Подростковая девиация

Социально-педагогические параметры девиантного поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.

Так, по мнению Н. Смелзера и белорусского социолога О. Осиновой, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков подростков социальным ожиданиям. Поскольку социальные ожидания многообразны и часто представляются спорными, то и определить, является то или иное действие девиантным, непросто.

Н. Смелзер отмечает, что один и тот же поступок одними воспринимается как девиантный, другими — как недевиантный. Ученый подчеркивает, что девиация — это отклонение от групповой нормы, которое в принципе влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя

Динамизм психической деятельности подростка делает его в одинаковой мере податливым как в сторону социально позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. Подростковый возраст – это возраст «социального импринтинга» – повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств многие исследователи предлагают различать первичную и вторичную девиации.

Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины (бунт подростка, стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения).

Вторичная девиация - подтверждение того «ярлыка» (вольное или невольное), которым общество отметило ранее имевшее место поведение. Стигматизация (навешивание ярлыка девианта) формирует у человека девиантную идентичность (самоощущение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: