Структура, функции системы социального партнерства (ССП)

Становление и развитие социального партнерства обеспечивается посредством системы социального партнерства (ССП), представляющей собой сложное образование структурно организационных элементов (объекта, субъектов, предмета), механизма, методов, средств, тактики, технологий взаимоотношений.

Структура ССП:

- совокупность различных постоянно и временно действующих двух- и трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти, и осуществляющих взаимодействие между собой на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

- совокупность различных совместных документов (коллективные договоры, соглашения, решения и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров, договоренностей;

- соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношение и последовательность в приоритетности, разработке, сроках принятия этих документов.

Субъектами системы социального партнерства, олицетворяющими и реализующими в своей практической деятельности ее задачи, являются:

- представители работников, их органы и организации (профессиональные союзы);

- представители работодателей (различные союзы предпринимателей и промышленников);

- органы государственной исполнительной власти, их представители.

Общественное назначение ССП - воплощение в жизнь целей и задач социального партнерства на основе его принципов, обеспечение на практике эффективного регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Система социального партнерства включает в себя следующие уровни: государственный, отраслевой, территориальный, уровень организации.

На государственном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с законами Украины. Членами государственной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители объединений профсоюзов, объединений работодателей, Правительства Украины. Это постоянный орган системы социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами общегосударственного уровня. Главные цели трехсторонней комиссии - регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Задачи Комиссии - выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей) заключаются с целью установления обязательств сторон в области социально-трудовых отношений. Соглашениями регулируются вопросы организации и оплаты труда, социальных гарантий, найма и увольнения.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовываются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Социальное партнерство может осуществляться в формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашению и их заключению;

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Деятельность системы социального партнерства на практике выражается в реализации следующих основных задач: обеспечение выработки и реализации согласованной социально-ориентированной политики; обеспечение оптимального баланса в реализации интересов работников, работодателей и государства; содействие разрешению социально-трудовых конфликтов; совершенствование в установленном порядке законодательной базы регулирования социально-трудовых отношений; формирование и расширение социальной базы социального партнерства; подъем экономики страны, повышение благосостояния и укрепление социальной стабильности в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: