Заключение. Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не аксиомой, что рынок и социальное развитие несовместимы

Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не аксиомой, что рынок и социальное развитие несовместимы, взаимоисключающи, можно доказать следующую теорему:

- успешное решение проблем выхода из глубочайшего социально-экономического кризиса, повышения уровня и качества жизни невозможно без умелого использования эффективных рыночных механизмов.

Можно привести три аргумента и доказательство этой теоремы.

Первый. Рыночные механизмы, возбуждающие дух предпринимательства, соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей, является главным источником роста национального богатства, выделяемого на поддержку фундаментальной науки и культуры, на воспитание и образование детей, на содержание инвалидов и т.п. Чем богаче нация, тем более значительны потоки средств, которые она может направлять на социальное развитие. Убедительны примеры – Германии и Японии, которые от послевоенной разрухи и нищеты, заменив тоталитарные механизмы рыночными, сумели достичь блестящих результатов в темпах экономического роста, повышения качества жизни населения.

Второй. Социальная сфера, отрасли услуг и духовного воспроизводства – не только потребители национального богатства, но и его производители. В перспективе значимость сферы услуг, в качестве источника общественного богатства будет нарастать, прежде всего, за счет рыночных услуг. Развивая науку и образование, культуру и здравоохранение мы способствуем увеличению национального богатства – единственного источника роста уровня и качества жизни.

Третий. Социальная сфера становится все более эффективным полем приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования, культуры и искусства в развитых странах растет опережающими темпами, увеличивается доля вложенного в эти сферы капитала, приносящего высокие прибыли. В начале 90-х годов продажа видеокассет в США превысила 10 млрд. долларов в год. Быстро растет рынок программного и мультимедийного продукта, огромны доходы мощных телерадиокомпаний. Ренессанс искусства, превращение его в крупнейший экономический ресурс, американский футуролог Джон Нэсбитт считает одной из глобальных тенденций 90-х годов. Это одна из характерных черт гуманистически-информационной постиндустриальной цивилизации, которая станет доминирующей в этом веке. Десятки миллиардов долларов прибыли вкладываются в медицину, здравоохранение, услуги отдыха, туризм, который вскоре завоюет первенство на мировом рынке, потеснив нефть.

На этом фоне мирового прогресса сложившиеся в России, в связи с переходом к рынку, тенденции представляются неутешительными. А именно: обнищание десятков миллионов работающих, пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу, сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшения ее качества для большинства населения.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется плохо, расхищается, скудеет. Россия может сохранить высокое звание великой державы, одно из лидирующих мест в мировом сообществе XXI века не путем добычи и экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (который теряет одну позицию за другой). Основа ведущего места России в мировом сообществе – в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и богатейшем культурном наследии, развитой системе образования. Если в России сохранятся преобладающие ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать, страна надолго откатится на периферию мирового прогресса, накопленное за тысячелетие российской истории духовное богатство будет бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально-экономической стратегии государства и частного капитала, сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения государственного и частного капитала, то перспектива возрождения России и решения сложнейшего комплекса проблем социального характера становится яснее.

Литература.

1. Экономическая теория (под ред. И.П. Николаевой). М., Проспект, 2006.

2. Экономическая теория (под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко). Минск, 1998.

3. Социальная политика доходов и заработной платы (под ред. В. Левашева), М., 2000.

4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М., Дело, 2004.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 1998.

6. Официальный сайт Госкомстата РФ /www.gks.ru

7. Официальный сайт Министерства финансов РФ /www.minfin.ru

Приложения.

Приложение 1. Вопросы для самопроверки знаний студентов.

1. Что означает распределение дохода, и на каких принципах оно осуществляется в рыночной экономике?

2. Почему распределение национального дохода приводит к неравенству в доходах между членами общества?

3. Дайте определение и сущность закона Парето.

4. В каком случае и почему коэффициент Джини может быть равен единице?

5. Почему даже в самых богатых странах мира существует бедность и можно ли ее устранить и добиться равенства в распределении доходов?

6. Что такое уровень жизни и по каким показателям он определяется?

7. Каковы сущность и цели социальной политики государства?

8. Какие основные направления государственной социальной политики в России и ее результаты?

Приложение 2.

СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)

               
Потребительские расходы - всего              
в том числе:              
расходы на покупку продуктов для домашнего питания 49,0 47,6 45,9 41,7 37,7 36,0 33,2
из них на покупку:              
хлеба и хлебных продуктов 8,2 8,1 8,5 7,1 6,5 6,5 5,6
картофеля 1,0 0,9 0,8 0,8 0,8 0,6 0,5
овощей и бахчевых 2,9 2,5 2,4 2,4 2,3 2,1 2,0
фруктов и ягод 2,8 2,4 2,3 2,3 2,2 2,2 2,0
мяса и мясных продуктов 13,2 13,1 13,3 12,5 10,9 10,5 10,1
рыбы и рыбных продуктов 2,2 2,5 2,6 2,4 2,1 2,1 2,0
молока и молочных продуктов 7,4 6,4 6,0 5,6 5,1 4,9 4,6
сахара и кондитерских изделий 6,0 5,9 4,4 3,5 3,1 2,7 2,3
яиц 1,5 1,2 1,1 0,9 0,8 0,8 0,6
масла растительного и других жиров 1,5 1,5 1,3 1,3 1,0 0,9 0,7
чая, кофе, безалкогольных напитков и других продуктов 2,3 3,1 3,2 2,9 2,9 2,7 2,6
расходы на питание вне дома 3,0 1,8 2,5 2,4 3,0 3,5 2,9
расходы на покупку алкогольных напитков 2,5 2,5 2,4 2,2 2,2 2,1 1,9
расходы на покупку непродовольственных товаров 31,8 34,3 34,4 36,2 37,3 37,2 38,6
в том числе на покупку:              
одежды, обуви, белья, тканей 14,6 15,5 13,4 13,3 12,4 11,4 10,5
телерадиоаппаратуры, предметов для отдыха и увлечений 3,9 3,2 3,2 3,4 4,4 4,6 5,2
транспортных средств 2,0 2,8 3,6 4,6 4,3 5,1 6,7
товаров и принадлежностей по ведению хозяйства, мебели 3,6 4,5 5,2 5,7 6,4 6,0 6,3
строительных материалов 1,4 1,0 1,4 1,5 1,9 2,0 1,9
топлива 1,1 1,5 1,3 1,6 1,7 1,8 2,1
табачных изделий 1,0 1,2 1,1 1,0 1,0 0,9 0,8
предметов личной гигиены, фармацевтических и медицинских товаров и др. 2,9 3,9 3,9 3,9 4,0 4,0 3,9
других непродовольственных товаров 1,3 0,7 1,3 1,2 1,2 1,4 1,3
расходы на оплату услуг 13,7 13,8 14,8 17,5 19,8 21,2 23,5
в том числе на оплату:              
жилищно-коммунальных услуг 4,3 4,6 5,2 6,2 7,2 7,7 8,3
из них:              
жилья 1,3 1,2 1,0 1,2 1,3 1,4 1,4
электроэнергии 0,7 0,8 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0
газа 0,3 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7
центрального отопления 0,9 0,7 1,0 1,3 1,6 1,7 1,9
прочих коммунальных услуг 1,1 1,3 1,7 2,1 2,6 2,9 3,4
бытовых услуг 2,2 1,8 1,6 2,2 2,7 2,4 2,8
из них по ремонту:              
одежды и обуви 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
транспортных средств 0,2 0,3 0,3 0,6 0,4 0,4 0,5
квартир, домов и других построек 0,6 0,5 0,4 0,8 1,4 1,0 1,0
услуг учреждений культуры 0,2 0,5 1,0 1,1 1,4 1,7 2,1
услуг в системе образования 1,2 1,2 1,4 1,7 1,6 2,0 2,2
из них в системе дошкольного воспитания 0,7 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2
медицинских услуг 0,4 1,0 0,6 0,9 0,7 0,8 1,0
санаторно-оздоровительных услуг 0,7 0,6 0,4 0,3 0,5 0,5 0,4
услуг правового характера 0,1 0,1 0,0 0,1 0,0 0,1 0,1
услуг пассажирского транспорта 3,6 2,6 2,5 2,7 2,8 2,9 2,9
услуг связи 1,0 1,2 1,2 1,5 1,9 2,2 2,7
прочих услуг 0,0 0,3 0,9 0,8 1,0 0,9 1,0

Приложение 3.

