Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Республика Беларусь как унитарное государство в структуре бюджетного устройства имеет два звена: республиканский и местный.
Бюджетное устройство – это организация и построение бюджетной системы государства, организация бюджетного процесса и установление бюджетных прав участников этого процесса.
Центральное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, которая представляет собой совокупность звеньев бюджетных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием территориальных фондов денежных средств.
Бюджетная система Республики Беларусь в соответствии с ее административно-территориальным делением, а также, исходя из установленных законодательством уровней местных органов власти, включает в себя следующие элементы (звенья):
1. Республиканский бюджет.
2. Местные бюджеты, которые подразделяются на следующие звенья:
- бюджеты областного уровня и бюджет города Минска
|
|
- бюджеты базового уровня (городские бюджеты городов областного подчинения и районные бюджеты)
- бюджеты первичного уровня (городские бюджеты городов районного подчинения, сельские бюджеты и
поселковые бюджеты).
В ходе составления бюджетов различных административно-территориальных образований, возникает понятие консолидированные бюджеты, которые представляют собой свод бюджетов на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет района, который включает поселковые бюджеты, сельские, городов районного подчинения и районные бюджеты. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированного бюджета районов, городских бюджетов городов областного подчинения и областных бюджетов. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из консолидированных бюджетов всех областей, бюджета города Минска и республиканского бюджета.
Бюджетная система любого государства строится на определенных принципах, которые закреплены в бюджетном кодексе:
1. Принцип единства. Обеспечивается едиными источниками формирования доходов бюджетов различных
уровней, единой правовой базой, единой денежной системой, единым бюджетным регулированием, единой бюджетной классификацией.
2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета, который означает, что все доходы и расходы,
которые определены законодательством, подлежат отражению в соответствующем бюджете в полном объеме и в обязательном порядке.
3. Сбалансированности бюджетов. Означает, что объем, предусмотренных бюджетом расходов, должен соответствовать объему предусмотренных доходов и поступлений источников финансирования его дефицита.
|
|
4. Принцип гласности. Означает открытость для общества и СМИ всех процессов, связанных с составлением проектов бюджетов, с их рассмотрением, утверждением и исполнением в течение бюджетного года.
5. Самостоятельности бюджетов. Обеспечивается тем, что у бюджетов различных уровней есть в наличие собственные доходы, а также источники финансирования дефицита бюджета.
6. Эффективности использования бюджетных средств: при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны достигать поставленные цели с использованием минимального объема бюджетных средств с учетом получения максимального результата.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Все расходы бюджетов различных уровней должны обеспечиваться общей суммой доходов и поступлений из источников финансированных бюджета. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита, за исключением целевых сборов.
8. Принцип достоверности бюджетов: доходы бюджетов различных уровней формируются на основе обоснованных прогнозных показателей социально-экономического развития республики и отдельных ее территорий
9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с направлением их на финансирование конкретных мероприятий
10. Принцип ответственности участников бюджетного процесса.