Методические рекомендации к семинарским занятиям по Социальной статистике

Методические рекомендации к семинару "Предмет, задачи и организация социальной статистики".

План практического занятия:

1. Зарождение статистической науки, ее предмет

2. Особенности статистической методологии.

3. Понятие о системе статистических показателей.

4. Организация статистики в России. Задачи статистики в современных условиях.

B первом вопросе необходимо более подробно рассмотреть зарождение статистики начиная с вклада Аристотеля и до начала включения в научный оборот немецким ученым Г.Ахенвалем понятия "Статистика" в 1749г. При этом показать роль английской научной школы политических арифметиков и немецкой описательной школы в становлении статистики как науки.

Анализируя вклад английской школы, особое внимание сосредоточить на то, что, возникнув в середине ХУП в. ученые этого направления практически заложили основы социальной статистики, ибо впервые ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик. Предметом статистического изучения явились массовые общественные явления. Проанализировать демографическое направление представленное Д.Граунтом и Э.Галлеем и статистико-экономическое, разработанное В.Петти.

Далее показать специфику немецкой описательной научной школы, которая стремилась систематизировать существующие способы описания государств создать теорию такого описания, разработать ее детальную схему. Показать вклад ученых этого направления Г.Конрринга, Г.Ахенваля, который в середине ХVIIIв. начал читать новую учебную дисциплину "Статистика" в Марбургском университете.

Рассматривая два предыдущих направления в формировании статистики, важно показать вклад и российских ученых и мыслителей. В России к представителям школы политических арифметиков можно отнести русских демократов А.Н.Радищева: «Описание моего владения...".

"Письмо о китайском торге", "0 законоположении"; А.И.Герцена, Н.П. Огарева разрабатывающих программные вопросы экономической и судебной практики. К сторонникам описательной статистики можно отнести И.К. Кириллова: «Цветущее состояние Всероссийского государства"; В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова разрабатывающих систему экономико-географического описания России и программу детального сбора сведений о населении, экономике, сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Показать вклад в становление статистики в нашей стране выдающихся ученых К.Ф.Германа, К.И.Арсеньева, Д.П.Куравского, А.И. Чупрова и других. Богатый исторический материал по данной проблеме представлен в работах: В.Н.Едронова, М.В.Едронова "Общая теория статистики" М.,2001;

В завершении вопроса важно показать сущность и содержание предмета социальной статистики - социальной жизни общества, как сложной многоуровневой системы отношений. При этом, обратив внимание на разные подходы к определению предмета исследования у разных авторов и в различных учебных и учебно-методических пособиях. Данный вопрос достаточно полно представлен в учебном пособии М.Р. Ефимовой, С.Г.Бычковой "Социальная статистика" М.,2003.

Во втором вопросе важно раскрыть, что статистика – наука о методах, т.е. полученные числовые данные, вне зависимости от отрасли знания, обладают определенными свойствами, для выявления которых может потребоваться особого рода научный метод обработки – статистический.

Этот метод предполагает собирание, представление и интерпретация числовых данных в решении разнообразных задач в различных сферах жизнедеятельности. Далее нужно показать взаимосвязь статистической методологии и практики и их взаимную дополняемость. Т.е статистика это не просто информационная база, совокупность цифр, а это исследование социально-экономических явлений как с качественной, так и с количественной сторон. Это количественная сторона качественного содержания массовых общественных явлений в конкретных условиях времени и места.

Анализируя статистическую методологию, как систему принципов и мето­дов их реализации, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре взаимосвязей и динамике социально-экономических явлений особое внимание обратить на рассмотрение методов статистики, таких как: разработка статистической гипотезы; статистическому наблюдению; сводке и группировке статистических данных; анализ данных; интерпретация данных. Далее рассмотреть основные методы статистического исследования: табличный и графический; выборочный; индексный; изучение динамики; расчет обобщающих статистических показателей (средние величины, показатели вариации и т.д.); корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ и т.д.

В третьем вопросе важно рассмотреть систему статистических показателей. При этом, учитывая, что показатели это обобщенные количественные оценки социально-экономических явлений. Для характеристики статистической совокупности применяют такие аналитические показатели, как относительные, средние величины, показатели вариации и динамики, показатели связи.

Относительная величина- показатель, выражающий количественное соотношение между явлениями, он получается в результате деления одной абсолютной величины на другую абсолютную величину. Далее нужно дать краткую характеристику видов относительных величин таких как: выполнение договорных обязательств; темпы роста; величины изучаемой совокупности; координации; интенсивности; сравнение.

