Конечные результаты обучения
| Дескрипторы | Конечные результаты обучения | Компетенции | |
| А | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Описывает строение, функции и свойства представителей основных классов биоорганических соединений: углеводов, липидов, простых и сложных белков, витаминов и т.д.; Показывает роль основных групп питательных веществ (белков, липидов и углеводов), витаминов, минеральных веществ и воды в метаболизме; Показывает основные биохимические константы биологических жидкостей организма человека в норме и при патологии. Объясняет молекулярные механизмы протекания и регуляции метаболических процессов Описывает механизмы трансформации энергии, нарушения энергетического обмена; Интерпретирует последствия нарушения механизмы регуляции обменных процессов Объясняет молекулярные механизмы особенностей функционирования важнейших органов и тканей; | 1,2,4,5 |
| В | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне | Демонстрирует владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины Владеет навыками экспресс диагностики определения интермедиатов углеводного, липидного и азотистого обменов в биологических жидкостях человека; Пользуется картами метаболизма, специальным справочным материалом Демонстрирует проведение методов определения активности ферментов в биологических жидкостях человека Демонстрирует проведение методов определения содержания интермедиатов углеводного, липидного и белкового обменов в биологических жидкостях человека | 1,2,4,5,6,7 |
| С | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Интерпретирует результаты основных биохимических исследований Объясняет особенности нарушений биохимических процессов и их регуляции при дефиците биологически активных веществ Прогнозирует нарушения метаболизма при нарушении структуры или количества ферментов | 1,2,4,5 |
| D | Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений | Решает ситуационные задачи по биохимии: · Анализирует представленные для решения данные · Формулирует проблему Обосновывает вариант решения | 1,2,4,5,7 |
| Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Составляет тесты, рефераты, презентации по темам самостоятельной работы | 1,2,4,5 | |
| Е | Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | патологическая физиология 1,2, пропедевтика внутренних болезней, фармакология 1,2. | 1,2,4,5 |
Перечень компентенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук.3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм
Пререквизиты: химия, молекулярная биология и медицинская генетика, медицинская биофизика
Постреквизиты: патологическая физиология 1,2, пропедевтика внутренних болезней, фармакология 1,2.
Тематический план лекции
Тематический план лекций:
| № | Наименование темы | Форма проведения | Часы | Компетенции |
| 1. | Введение. Строение и функции белков. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 2. | Ферменты. Регуляция активности ферментов. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 3. | Ферменты. Регуляция активности ферментов. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 4. | Введение в обмен веществ. Энергетический обмен. Биологическое окисление. ЦПЭ. Окислительное фосфорилирование. Общие пути катаболизма. Регуляция общих путей катаболизма. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 5. | Введение в обмен веществ. Энергетический обмен. Биологическое окисление. ЦПЭ. Окислительное фосфорилирование. Общие пути катаболизма. Регуляция общих путей катаболизма. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 6. | Обмен углеводов. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 7. | Обмен липидов. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 8. | Обмен белков и аминокислот. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 9. | Обмен нуклеотидов. Взаимосвязь обменов белков, липидов и углеводов. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 10. | Регуляция обмена веществ. Биохимия гормонов. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 11. | Регуляция обмена веществ. Биохимия гормонов. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 12. | Водно-солевой обмен. Регуляция гомеостаза. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 13. | Биохимия печени. Обмен хромопротеидов. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 14. | Биохимия печени. Обмен хромопротеидов. | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 15. | Биохимия крови | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 16. | Биохимия крови | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 17. | Биохимия соединительной, костной ткани | проблемная | 1,2,4,5 | |
| 18. | Биохимия мышечной и нервной тканей. | проблемная | 1,2,4,5 |
Тематический план практических (и/или семинарских, лабораторных*) занятий:
| № | Наименование темы | форма проведения | часы | компетентность |
| 1. | Химический состав белков. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 2. | Физико-химические свойства белков. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 3. | Водорастворимые витамины | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 4. | Жирорастворимые витамины | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 5. | Ферменты. Свойства ферментов. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 6. | Регуляция активности ферментов. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 7. | Лабораторный практикум | Лабораторная работа (TBL) | 1,2, 3, 4, 5,6,7 | |
| 8. | Введение в обмен веществ. Энергетический обмен. Макроэрги. Общие пути катаболизма. Регуляция и функции цикла Кребса. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 9. | Тканевое дыхание. ЦПЭ. Окислительное фосфорилирование. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 10. | Общая характеристика углеводов. Переваривание и всасывание углеводов | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 11. | Анаэробный путь катаболизма глюкозы. Глюконеогенез. Цикл Кори. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 12. | Аэробный распад глюкозы Пентозофосфатный путь распада глюкозы. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 13. | Обмен гликогена. Регуляция уровня глюкозы в крови. Нарушения обмена углеводов. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 14. | Лабораторный практикум | Лабораторная работа (TBL) | 1,2, 3, 4, 5,6,7 | |
| 15. | Общая характеристика липидов. Переваривание, всасывание и транспорт липидов. | Практическое занятие | 1,2, 3, 4, 5,6,7 | |
| 16. | Обмен липидов. Обмен высших жирных кислот. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 17. | Внутриклеточный обмен триацилглицеринов и фосфолипидов. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 18. | Обмен холестерина. Нарушения и регуляция липидного обмена. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 19. | Лабораторный практикум | Лабораторная работа (TBL) | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 20. | Общие пути обмена аминокислот. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 21. | Обмен аммиака, пути его обезвреживания. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 22. | Особенности обмена отдельных аминокислот. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 23. | Особенности обмена отдельных аминокислот. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 24. | Обмен нуклеотидов | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 25. | Лабораторный практикум | Лабораторная работа (TBL) | 1,2, 3, 4, 5,6,7 | |
| 26. | Интеграция обмена веществ | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 27. | Биохимия гормонов. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 28. | Биохимия гормонов. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 29. | Гормоны щитовидной и поджелудочной желез. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 30. | Катехоламины и стероиды. Регуляция менструального цикла | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 31. | Водно-солевой обмен. Регуляция гомеостаза. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 32. | Биохимия почек и мочи. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 33. | Лабораторный практикум | Лабораторная работа (TBL) | 1,2, 3, 4, 5,6,7 | |
| 34. | Биохимия печени. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 35. | Обмен хромопротеидов. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 36. | Биохимия крови Белки плазмы крови | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 37. | Биохимия крови. Система свертывания крови и фибринолиза | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 38. | Транспорт газов. Обмен железа | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 39. | Особенности метаболизма в эритроцитах и лейкоцитах. | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 40. | Биохимия соединительной ткани | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 41. | Биохимия костной ткани и ткани зуба. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена. | Практическое занятие | 1,2, 3, 4, 5,6 | |
| 42. | Биохимия мышечной ткани | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 43. | Биохимия нервной ткани | Практическое занятие | 1,2, 4, 5,6,7 | |
| 44. | Лабораторный практикум | Лабораторная работа (TBL) | 1,2, 3, 4, 5,6,7 | |
| 45. | Оценка практических навыков | Практическое занятие | 1,2, 3, 4, 5,6 |
Время консультаций: консультации проводятся еженедельно по субботам с 10 час. до 13 час.
Время рубежного контроля:
| специальность | Курс/поток/группа | дисциплина | Неделя/дата | время |
| 5B130100 Общая медицина | II курс | Биохимия | 9 и 17 недели | По согласованию |
Время итогового контроля: сессия
Тематический план СРС:
| № | Наименование темы | форма выполнения* | часы | Компетентность |
| 1. | Химия белков. Классификация белков. Биологические функции белков. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях. | Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, | 1,2,4,5 | |
| 2. | Ферменты в медицине. Изоферменты Органоспецифичные ферменты. Наследственные энзимопатии. Применение ферментов в лечении заболеваний. | Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, | 1,2,4,5 | |
| 3. | Состав пищи человека. Органические и минеральные компоненты. Регионарные патологии, связанные с недостатком микроэлементов в пище и воде. | Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, | 1,2,4,5 | |
| 4. | Витаминоподобные вещества. Алиментарные и вторичные авитаминозы и гиповитаминозы. Гипервитаминозы. | Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, | 1,2,4,5 | |
| 5. | Основные углеводы тканей животных, их строение и биологическая роль. Углеводы структурно-функциональных компонентов клетки. Наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов (галактоземия, непереносимость фруктозы и дисахаридов). | Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, | 1,2,4,5 | |
| 6. | Важнейшие липиды тканей человека. Резервные и структурные липиды. Основные фосфолипиды и гликолипиды тканей человека: глицерофосфолипиды, сфингофосфолипиды, гликолипиды, гликосфинголипиды. Функции фосфолипидов и гликолипидов. Сфинголипидозы. Эйкозаноиды и их роль в регуляции метаболизма и физиологических функции. Перекисное окисление липидов, роль в возникновении мембранных патологий. Работа с литературой по теме, подготовка, подготовка тестовых заданий презентации Антиоксиданты. | Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, | 1,2,4,5 | |
| 7. | Состав, строение и физиологическая роль транспортных липопротеинов крови. Образование хиломикронов и транспорт жиров. Образование и функции ЛПОНП, ЛПНП и ЛПВП. Гиперхолестеринемия, причины ее возникновения. Механизм развития желчнокаменной болезни. Биохимия атеросклероза. Биохимические основы лечения гиперхолестеринемии и атеросклероза. | Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, | 1,2,4,5 | |
| 8. | Биогенные амины Окисление биогенных аминов (моноаминоксидазы), ингибиторы МАО. Роль гистамина в развитии воспаления и аллергических реакций. Антигистаминные препараты. | Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, | 1,2,4,5 | |
| 9. | Гормональная регуляция обмена веществ. Нарушения гормональной регуляции. | Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, | 1,2,4,5 |
· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (к проведению рубежного контроля):
| Неделя | ||||||||||||||||||
| № темы по СРС | Х | Х |
Задания по СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине
Литература






