1. Личностные | 2. Метапредметные | 3. Предметные |
1.1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. | 2.1. Регулятивные: 2.1.1.Целеполагание. 2.1.2.Планирование 2.1.3.Прогнозирование. 2.1.4.Контроль. 2.1.5.Коррекция. 2.1.6.Оценка. 2.1.7.Саморегуляция | ЗУНы по предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир и т.д.) |
1.2. Смыслообразование | 2.2. Познавательные: 2.2.1.Общеучебные универсальные действия. 2.2.2.Логические универсальные действия. 2.2.3.Постановка и решение проблемы. | |
1.3. Нравственно – этическая ориентация. | 2.3. Коммуникативные: 2.3.1.Социальная компетентность. 2.3.2.Умение слушать и вступать в диалог. 2.3.3.Участие в коллективном обсуждении проблем. 2.3.4.Интегрироваться в группы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. |
№ п/п | Личностные результатыосвоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: | |
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | ||
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | ||
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | ||
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | ||
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | ||
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | ||
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | ||
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
№ п/п | Метапредметные результатыосвоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать | |
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | ||
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | ||
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | ||
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха | ||
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | ||
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач | ||
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач | ||
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета | ||
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах | ||
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | ||
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | ||
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества | ||
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета | ||
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | ||
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета |
УУД | 1 класс | 2 класс | 3класс | 4 класс | |
Личностные | Действие самоопределения | Демонстрирует осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России | Демонстрирует чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; | Демонстрирует осведомленность в мире профессий, их социальной значимости и содержания | Демонстрирует сформированность адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия |
Действие смыслообразования | С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | С помощью учителя или самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | С помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы | Самостоятельно подбирает аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы | С помощью учителя формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию | Самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию | |
Регулятивные | целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; | С помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи | Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи | Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи | Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи |
п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | С помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи, формулирует конечный результат действия | Самостоятельно определяет этапы решения учебной задачи; с помощью учителя составляет шаги алгоритма решения учебной задачи | Самостоятельно формулирует промежуточные цели каждого шага алгоритма | Самостоятельно разрабатывает алгоритм решения учебной задачи с учетом конечного результата | |
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; | |||||
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | С помощью учителя определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе | Самостоятельно определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе | Самостоятельно определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе | Самостоятельно определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе | |
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Самостоятельно или с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Самостоятельно определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Самостоятельно определяет уровень усвоения учебного материала и качество усвоения | |
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий | |||||
познавательные общеучебные | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Самостоятельно выделяет и с помощью учителя формулирует познавательную цель | Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель | Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель | Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель |
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | С помощью учителя находит необходимую информацию | Самостоятельно или с помощью учителя выделяет необходимую информацию в разных источниках | Самостоятельно применяет методы информационного поиска | Самостоятельно находит и выделяет необходимую информацию, используя компьютерные средства | |
структурирование знаний | С помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний | Самостоятельно или с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний | Самостоятельно выстраивает иерархию имеющихся знаний | Самостоятельно выстраивает иерархию имеющихся знаний | |
выборнаиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | С помощью учителя выбирает наиболее эффективные способы решения задач | Самостоятельно или с помощью учителя выбирает наиболее эффективные способы решения задач | Самостоятельно выбирает наиболее эффективные способы решения задач | Самостоятельно выбирает наиболее эффективные способы решения задач | |
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | С помощью учителя контролирует и оценивает процесс своей деятельности | С помощью учителя контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты | Самостоятельно или с помощью учителя контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты | Самостоятельно контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты | |
смысловое чтение какосмысление цели чтения и выбор вида чтенияв зависимости от цели; извлечениенеобходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определениеосновной и второстепенной информации; | Самостоятельно извлекает необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров: текст задачи, упражнения | Самостоятельно или с помощью учителя определяет основную и второстепенную информацию | Самостоятельно определяет цели чтения | Самостоятельно выбирает вид чтения в зависимости от целей чтения, извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов разных видов и определяет основную и второстепенную информацию | |
умениеадекватно, осознанно и произвольностроить речевое высказывание в устной и письменной речи,передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); | С помощью учителя конструирует небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью | Самостоятельно конструирует небольшие устные и письменные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью | С помощью учителя определяет нормы построения будущего текста | Самостоятельно определяет нормы построения будущего текста и конструирует небольшие устные и письменные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью | |
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | С помощью учителя определяет и формулирует проблему | Самостоятельно или с помощью учителя разрабатывает шаги алгоритмов деятельности | Самостоятельно определяет и формулирует проблемы, создает алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Самостоятельно определяет и формулирует проблемы, создает алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | |
действие со знаково-символическими средствами(замещение, кодирование, декодирование, моделирование). | Самостоятельно или с помощью учителя работает со знаково-символическими средствами | Самостоятельно работает со знаково-символическими средствами | Самостоятельно работает со знаково-символическими средствами | Самостоятельно работает со знаково-символическими средствами | |
познавательные логические | выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов | С помощью учителя определяет основания для сравнения, оценки и классификации объектов | Самостоятельно или с помощью учителя выбирает и формулирует критерии для сравнения, оценки и классификации объектов | Самостоятельно выбирает и формулирует критерии для сравнения, оценки и классификации объектов | Самостоятельно выбирает и формулирует критерии для сравнения, оценки и классификации объектов |
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | С помощью учителя составляет целое из частей | Самостоятельно или с помощью учителя достраивает, восполняя недостающие компоненты | Самостоятельно составляет целое из частей, достраивает, восполняя недостающие компоненты | Самостоятельно составляет целое из частей, достраивает, восполняя недостающие компоненты | |
подведение под понятия, распознавание объектов | Самостоятельно распознает объекты, с помощью учителя подводит под понятия | Самостоятельно подводит под понятия | Самостоятельно подводит под понятия | Самостоятельно подводит под понятия | |
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство | С помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи | С помощью учителя выстраивает логические цепи рассуждений | Самостоятельно или с помощью учителя выстраивает доказательства | Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, выстраивает логические цепи рассуждений и доказательства | |
выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков | С помощью учителя выявляет родо-видовые признаки предметов и явлений | Самостоятельно или с помощью учителя выявляет родо-видовые признаки предметов и явлений | Самостоятельно или с помощью учителя выявляет существенно-ситуативные признаки | Самостоятельно выявляет родо-видовые признаки предметов и явлений и ситуативно-существенные признаки | |
выдвижение гипотез и их доказательство | С помощью учителя выдвигает гипотезы и логические цепи для их доказательства | Самостоятельно или с помощью учителя выдвигает гипотезы и выстраивает логические цепи для их доказательства | Самостоятельно выдвигает гипотезы и выстраивает их доказательство | ||
знаково-символические | обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний | С помощью учителя создает элементарные модели, отображающие учебный материал и преобразует предлагаемые модели | Самостоятельно создает и преобразует модели | Самостоятельно создает и преобразует модели | Самостоятельно создает и преобразует модели |
Коммуникативные | планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками– определениецели, функций участников, способов взаимодействия | С помощью учителя определяет цели и функции участников учебного действия | Самостоятельно или с помощью учителя планирует учебное сотрудничество со сверстниками | Самостоятельно или с помощью учителя планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Самостоятельно планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели, функции участников и способы взаимодействия |
постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | С помощью учителя формулирует наиболее значимые для решения проблемы вопросы | Самостоятельно или с помощью учителя | самостоятельно | самостоятельно | |
разрешение конфликтов –выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация | С помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы ее разрешения | С помощью учителя | Самостоятельно или с помощью учителя | Самостоятельно или с помощью учителя | |
управление поведением партнера –контроль, коррекция, оценка действий партнера | С помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера в соответствии с ситуацией | Самостоятельно или с помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера, дает им оценку | Самостоятельно или с помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера, дает им оценку | Самостоятельно контролирует, корректирует действия партнера, дает им оценку | |
умение сдостаточной полнотой и точностьювыражать своимысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формамиречи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | С помощью учителя создает устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка | Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеет выстроить диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка | Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка |
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; | С помощью учителя вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; | Самостоятельно или с помощью учителя вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; | Самостоятельно вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; | Самостоятельно вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; |
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
|
|
|
|
|
|
|
|
Задачи мониторинга:
· отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
· выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
· апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
· формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
· обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
· разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга:
· универсальные учебные действия младших школьников;
· психолого- педагогические условия обучения;
· педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Условия реализации программы мониторинга (какие ресурсы и условия нужны, чтобы программа была реализована): банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.