| УУД | Составные компоненты (умения) УУД | Способы (алгоритмы) формирования | Учебно-тренировочные задачи | Учебные ситуации |
| Базовый уровень (коммуникативные УУД) | ||||
| Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной | Осознавать цель общения | Объяснение правил поведения при общении | Для чего люди общаются? | Кто говорит- кому- с какой целью |
| Осознавать разнообразие речевых ситуаций | Умение ориентироваться в ситуации общения | Умение говорить - слушать | Общение в быту (обыденное- повседневное) | |
| Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности | Приведение примеров удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих | Эффективное общение- умелая, искусная устная и письменная речь | Риторический треугольник | |
| Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Анализировать ситуацию | Планирование сотрудничества | Установление добрых уважительных взаимоотношений | Речевая (коммуникативная) ситуация |
| Прояснение непонятных моментов | Делиться мыслями и чувствами в заданной ситуации | Виды общения и риторические действия (раскрытие понятий) | Вежливые слова. Тон вежливой речи | |
| Развитие способности положительно общаться с глазу на глаз | Установление добрых уважительных взаимоотношений | Вопросы, связанные с культурой речевого поведения (речевой этикет) | Учитывать тон, темп, жесты, мимику при общении | |
| Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности | Анализ поведения в общении | Гибкое, сообразное, уместное речевое поведение | Сотрудничество в поиске и сборе информации |
| Анализировать высказывания с точки зрения различных позиций | Развитие представлений об обращении как коммуникативном умении | Уметь описывать различные жизненные ситуации, различные речевые роли (отца, матери, подруги…) | Вырабатывать умения учитывать различные обстоятельства общения, чтобы оно было эффективным | |
| Формулировать собственное мнение и позицию | Делать простые выводы и обобщения | Умение реализовывать намеченную программу высказывания | Умение использовать уместные, адекватные ситуации. Словесные и несловесные средства общения | Ученик в роли ведущего телепередачи (сообщить словесно, заинтересовать) |






