Психические отклонения

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребёнка, его психическими недостатками.

Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении (ФЗ).

К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребёнка и умственная отсталость детей, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врождёнными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от лёгкой - дебильности до глубокой - идиотии.

К психическим нарушениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Ещё одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. аutos - сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид - попытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одарённость детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности - характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одарённости и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.

2.3 Педагогические отклонения

В педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путём сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки её успешности.

Можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. Есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребёнка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу.

Следует отметить и большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей существуют школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живёт ребёнок: в городе или сельской местности, из какой он семьи - или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребёнка, или же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование ребёнка занимает далеко не первое место в жизни.

Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение проводится на дому индивидуально. Отделение ребёнка от школьного коллектива также негативно сказывается на становлении и развитии ребёнка, на его самоутверждении.

Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: