
13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
В современной рекламе как системе символов особое значение, как и всегда, занимают символы мироустройства и пространственные категории, которые в древнем сознании мыслились в рамках дуалистических систем: центр-периферия, верх-низ, правый-левый, небо-земля, юг-север, день-ночь. Основной символ древнего сознания - «центр мира», с которым соотносится класс личных местоимений: в центре - «я», а на периферии -«он», «ты». Иная дихотомическая категория - вертикаль-горизонталь, где слова со значением горизонтальности символизируют середину, гармонию, порядок и связаны с миром женщины, а слова со значением вертикальности - как символ мужского начала -олицетворяют все внешнее, разрушающее, нарушающее старый порядок, но одновременно творящее новую гармонию.
Верх/низ1 - наиболее распространенная из дуалистических систем, коренящихся в психике человека, предки которого учились прямохождению. Верх, откуда приходят свет и дождь, приписывается высшим силам, земля - сфера смертного человечества, под которой (внизу) - царство ада. Верх - сфера духа, низ -сфера материи. В безрелигиозной идеологии замещается поиском НЛО из небесной зоны с их «высшей культурой» и духовностью, которые должны оказать помощь погрязшему в глобальных проблемах человечеству.
В первобытной культуре вертикальные соотношения наиболее ярко отражены в мифологии, где небо является обителью богов, подземный мир - местом пребывания темных, демонических сил, а земля - или средний мир - человека с одним ему присущим сочетанием богоподобия и звероподобия. Устойчивое равновесие этих миров обеспечивается скрепляющей их вертикалью - Осью мира, выступающей в культурах в виде Мирового древа или Мировой горы. Именно с этой вертикалью связаны основополагающие события древней мифологии и - мифологически переосмысленные - древней истории: под деревом родился
1 Описание символов дается согласно их трактовке, предложенной изданиями: Дж.Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.,1996. А.Голан. Миф и символ. М., 1993.
Аполлон, у подножия священного дерева был найден младенец Навуходоносор, держась за ветки дерева, родила Будду его мать Майя, Чингисхана нашли в степи сосущим листья одиноко стоящего чудесного дерева.
Мифологема Оси мира и ее корреляты становятся центральными образами Библии: это и гора Арарат или Ницир, куда после потопа пристал ковчег Ноя (Бт 8:18), это и явление Господа Моисею на горе Синай (Исх 19:25), и восхождение на вершину горы Самсона с городскими вратами (Суд 16:3), это и гора, с которой проповедовал Христос (Нагорная проповедь), и смерть на Голгофе Иисуса, где мифологемы Горы и Древа усиливают друг друга (напомним, что русское «крест» в Новом завете обозначено греческими словами «стаурос» - «столб» и «ксюлон» - «дерево»), и тот камень (=гора), с которого ангел благовествовал женам-мироносицам о Воскрешении Христовом (Мф XXVIII, 5-8, Мк XVI, 1-8, Лк XXIV, 1-9).
В изобразительном искусстве древних цивилизаций - египетской, шумерской, китайской - вертикальные соотношения соответствовали социальной иерархии, где образам правителей соответствовала верхняя часть изобразительного пространства. Показательно, что эта традиция - как в реальных, так и художественных формах - не изменилась вплоть до настоящего времени, где вожди с трибуны или сцены (то есть, сверху - вниз) обращаются к народу (низам). Интересно, что, согласно пространственным категориям древних индоевропейцев все находящееся впереди, перед глазами, воспринимается зрением, сзади же - невидимое (опасное, плохое) - слухом. Поскольку при перемещении рода с одного стойбища на другое стариков оставляли позади, слова со значением «старый» могут коррелировать со словами, имеющими значение «задний».
Топономы «верха» и «низа», а также «фронта» и «тыла» являются мощными факторами психологического воздействия и в рекламных произведениях: так, восходящее солнце с лучами, направленными вверх, прочно ассоциируется с расцветом, развитием фирмы, солнце в зените («вверху») - с ее солидностью, процветанием. Именно сверху являются огромные блоки жвачки Wrigley's, покрывающие тенью пространство пляжа, сверху падает дождь из конфеток Skittles, превращающийся в радугу,
именно вверх, в горы, стремится счастливый обладатель Pepsi, на плато, над всем миром, властвуя над ним, закуривает Marlboro его счастливый обладатель. Между тем, «верх» не всегда является более предпочтительным, чем «низ», так как формирует и ощущение невозможности обладания объектом: к примеру, реклама автомобиля, изображенного на подиуме, под углом снизу-вверх. И, наоборот, если тот же автомобиль представить стоящим у подножия лестницы, как бы приглашающей спуститься и открыть его дверцу, или располагающимся на одном уровне со зрителем, будет создана иллюзия его доступности.
Ось тира, Мировое древо, Мировая гора - образ космического устройства, символ прочного универсума. Иные корреляты -Колонна, Столб, Пуп, Храм, Башня. Библейская «Вавилонская башня»- символ наглой заносчивости, самонадеянности. Маяк -позитивный символ (указывает направление кораблю жизни). В геральдике башня означает высокие личные заслуги. Гора - символ близости к Богу.
Время - мифологическое время - Хронос - у индоевропейцев - символ божественного сотворения Мироздания. Всепорож-дающее и всепоглощающее время представлялось «отцом вещей». Наряду со Словом Время нерукотворно и вечно. Как и Вселенная, Время отождествлялось с числом, с кругом, с мировым древом, горой, земноводными, с водой и огнем. «Божественное время» (вечное, абсолютное, бесконечное, непрерывное) на земле проявляется как конечное и прерывное и приравнивается ко всему земному, тленному.
Земля - один из «четырех элементов» (стихий), а также насыщенное многими символическими смыслами понятие (родная земля, земля-кормилица, достать из-под земли, загнать кого-то в землю и т.п.). Устойчивость и непоколебимость земной тверди находят свое выражение в символическом истолковании понятий «камень» и «скала». Глинистая земля фигурирует во многих мифах как материал для сотворения первых людей и богов: в древнем Египте - Хнума, в христианских текстах - Адама, в вавилонском эпосе о Гильгамеше богиня Аруру создает первого человека по лучшим образцам гончарного искусства.
Луна - толкуется как «женское» небесное тело, так как пассивно принимает свет. Возникновение и исчезновение Луны -
знак умирания и воскрешения. Иконографически Луна по большей части изображается в виде серпа, с профилем, чаще глядящим влево. Лунные серпы представлены в государственных гербах многих исламских стран.
Вода - источник жизни и одновременно таит угрозу гибели, В психологии - символ неосознанных, глубинных слоев личности, подземные воды связываются с хаосом, дождевые воды - с благодатным оживлением. Водоворот - символ трудностей и переворотов, спокойно протекающие реки - планомерно текущую жизнь. В христианской иконографии вода играет роль очищающего элемента, смывающего пятно грехов.
Город - микрокосмическое отражение космических структур, созданное по плану и целенаправленно заложенное по координатам, в центре которого расположен земной эквивалент точки небесного вращения (Ось мира, Пуп, Мундус). В психологии город - символ правильной жизни, которой можно достичь лишь после долгого путешествия, если путник мог осознанно пройти ворота центра духовной жизни.
Эльдорадо - от испанского «el dorado» - «позолоченный*, иносказательное обозначение места величайшего изобилия вожделенных предметов и максимального богатства.
Своеобразными, наиболее обобщенными символами пространства являются геометрические символы - одни из наиболее древнейших. Так, сегодня древнейший символ круга, по-прежнему, как и в архаическом обществе, обозначает бесконечность жизненных циклов, символизирует небо и духовную сущность, божественное, одновременно воплощает в себе совершенство - и символическое, и эстетическое. Становясь основой структуры многих фирменных знаков, имеющих различное значение, круг, тем не менее, сохраняет всю семантическую нагрузку, неявно влияющую на восприятие этого знака-символа.
Крест - самый универсальный среди простых символических знаков, не ограниченный сферой христианства. Изображает ориентировку в пространстве, точку пересечения верха/низа и правого/левого, объединение дуалистических систем в виде целостности, которая соответствует образу человека с распростертыми руками. Часто используется как национальный знак в государственных гербах и на флагах, как родовой знак - в гербах.
Вертикальный стержень креста символически связан с Осью мира. В Христианстве - символ триумфа над смертью. Разновидности креста:
• «Тау-крест» - древний символ божественной избранности (напоминает символ молота - молот Тора в качестве амулета был популярен у германцев), увенчанный овалом, превращается в
• анх-крест - египетский крест жизни;
• «Андреевский крест» в форме X, на котором, по преданию, был казнен апостол Андрей;
• «литургический крест» - тевтонский равносторонний, входит в сакральное искусство в эпоху Меровингов;
• «русский крест» - восьмиконечный крест с дощечкой с надписью и косой нижней перекладиной под ноги;
• геральдические кресты:
- «иерусалимский» с четырьмя маленькими крестами на концах - во время крестовых походов - герб Иерусалимского королевства, четыре креста между перекладинами пятого-основного - символ пяти ран Христа,
- Квестен-крест, у которого перекладины выходят за пределы круга - означает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний,
- Лилиеобразный, на концах которого - символ лилии - орденский знак рыцарского ордена Алкантара в Кастилии,
- Стреловидный - концы оформлены в виде наконечников стрел - политический символ венгерской фашистской партии в 30-е годы,
- Крест рыцарей Тевтонского ордена - в Австрии - знак «Отечественного фронта» в отличие от
- свастики, господствующей в Германии национал-социализма - знак борьбы арийских народов,
- Мальтийский с разделенными концами.
Еру г - наиболее распространенный символ, заданный внешним видом Солнца и Луны. У круга нет ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки - воплощение бесконечности, вечности, абсолюта. Со спицами - символ колеса - выражает динамику, в противоположность неизменности круга. Египетский символ вечности - завязанная кольцом веревка, античный -
Ш- 106S
змея (Уроборос), кусающая свой хвост. В мегалитической культуре - символ погружения в воды вечности (концентрические круги на воде). Круг с отмеченным центром в астрономии - з> Солнца, в алхимии - знак золота. В учениях магии - знак ограж дения от злых духов.
Квадрат - символический контраст кругу - обозначает зем ной мир и материальное. Круг соответствует Богу и небу, квад рат - земле и человеку. Вошедшая в поговорку задача «квадратуры круга» - превращение квадрата геометрическими средст вами в равный по площади круг - означает усилие человека сделать возможным переход своей сущности в сущность божества, то есть, нравственно возвыситься. В каббале круг внутри квадрата - символ божественного «мерцания» внутри божественной оболочки.
Треугольник - с вершиной, обращенной вниз - символ воды (направление падающей капли), с вершиной, обращенной вверх - знак огня. Символ Троицы (рука, голова и имя бога, к которым позднее добавился глаз, как знак для Отца, Сына и Святого Духа). Это «око Божье» в треугольнике в масонской символике является «всевидящим оком» с девятью лучами - также символами божества. В дохристианские времена философ Ксенократ рассматривал равносторонний треугольник как «божественный», равнобедренный - как «демонический», а разносторонний (несовершенный) - как «человеческий».
Наиболее сакральной областью пространства становится человеческое жилище - Дом - как символ средоточия оседлого существования человека, символ самого человека, нашедшего свое место во Вселенной, его социальное («из хорошего дома») или потомственное, профессиональное происхождение (дом Габсбургов, дом Ротшильдов). Церковь является «домом Божьим», могила - последним или «вечным домом». Символом подъема к высшему соответствует архетипическая установка приближения к небесной сфере, символизируемая образом Лестницы. В форме ступенчатых башен в древности часто сооружались храмы: зиккурат в Месопотамии, ступа в индобуддизме, террасовый храм Боробудур на Яве, Теокалли в Древней Мексике, ступенчатые пирамиды на перуанском побережье. В символике масонства ступени лестницы суть и ступени возвышения (три ступени с
добродетелями умеренности, справедливости и доброжелательной любви к людям).
Ворота - (как двери и мост) символизируют не только сам вход, но и скрытое за ними пространство, таинственную силу («врата ада», «небесные ворота» Марии). Ворота - это граница между разными жизненными условиями и состояниями сознания. Ритуалы перехода от одной жизненной ступени к другой часто символизируются проходом через ворота, открытие «священных ворот» знаменует религиозные праздники. Окно -символ отверстия для впуска сверхъестественного света. В соборах падающий извне и сверху свет соответствует Духу Святому, а окна символизируют Марию (светятся не сами по себе, а божественным светом). По масонской символике храм Соломона в Иерусалиме лишен окна на север, поскольку оттуда не поступают лучи Солнца, остальные три окна есть «твердые источники света».
13.3. Символы экзистенциального содержания
Особое значение для человека имеют также символы экзистенциального содержания: Путь, дорога как символ судьбы, страдания, боли. Также - прохождение душой умершего пути в загробный мир, отражающего божественную мудрость и приводящего к благоденствию души на пути ее вселенских странствий. Тьма - начало, дополняюще-противопоставляе-мое свету, неотъемлемая часть Бездны, творческого духа, породившего все живое во Вселенной. Символ первоначального хаоса и удаленности Бога и света от мрака. В христианском мире дьявол часто обозначается как «князь тьмы», а затмения Солнца - как угрожающие явления. В Откровении Иоанна Богослова тьма указывает на предстоящий конец света. В масонской символике соотношение света и тьмы воспринимается как единое целое: жизнь одновременно является смертью, а тьма - одновременно светом.
Жизнь, смерть - в представлениях древних - разные стороны единого круговорота бытия, где «умереть» - значит «родиться вновь». Переход в потусторонний мир прочно ассоциировался с переправой через реку, с чем и связаны запреты пересекать любые
водные потоки вождям и героям, ибо это означало символическую смерть и грозило бедой всему народу. Символы смерти - скелет и череп, а также - урна, плакучая ива, коса, песочные часы.
Одной из наиболее сакральных областей мироздания всегда воспринимался сам Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, являющийся уменьшенным воспроизведением Космоса. Его жизненную мощь символизируют Волосы, так как растут даже после смерти их обладателя. По библейскому преданию о Самсоне, волосы были вместилищем его силы. У германцев длинные волосы являлись признаком свободнорожденного, рабы и приговоренные к наказанию остригались. Во многих культурах волосы приносились в жертву во время траурных церемоний, а экзотические, тщательно уложенные прически становятся признаком социального положения или рода занятий. В современной культуре свободно растущие волосы символизируют протест против цивилизованного общества.
Глаз - символ способности к духовному выражению, связан со светом. Во многих культурах всевидящим глазом считается Солнце или же оно символизируется глазом. В христианской иконографии глаз - в центре солнечных лучей или в треугольнике с направленной вверх вершиной - выступает как символ вездесущей силы или Троицы. В символике глубинной психологии глаз - орган света и сознания (позволяет воспринимать мир и сообщать ему реальность). Третий глаз (во лбу) в индийском и ламаистском искусстве - знак просветления.
Борода - признак возмужалости, знак власти. В Западной Европе борода и мужское достоинство отождествлялись: средневековая клятва «своейбородой» означала «Клянусьчестью!».
Зуб - символический образ жизненных сил, размножения, потенции. В символике сновидений зубы имеют сексуальное значение, сны с выпадением зубов означают ослабление энергии, нездоровье или смерть родственников.
Нога (стопа, след) - символическая форма присутствия человека и сверхъестественных существ. Освоение земель часто фиксировалось установлением стопы первооткрывателя на новую землю, так же победитель ставил ногу на поверженных врагов, символически закрепляя покорение. Рабы в знак смирения должны были целовать ноги своих господ. К архаическому почи-
танию следов стоп восходит традиция Голливуда запечатлевать отпечатки ног прославленных артистов на Сансет-Стрип в Лос-Анжелесе.
Рука - в средневековой геральдике означает силу, верность, удачу. Рука с выпрямленными пальцами - символ несогласия, сжатая в кулак - силы и единства, руки, сомкнутые в рукопожатии - верности и единения. Прикосновения рук - также симво-личны: возложение рук - перенесение божественной благодати на посвящаемого, рукопожатие (похлопывание по плечу) - дружественное принятие, воздетые или скрещенные руки - мольба, определенным образом сложенные пальцы - клятва или благословение.
Рот (уста) - в символическом смысле, прежде всего, - дыхательное отверстие. В средневековых картинах изгнания демонов безумия образы дьявола выходят через рот исцеляющегося, из уст же молящихся исходят золотые нити, связывающие их с небом.
Головные уборы - имеют большую символическую ценность как знаки социального ранга, отличия (короны, диадемы), принадлежности к определенным человеческим группам и религиям. Могут служить украшением или устрашением. Шляпа увеличивает рост, поэтому обнажение головы (уменьшение роста) -знак почтительности. Корона выступает знаком величия. Ее кольцеобразная форма воспринимает символическое содержание бесконечного круга, драгоценные камни выражают состояние избранности и значимости. Венец - увенчивает победителей состязаний, триумфаторов, жертвенных животных и указывает не столько на власть, сколько на временное отличие. Символ победы над тьмой и грехом (венец девы, невесты, венчик девочек при первом католическом причащении). Терновый венец Иисуса - антипод корон из р