Средняя величина в статистике – обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень, варьирующего признака в расчете на единицу однородной совокупности в конкретных условиях места и времени. Средняя величина отражает то общее, что характерно для всех единиц изучаемой совокупности. При анализе этого показателя попытаться на конкретном социальном процессе или явлении дать (сформулировать) средний показатель.

Показатель вариации отражает колеблемость, изменяемость величины

признака у единиц совокупности. Показать, что при недостаточности средней величины для полной характеристики совокупности необходимость дополнения ее показателями вариации в пространстве (территориально) и времени. Все показатели в социальной статистике должны рассматриваться в динамике и взаимосвязи с объективными и субъективными факторами развития социальной жизни в обществе.

В четвертом вопросе семинарского занятия весьма важно показать роль социальной статистики, как научной дисциплины формирующей систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений, в современных условиях становления рыночных отношений в России. После краткой характеристики истории становления социальной статистики в нашей стране, начиная с Высочайшего Манифеста от 8 сентября 1802г, которым поручалось "каждому министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей" и до настоящего времени, рассмотреть основные задачи в современных условиях.

Особое внимание при этом обратить на характеристику таких задач как: - сбор данных о социально-экономическом положении страны, ее регионов, отраслей экономики, предприятий;

- разработка и совершенствование научно-обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам и, особенно в связи с принятием 4-х национальных программ развития страны;

- разработка и анализ экономико-статистической информации;

- изучение динамики социально-экономических явлений, прогнозирование и выявление основных тенденций развития;

- изучение связей между явлениями общественной жизни и степени вли­яния их друг на друга;

- научное исследование, обогащение и углубление теоретического познания явлений на основе изучения систем статистических показателей.

В завершении семинарского занятия важно показать взаимосвязь социаль­ной статистики с другими составляющими, как общей статистики, так и с другими науками, такими как социология, экономика, политология, культурология уже ранее изучаемыми студентами в ходе учебного процесса.

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме: “Статистика населения”

План практического занятия:

1. Предмет и задачи статистики населения.

2. Изучение численности населения и его распределения.

3. Основные группировки населения.

4. Типология семей и домохозяйств.

При рассмотрении первого вопроса важно уяснить, что предметом статистики населения выступает широкий спектр социальных процессов и социальных явлений. Анализируя состав населения важно рассмотреть образование, квалификацию, занимаемую должность, профессию, занятие, принадлежность к отрасли экономики. При этом важна группировка населения по источникам средств существования, отношениям собственности, экономической нагрузке в семье, 3 ряде случаев можно рассмотреть информацию о политических аспектах, ранге в государственной иерархии, партийной принадлежности и ранге в партийной иерархии. Социальную дифференциацию можно проследить через демографические (пол, возраст, брачное состояние, детность состав семьи) и этнические (национальность, родной и разговорный язык) характеристики. Помимо этого, для характеристики социальной политики можно проанализировать состав населения и через группировку его в сельское, городское, население крупнейших городов.

Далее нужно подробнее остановиться на основных задачах решаемых статистикой населения: оценка численности, состава и структуры населения; характеристики движения населения; прогнозирование перспективной численности населения. Все это нужно проиллюстрировать на примере основного источника информации - переписи населения. Нужно дать краткую характеристику некоторых переписей 1897, 1939, 1989, 2002гг. (при наличии материала можно проиллюстрировать переписи 1926,1959,1970,1979гг.) по нескольким показателям.

Рассматривая второй вопрос, особое внимание уделить на анализ численности населения и его распределение. При этом показать характеристику наличного населения, т.е. находящегося на момент переписи населения в данном населенном пункте, независимо от того, постоянно или времен, но они здесь проживают и постоянного населения, лиц, для которых данное место является местом обычного проживания, независимо от того, присутствовали они или отсутствовали на момент переписи. Нужно дать сравнительный анализ не только всего населения, но и городского и сельского, а также среднюю численность населения, например Санкт-Петербурга за последние 5лет.

Характеризуя состав населения, целесообразно рассмотреть его через выделение групп населения по различным признакам: демографический, этническим, социальным и региональным. При этом в демографической группировке, важно исследовать распределение населения по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению. Необходимо проанализировать в данном вопросе показатель демографической нагрузки - обобщенной количественной характеристики возрастной структуры населения и нагрузки на общество непроизводительным населением (общий коэффициент; коэффициент нагрузки н по замещению; коэффициент пенсионной нагрузки).

При изучении движения населения необходимо проанализировать естественное движение населения (рождение, смерть, бракосочетание, разводы) и миграцию (перемещение от одного места жительства к другому). Особое внимание при этом обратить на такие категории как: коэффициент фертильности (отношение числа родившихся живыми к средней численности женщин в возрасте от 15 до 49 лет); возрастной коэффициент рождаемости; суммарный коэффициент рождаемости; возрастные коэффициенты смертности; коэффициенты младенческой смертности и др. Важным показателем развития общества выступает продолжительность жизни, необходимо его на примере России подробнее проанализировать и вскрыть основные причины резкого сокращения продолжительности жизни в нашей стране за последние 10-15 лет.

В третьем вопросе семинарского занятия нужно сосредоточить внимание на анализе основных группировок населения нашей страны, при этом целесообразно дать сначала характеристику как качественную так и количественную таких социальных групп как рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, предпринимателей, используя при этом материал полученный в ходе изучения других учебных дисциплин и наук, таких как история, политология, социология, культурология и др.

Далее необходимо остановиться на характеристике этнического состава нашей страны, основных тенденций национальных процессов в России за последние годы. И в завершении этого вопроса более детально рассмотреть проблему миграции. Этот вопрос нужно показать не только с точки зрения механического движения населения, а, прежде всего, качественной характеристики мигрантов и политики нашей страны. Дав анализ внутренней миграции, (перемещение населения по территории страны), особое внимание сосредоточить на внешней миграции, при этом проанализировать ее на таких показателях как: абсолютные – (число прибывших; число выбывших; миграционный прирост; объем миграции) и относительные (частота случаев перемены места жительства); коэффициент интенсивности миграционного обороту: коэффициент эффективности миграции. 3 завершении этого вопросам необходимо показать влияние внешней миграции на проблемы межнациональных отно­шений в нашей стране и их влияние на национальную безопасность России.

Четвертый вопрос семинарского занятия следует, прежде всего проанализировать с позиции углубленного изучения домашнего хозяйства и семьи, при этом семью и домохозяйство рассматривать как элементы структуры населения. Дав определение понятиям "семья" и " домохозяйство" нужно показать формы и типы семейно-брачного состояния, классификацию семей. Если семья это, прежде всего объединение людей, основанное на браке и кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, то домохозяйство, это социально-экономическая ячейка, объединяющая людей отношениями, возникающими при организации их совместного быта: ведении домашнего хозяйства, совместном проживании и т.д., т.е. это преимущественно экономическая ячейка общества.

При анализе семейного состава населения нужно показать распределение семей по демографическим, социально-экономическим признакам и по их сочетанию: по возрасту, брачному состоянию, семейному состоянию, национальности, источнику средств существования, занятости и др. При характеристике домохозяйств нужно проанализировать типы, при этом показать детальную характеристику их и на примере двух, трех типов показать значимость этого для социальной статистики, к примеру: домохозяйство, состоящее из одной супружеской пары с детьми и без детей; домохозяйства, состоящего из двух супружеских пар: с детьми или без детей и т.д.

Детальный анализ домохозяйств представлен в учебном пособии "Социальная статистика" под ред. И.И. Елисеевой. М.,2002. При завершении этого вопроса следует обратить внимание на систему показателей и прогнозирование структуры домохозяйств по величине и типам: по среднему размеру домохозяйств; доле домохозяйств с несовершеннолетними детьми; доле лиц живущих совместно; доле лиц, проживающих отдельно от домохозяйств и т.д.

Методические рекомендации к семинарскому занятию "Статистика доходов и расходов населения и уровня жизни людей"

План практического занятия:

1. Статистическое изучение имущественного и социального расслоения населения.

2. Система показателей уровня жизни населения.

3. Баланс денежных доходов и расходов населения.

4. Показатели дифференциации доходов

При рассмотрении первого вопроса студентам важно проанализировать имущественное и социальное неравенство населения и его причины. В ходе рассмотрения можно воспользоваться ранее полученными знаниями из других учебных дисциплин, таких как история, социология, политология. При анализе проблем неравенства особое внимание обратить на разные под­ходы к этой проблеме ученых придерживающихся противоположных взглядов.

При анализе марксистской концепции необходимо обратить внимание на классовый подход в анализе социального неравенства, согласно которой общество делится на два основных класса: класс, владеющий собственностью на основные средства производства и класс, не владеющий собственностью. К примеру, 1% населения США владеет 40% всей частной собственности, в Англии 5% наследственной аристократии принадлежит большинство земель, аналогичная картина формируется и в России - когда десяток промышленно-финансовых групп контролируют производство более 40& ВВП. Одновременно на другом полюсе огромное количество влачит жалкое существование от 20% в США и до 70^ в России. Далее дать характеристику социального неравенства базируясь на концепции М.Вебера, который, соглашаясь с Марксом, что соци­альная стратификация порождает социальный конфликт одновременно полагал что у социальной стратификации три различных показателя неравенства. Первый - экономическое неравенство, второй показатель- статус (социальный престиж) и третий - власть. И в завершении данного тезиса важно проана­лизировать точку зрения Г.Спенсера, который утверждал, в обществе выживает сильнейший, описывая общество как джунгли, где царит закон конкуренции. Он не испытывал симпатии к бедным, рассматривая нищету как свидетельство неприспособленности в мире конкуренции.

Отталкиваясь от общетеоретических постулатов далее необходимо на примере любой западной страны или нашего общества дать статистическую характеристику социального расслоения населения и имущественного неравенства и их влияния, на функционирование общества, базируясь на двух противоположных концепциях: Девиса-Мура (американских социологов) отмечающих благотворное влияние неравенства на функционирование общества и академиков О.Т.Богомолова и С.Н.Львова придерживающихся противоположной точки зрения

Анализ и детальное рассмотрение системы показателей уровня жизни населения составляет предмет второго вопроса семинарского занятия и статистические показатели дают количественную характеристику социального и имущественного расслоения нашего общества. При этом необходимо рассмотреть четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Далее необходимо кратко проанализировать такие понятия как "прожиточный минимум", " потребности человека" (физиологические, социальные, интеллектуальные) и перейти к анализу основных показателей уровня жизни. Учитывая, что их насчитывается 40 и они сведены в 7 разделов, разумеется все их проанализировать невозможно, то целесообразно детально исследовать общую оценку уровня жизни и обобщающие показатели развития человеческого потенциала (продуктивность, равенство, устойчивость, расширение возможностей). По завершении рассмотрения второго вопроса необходимо дать анализ валового национального продукта (фонда потребления, фонда личного потребления) в расчете на душу населения и краткого анализа основных задач, поставленных в нашей стране на ближайшие годы по удвоению ВВП.

При рассмотрении третьего вопроса студентам важно обратить внимание на анализ доходов населения, которые складываются из оплаты труда; дивидендов; пенсий и пособий; стипендий; страховых возмещений, процентов по вкладам, выигрышей по лотереям; доходы от продажи иностранной валюты; доходы от предприятий и организаций кроме оплаты труда; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства и прочих поступлений.

Анализируя различные источники доходов населения целесообразно по некоторым подготовить научные сообщения. К примеру, роли и месту стипендий, не только как источнику существования, но и как стимулу успеваемости студентов.

Далее, дать детальный анализ расходов населения, которые как правило состоят из: покупки товаров и оплаты услуг; обязательных платежей и добровольных взносов (налоги и сборы; платежи по страхованию; взносы в обще­ственные и кооперативные организации; возврат ссуд; приобретение лотерейные билетов; проценты за товарный кредит; обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд); покупка жилых помещений; приобретение иностранной валюты и др. И далее дать характеристику баланса денежных доходов и расходов населения по данным последних статистических публикаций в нашей стране.

Завершая рассмотрение' этого вопроса необходимо рассмотреть осно­вные показатели социальной статистики в этой сфере: реальные денежные доходы (в % к предыдущему году); реальные располагаемые денежные доходы (также и в % к предыдущему году); реально начисленная заработная плата; реальный размер назначенной месячной пенсии; индекс потребительских цен (также в % к предыдущему году). Желательно при этом использовать не только данные государственной статистики, но и местную городскую статистику.

Анализируя четвертый вопрос студентам важно показать, что дифференциация доходов населения рассматривается по размеру средне­душевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет и т.д). При этом исследуются среднемесячный совокупный доход и средний доход на члена домохозяйства. За основу среди работающих берется среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики.

Далее нужно показать дифференциацию доходов через перегруппировку домохозяйств: по децильным группам - 10% домохозяйств; по квинтильным труппам - по 20% населения; по покупательной способности населения - по 25 наименованиям продуктов питания. И в завершении подробно проанализировать основные показатели дифференциации доходов населения: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов. При этом учесть, что при их расчете используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини).

Завершая рассмотрение вопросов особое внимание нужно обратить на проблемы бедности, систему ее показателей, уровню и распространению её в нашей стране и ее последствий для общества.

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме: "Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса"

План практического занятия:

1. Национальное богатство, понятие и состав.

2. Стоимостная и натуральная формы учета национального богатства.

3. Статистическое изучение здоровья населения. Показатели статистики здравоохранения.

4. Показатели по физической культуре, спорту и туризму.

Рассматривая первый вопрос необходимо, прежде всего, дать характеристику национального богатства общества его структуры. Анализируя его состав, следует учесть, что это то, чем располагает общество на данный момент, это совокупность благ, потребительских стоимостей, накопленных обществом за всю его историю.

При характеристике структуры национального богатства целесообразно производственные фонды рассмотреть через основные и оборотные, при этом главное внимание уделить основным фондам функционирующим в социальной сфере - школам, больницам, культурно-просветительным и спортивным объектам, жилым домам а также личному имуществу населения. Важно также проанализировать и такие составляющие национального богатства, как нематериальные, духовные ценности, это и накопленный производственный опыт людей, их образовательный потенциал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы, культурные ценности.

При характеристике структурных важнейших элементов национального богатства России нужно взять основные статистические данные, опублико­ванные как в статистическом ежегоднике, так и данные местной статистики, как по Санкт-Петербургу, так и по Ленинградской области.

Анализируя национальное богатство по видам, важно проанализировать их по следующим признакам: а) финансовые и нефинансовые активы; б) произведенные и не произведенные активы:, в) материальные и нематериальные активы; виды по материально-вещественной форме. Подробная характеристика национального богатства по всем признакам содержится в учебном пособии Э.К.Васильева "Статистика" СПб., 2006 г.

Продолжая рассмотрение вопросов семинара во втором вопросе необходимо показать стоимостные формы учета национального богатства через финансовые активы: монетарное золото (принадлежащее руководящим кредитно-денежным учреждениям страны); наличные деньги (находящиеся в обращении банкноты и монеты); депозиты (денежные средства, переданные на хранение банкам); ценные бумаги кроме акций (облигации, векселя, дол­говые обязательства, депозитные сертификаты и др.); ссуды (финансовые инструменты, возникающие при передаче средств кредитором заемщику); акции и другие виды акционерного капитала (документы, подтверждающие участие в уставном капитале и право на получение дивиденда); страховые технические резервы (активы для держателей страховых полисов и обяза­тельства для страховых компаний); другие счета дебиторов и кредиторов (торговые кредиты); специальные права заимствования (создаются Международным валютным фондом в качестве международного финансового актива).

И завершить рассмотрение второго вопроса анализом натуральных форм учета национального богатства как произведенных материальных активов, так произведенных нематериальных активов. При этом произведенные материальные активы такие как: основные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование, выращиваемые активы в сельском хозяйстве); запасы материальных и оборотных средств (производственные запасы - сырье, материалы, топливо, инструменты, корма и др.; незавершенное производство; готовая продукция; товары; материальные резервы); ценности (дорогостоящие товары длительного пользования - драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия, произведения искусства и др.). И в заключении проанализировать нефинансовые произведенные нематериальные активы такие как: затраты на разведку полезных ископаемых; программное обеспечение; оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы, и искусства; прочие нематериальные активы произведенные в стране.

При анализе третьего вопроса, следует его рассматривать в контексте первых двух вопросов, т.е. показать статистику здоровья населения как одного из важнейших составляющих национального богатства страны, как полного духовного, физического и социального благополучия.

Статистику здравоохранения, или как иногда ее рассматривают через понятие "санитарная статистика" следует студентам проанализировать через количественные характеристики во взаимосвязи с социальными, демографическими факторами, по следующим направлениям:

- изучение состояния здоровья населения и разработка системы показателей, адекватных сложившейся ситуации;

- оценка уровня медицинской помощи населению;

- анализ состояния медицинского обслуживания населения;

- характеристика деятельности больничных и лечебно-профилактических учреждений;

- анализ результатов клинических исследований с применением статисти­ческих методов.

Далее кратко показать основные источники информации (отчетность медицинских учреждений и специально "организованных обследований) и основные показатели, при этом следует учитывать, что они могут быть представлены в трех группах:

1) демографические показатели, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, показатели смертности по полу, возрасту, по классам причин смертности, показатели материнской и младенческой смертности и т.д.;

2)показатели заболеваемости доля лиц с тем или иным статусом здоровья в группировках по полу, возрасту, число острых заболеваний, впервые установленных диагнозов и др.;

3) показатели самооценки населением своего состояния здоровья.

С задачами здравоохранения по повышению уровня здоровья населения тесно связаны задачи, решение которых лежит в области физической культуры, спорта и туризма, анализу которых и должен способствовать рассмотрение, четвертого вопроса. Но первоначально необходимо кратко охарактеризовать бюджет времени и его структуру, т.е. соотношение рабочего и внерабочего времени, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расходов. Усмотрев бюджет времени через суточный фонд времени нужно показать каковы затраты времени на осуществление различных видов деятельности человека (семьи), как в абсолютных, так и в относительных величинах. За основу анализа нужно взять источники информации о бюджете времени в выборочных обследованиях, как органов статистики, так и социологических исследований.

Далее дать краткую характеристику следующих элементов Фонда времени: рабочее время и время, связанное с работой; время на ведение домашнего хозяйства, на работу в личном подсобном хозяйстве, на садовом, дачном и другом земельном участке; время на воспитание детей; время на удовлетворение физиологических потребностей; свободное время; другие затраты времени.

Перейдя к анализу показателей использования свободного времени необхо­димо отметить, что свободное время - это социальная категория, имеющая непосредственное отношение к развитию личности, как время для возвышенной деятельности человека. Оно должно включать в себя: посещение театров и кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий; просмотр телепередач, прослушивание радио; чтение газет и журналов, художественной литературы; прогулки и занятия спортом; встречи, визиты, игры и т.п.; прочие виды отдыха; социально-политическая деятельность, митинги, собра­ния, шествия, религиозные занятия. И завершить рассмотрение этого вопроса анализом показателей не только по Физической культуре и спорту, но набирающему в нашей стране в последнее время такому виду отдыха, как туризму. Богатый информационный материал по данному вопросу представлен в таких работах как: Лубышева Л.И., "Социология физической культуры и спорта" М.,2001; Молодежь: тенденции социальных изменений / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб.,2000; Поликарпова Г.М. "История Физической культуры и спорта" СПб., 1999; М.Б. Биржаков "Введение в туризм" М.,2004 и др. Основными источниками информации рекреации населения это выборочные исследования и опубликованные данные субъектов деятельности в сфере досуга и туризма. Разумеется, к этим данным следует отнестись с определенной долей недоверия, ибо это в основном частные фирмы, заинтересованные в некотором преувеличении значимости их на рынке услуг. И завершая рассмотрение данного вопроса, желательно показать на примере своей тур фирмы, или спортивного, фитнесклуба проблемы развития спорта и туризма в нашем городе.

Методические рекомендации к семинарскому занятию: «Статистика образования, досуга и общественно-политической жизни".

План практического занятия:

1. Задачи статистики образования.

2. Показатели статистики народного образования.

3. Задачи статистики культуры и искусства.

4. Показатели статистики политической и общественной жизни.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, необходимо, прежде всего, дать характеристику образования, как социального института общества приобретающего в современных условиях России всё большую значимость. Это обусловлено тем, что этот институт выполняет весьма значимую функцию в обществе - подготовку и включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества. Ну и разумеется, это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, приобретаемый индивидом в процессе обучения в учебных заведениях.

Кратко охарактеризовав общественные условия возникновения, функционирования и развития образования в нашей стране, необходимо показать функции образования и его место в социокультурном производстве общества, объекты и субъекты образования, системы и подсистемы образовательного процесса, а также роль образования в социализации, становлении и развитии современного человека в России.

Далее, отметив, что основным источником информации об уровне образования населения, является перепись, тем не менее очень важным источником информации выступают выборочные опросы органов государственной статистики и государственная статистическая отчетность, предоставляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. В последнее время статистика отслеживает деятельность частных учебных заведений, обучение по программам зарубежных университетов, систему дистанционного обучения.

И в завершении первого вопроса важно проанализировать статистическую характеристику непрофессионального образования (детские сады, студии, кружки, школьное обучение, семейное образование, репетиторство и т.д.) и профессионального образования в стране (профессионально-технические училища, курсы подготовки к профессиям, ученичество на рабочих местах, средне специальные учебные заведения, гимназии, колледжи, университеты, академии, институты, курсы повышения квалификации, аспирантуры, докторантуры). На основе статистических данных показать современные нерешенные проблемы в сфере образования и дать характеристику национального проекта в области образования на ближайшие года предложенного Президентом России.

Рассмотрение второго вопроса тесно связано с характеристикой образования данного в первом вопросе, но предполагает анализ показателей статистики образования и в первую очередь таких показателей как:

- доступность образования для населения с разным уровнем платежеспособности;

- выявление приоритетов в развитии системы обучения;

- выработка понятия и методики измерения качества образования.

Учитывая, что система образования в России является много ступенчатой нужно кратко охарактеризовать каждую из ступеней: дошкольное образование; начальное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование.

Система статистических показателей является содержательной основой, на которой строится информационное обеспечение системы образования. Учитывая, что количество показателей в системе насчитывает 497 позиций, естественно все невозможно проанализировать, но при этом важно на семинаре дать характеристику таких важных показателей как:

- число учебных заведений данного уровня образования, с разбивкой по типам учебных заведений;

- количественные характеристики контингента обучающихся в учебных заведениях;

- характеристики внутренней эффективности процесса обучения;

- количественные характеристики приема в учебные заведения;

- количественные характеристики выпуска с данным уровнем образования;

- количественные и качественные характеристики преподавательского состава;

- характеристика материально-технической базы учебных заведений;

- оценка финансового обеспечения системы образования

И в завершении рассмотрения данного вопроса важно показать уровень образования в нашей стране в сравнительном варианте предыдущих 10-15 лет и в последние 10-15 лет современного российского общества, на примере одного из субъектов Рё, или же городского и сельского населения.