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОМИНАЛЬНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(рублей; 1995 г. - тыс. руб.)

               
Всего 472,4 2223,4 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8550,2
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 258,5 985,1 1434,6 1876,4 2339,8 3015,4 3653,5
Рыболовство, рыбоводство 775,6 2845,6 3839,3 5031,3 5444,5 7084,9 10020,4
Добыча полезных ископаемых 1110,3 5940,2 9099,2 11080,9 13912,4 16841,7 19953,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 1226,8 6985,1 10905,4 13080,3 16135,5 19903,3 23608,8
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 850,0 3999,5 5386,5 7035,0 9395,7 10876,6 13009,4
Обрабатывающие производства 458,4 2365,2 3446,6 4439,1 5603,4 6848,9 8504,0
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 502,8 2183,4 3126,7 4065,9 5026,7 6065,8 7493,8
текстильное и швейное производство 277,3 1214,8 1764,8 2241,7 2803,0 3356,5 3995,9
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 232,7 1347,8 1986,1 2621,1 3230,0 3774,7 4800,1
обработка древесины и производство изделий из дерева 401,2 1739,1 2310,3 2980,2 3754,8 4614,6 5876,4
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 609,1 2736,6 4309,0 5480,2 6848,4 7892,0 9528,8
производство кокса и нефтепродуктов 965,8 4916,3 7012,4 9625,3 11879,0 13729,3 20816,4
химическое производство 536,5 2754,6 3901,8 4899,5 6154,8 7682,7 9445,4
производство резиновых и пластмассовых изделий 432,3 2140,4 3032,2 3957,1 4950,7 5956,8 6999,0
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 493,6 2182,0 3220,0 4134,2 5207,8 6422,4 7872,0
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 671,3 3854,9 5242,4 6285,2 7731,2 9196,8 10904,6
производство машин и оборудования 379,4 1975,3 3073,5 4066,6 5169,7 6514,2 8299,0
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 359,2 2003,6 2998,8 3815,7 5108,5 6431,7 7999,5
производство транспортных средств и оборудования 492,4 2454,1 3664,6 5099,9 6365,0 7828,0 9221,5
прочие производства 327,3 2053,2 2738,2 3279,3 4045,2 5182,0 6305,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 825,3 3156,5 4434,8 5869,4 7235,3 8641,8 10575,4
Строительство 587,7 2639,8 3859,3 4806,9 6176,7 7304,7 8869,0
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 341,3 1584,5 2294,9 3068,9 3974,2 4906,2 6213,6
Гостиницы и рестораны 302,1 1640,0 2403,6 3039,3 3966,7 4737,3 6704,3
Транспорт и связь 716,4 3220,2 4304,2 5851,5 7471,3 9319,9 11436,3
Финансовая деятельность 705,3 5232,2 8885,2 13245,9 15561,2 17383,8 22335,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 406,9 2456,7 3545,6 4677,1 6196,3 7795,4 6768,7
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 536,0 2712,1 3754,9 5200,4 6913,8 7898,6 10693,2
Образование 308,7 1240,2 1833,0 2927,3 3386,6 4203,4 5477,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 348,5 1333,3 1959,9 3141,3 3662,6 4612,0 5857,2
Предоставление прочих комм-ных, соц-х и персон-х услуг 500,5 1548,0 2311,7 3183,1 3920,3 4822,7 6325,0

Приложение 4.

Основные показатели,
характеризующие уровень жизни населения1)

  Июль 2006г. В % к Январь- июль 2006г. в % к январю- июлю 2005г. Справочно
июлю 2005г. июню 2006г. июль 2005г. в % к январь-июль 2005г. в % к январю-июлю 2004г.
июлю 2004г. июню 2005г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 9868,7 124,1 97,3 123,6 123,3 101,1 123,2
Реальные располагаемые денежные доходы   111,2 95,1 111,4 109,3 99,9 108,6
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:              
номинальная, рублей   128,6 101,0 124,5 122,6 100,0 122,6
реальная   117,7 100,3 113,2 108,3 99,5 108,1
1) За июль 2006г. предварительные данные.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в июле 2006г. по сравнению с соответствующим периодом 2005г., по оценке, увеличились на 11,2%, в январе-июле с.г. - на 11,4%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: