Сбалансированность бюджета является одним из показателей экономической устойчивости государства. Превышение доходов над расходами, а также соответствие расходов доходам свидетельствует о стабильности финансового положения государства, позволяет своевременно в необходимом объеме финансировать расходы.
Возникновение дефицита связывают с различными причинами:
· низкая производительность труда;
· высокий уровень затрат;
· превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов.
Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы с помощью специальных методов, инструментов финансового регулирования стимулировать экономическое и социальное развитие государства. В рамках этого процесса следует рассматривать государственное регулирование размера бюджетного дефицита, которое выражается в установление предельного размера дефицита бюджета.
В мировой практике устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета:
· 2-3% от ВВП;
· 5% от НД;
· 8-10% от общей суммы расходов на соответствующий год.
|
|
Снижение бюджетного дефицита включает в себя 2 направления:
· увеличение доходов; уменьшение расходов
Увеличение доходов может происходить:
1. За счет введение в законодательном порядке дополнительных видов налогов;
2. За счет расширения уже действующей доходной базы бюджета.
При осуществлении этих мероприятий нецелесообразно увеличивать налоги, т.к. это приведет к усилению налогового бремени на экономику и как результат снижение стимулов у налогоплательщиков, граждан, к снижению эффективности деятельности и, следовательно, к снижению поступлений налогов в бюджет.
Снижение расходов является достаточно сложной проблемой, которая должна решатся исходя из целесообразности отдельных видов бюджетных расходов, должна учитывать приоритеты экономического и социального характера.
Финансирование бюджетного дефицита осуществляется за счет следующих источников:
1. внутренних, в рамках которых:
a. внутренние государственные займы; поступления от реализации государственного имущества; доходы от приватизации государственного имущества; кредиты ЦБ. В РБ с 2005 г. не используется этот источник в качестве финансирования дефицита.
2. внешних:
a. кредиты правительств иностранных государств; кредиты международных кредитно-финансовых организаций; внешние государственные займы.