Уровень образования населения напрямую связан с уровнем культуры и поэтому, приступая к рассмотрению третьего вопроса важно подчеркнуть их взаимосвязь и взаимообусловленность. Далее на конкретных примерах показать статистику рекреации (отдыха) населения с точки зрения потребителей рекреационных услуг (ориентации, предпочтения, объем потребляемых услуг и частоту, периодичность их использования, расходы на потребление таких услуг) и с точки зрения предложения рекреационных услуг (фирм, физических лиц занятых оказанием таких услуг), например деятельность библиотек, музеев, кинотеатров, театров и др. Важно проанализировать информационное обеспечение населения России, с точки зрения охвата телевещанием, радиоохват, газеты, журналы. Дать анализ динамики выпуска печатной продукции в России и ее не только полиграфическую характеристику, но и содержательную.

Характеризуя потребление населением услуг культуры, искусства и туризма важно показать распространенность того или иного вида деятельности, (например, процент лиц, регулярно посещающих музеи); интенсивность деятельности. При этом для более детального исследования Данного вопроса можно все показатели разбить на три подгруппы:

I) - средняя частота посещения музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год;

- распределение лиц по частоте посещения музеев или кино и т.д.;

- процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза в месяц, квартал, полгода, год;

2) - доля оплаты данных услуг в бюджете различных категорий домохозяйств;

- структура оплаченных населением платных услуг.

3) -институционная активность населения по созданию новых театральных, клубных коллективов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных и туристских клубов, секций и т.д.;

- участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи.

Учитывая, что за последнее время в России начал активно развиваться туризм, важно дать статистический анализ спроса на туризм: численность и состав туристов, их распределение по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам используемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. Важным информационным обеспечением в данном вопросе выступа­ют данные тур фирм и средств размещения. При подготовке к данному вопросу можно использовать богатый теоретический и информационный материал в книгах М.В. Виржакова "Введение в туризм" М.,2004» и В.А. Квартального " Стратегический менеджмент в туризме" М.,2004.

В завершении рассмотрения вопросов семинара, важно проанализировать в четвертом вопросе статистические показатели политической и общественной активности населения. И хотя в современной России эта сфера пока еще только началась развиваться, но важно проанализировать показатели участия граждан в избирательных компаниях, в политических и общественных организациях. Важными показателями политической и общественной жизни страны, требующими анализа выступают:

- статистика избирательной системы и выборных органов государственной власти;

- статистика государственного управления и местного самоуправления,

- статистика политических и массовых общественных организаций;

- статистика осуществления политических прав граждан и прав личности;

- статистическая оценка социальной напряженности.

Завершая рассмотрение вопросов семинара важно показать роль изучения общественного мнения по всем наболевшим проблемам и анализу путей решения проблем, как в стране, так и в своем субъекте, где проживает студент.

Методические рекомендации к семинарскому занятию: "Статистика занятости и безработицы"

План практического занятия:

1. Задачи статистического изучения рынка труда.

2. Понятие экономически активного населения.

3. Анализ уровня и динамики безработицы.

4. Показатели движения рабочей силы.

Анализируя первый вопрос, первоначально необходимо рассмотреть сущность рынка труда, как сферы формирования спроса и предложения на рабочую силу, которая представляет соотношение между наличием вакантных рабочих мест и объемом трудового потенциала общества. При этом следует учесть, что трудовой потенциал страны это экономически активное население, включающее лиц, занятых в общественном производстве и безработных» К занятому населению относятся лица, работающие по найму или осуществляющие предпринимательскую деятельность. К безработным относятся лица, не имеющие занятия, приносящего доход, осуществляющие поиск работы, готовые приступить к работе.

Далее необходимо проанализировать систему статистических показателей рынка труда: абсолютные показатели: численность населения в возрасте 15-72 лет; общая численность занятого населения; численность занят распределенных по полу, возрасту, образованию, профессии, виду занятия и положению в занятии; общая численность безработных по определению МОТ; численность безработных, распределенных по полу, возрасту, образованию, профессии, продолжительности периода безработицы, способам поиска работы; численность лиц, состоящих на учете в службах занятости; численность лиц получающих пособия по безработице; численность лиц, прошедших профессиональную переподготовку в службах занятости; число лиц, трудоустроенных через службы занятости относительные показатели коэффициент экономической активности; коэффициент занятости населения; коэффициент безработицы; средняя продолжительность периода безработицы. Важно также обратить внимание на показатели углубленного анализа рынка труда, а именно:

1. Число безработных на 100 вакантных рабочих мест всего, по отраслям экономики, по категориям предприятий.

2. Характеристика структурной безработицы, обусловленной несоответствием профессионального состава безработных и структуры вакантных рабочих мест.

3. Итоги работы служб занятости по переподготовке кадров, по организации трудоустройства безработных.

4. Характеристика занятости и безработицы среди молодежи.

5. Численность, удельный вес и структура занятости иммигрантов, в том числе - нелегальных иммигрантов.

6. Сравнительный анализ показателей состояния рынка труда по регионам страны.

7. Анализ динамики показателей рынка труда.

И завершить рассмотрение этого вопроса следует через анализ основных задач статистики рынка труда: сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы; измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда; изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования; изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости; измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

При анализе экономически активного населения, составляющего проблему второго вопроса, важно показать, что это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Уровень экономической активности населения это, прежде всего отношение численности, экономически активного населения не ко всему населению, а к его численности в возрасте от 15 до 72 лет. Экономически активное население следует показать через две составные его части: занятые и безработные. Характеристику занятого населения необходимо через его признаки:

- выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

- временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам;

- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

А характеристику безработных нужно показать через качества (признаки) людей старше 16 лет, которые в рассматриваемый период:

- не имели работы (доходного занятия);

- занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к работе.

Продолжая рассмотрение второго вопроса, следует учитывать, что его содержание тесно связано с содержанием третьего вопроса. Начать рассмотрение данного вопроса следует с анализа структуры занятости, от занятости по различным формам собственности до стандартных и нестандартных форм занятости. При этом если стандартная форма достаточно широко представлена в учебной и научной литературе, то нестандартная исследована достаточно поверхностно. Нужно дать некоторую характеристику этой формы занятости и в частности: неполная занятость, сезонная работа, случайные приработки, временная работа, трудоустройство по совместительству, надомная работа, работа в теневой, неформальной экономике без заключения трудового контракта, самозанятость.

Характеризуя уровень и динамику безработицы нужно проанализировать вторичную занятость, которая имеет специфические особенности, такие как: временная, нерегулярная занятость; сфера действия в основном неформальные трудовые отношения; сконцентрирована в сфере малого бизнеса и самозанятости; значительная часть рабочих мест характеризуется низким качеством; в основном связана с торговлей и сферой обслуживания; это поведение, присущее главным образом наиболее конкурентоспособным и адаптивным социальным группам.

Анализируя безработных в рассматриваемый период следует учесть, что к ним относятся если: не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости; были готовы приступить к работе. Помимо этого важно рассмотреть различные виды безработицы: фрикционную (текущую), сезонную, конъюнктурную, структурную.

Характеризуя безработицу в современной России нужно дать не только статистическую характеристику этого явления, но дать ее особенности по сравнению с другими странами. Для этого можно использовать публицистические статьи как в журналах "Социс", "Социально-гуманитарные знания", так и в газетах, например "Литературная газета" 2006г,№9. статья Р. Капелюшникова "Труд на продажу" и т.д.

Рассматривая показатели движения рабочей силы, составляющие четвертый вопрос, важно проанализировать трудоустройство населения, его структуру по обратившимся в Государственную службу занятости РФ за помощью в трудоустройстве:

- занятых трудовой деятельностью;

- учащихся, не занятых трудовой деятельностью;

- пенсионеров.

Далее дать характеристику состава безработных, который, как правило, получают по результатам выборочного обследования по проблемам занятости и от органов службы занятости. Качественный состав безработных показать по следующим показателям: всего безработных (в том числе, не имеющих опыта работы; имеющих опыт работы); оставили прежнее место работы в связи с: (высвобождением; сокращением; ликвидацией предприятий, собственного дела; по собственному желанию; окончанием временной, сезонной работы, контракта; увольнением из Вооруженных сил; другими причинами).

Анализируя движение рабочей силы в России на основе статистических данных необходимо дать сравнительный анализ по отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля, здравоохранение, ЖХ, аппарат органов управления и др.); по занятому населению по формам собственности (государственные и муниципальные организации; частный сектор; общественные организации и фонды; предприятий смешанных форм собственности; с участием иностранных компаний).

В завершении семинара важно рассмотреть движение рабочей силы в стране с точки зрения престижности профессий и значимости избранной студентами своей специальности и специализаций.

Характеристики состава населения. Информационная база для изучения его состава. Группировки населения и система показателей. Показатель демографической нагрузки населения трудоспособного возраста. Методы изучения динамики состава населения.

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Разработчики:

АМЕ   профессор   Абызов А.Г.
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
         

Эксперты:

АМЕ   Зав. кафедрой   Бразевич С.С.
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
АМЕ   доцент   Снисаренко С.О.
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: