Роль ССП в разрешении социально-трудовых конфликтов

В период рыночных преобразований закономерно возрастает интерес к проблеме разрешения социально-трудовых конфликтов.

Термин «конфликт» происходит от латинского «conflictum», что означает столкновение. Социальный конфликт - это столкновение двух или более противоборствующих сторон, одна из форм проявления социального противостояния, его объективирование в социальной действительности. Конфликт (конфликтная ситуация) как тип социально-трудовых отношений - предельный случай обострения противоречий в социально-трудовых отношениях. Трудовой конфликт – разновидность социального конфликта. Причинами трудовых конфликтов могут быть экономические, административно-управленческие, технологические, социально-психологические аспекты деятельности организации, работодателя. Трудовой конфликт может иметь различные формы проявления: молчаливое недовольство, открытое недовольство, ссора, забастовка, трудовой спор и т.д. Наиболее конфликтными зонами в социально-трудовых отношениях считают: увольнение, оценку труда, карьеру, вознаграждение за труд.

Наука не дает однозначного ответа на вопрос, где кончается конфликт обычный и начинается конфликт трудовой. Существует несколько подходов к классификации трудовых конфликтов. Первый подход основывается на выявлении участвующих сторон. Выделяются конфликты:

- между работниками и администрацией;

- между коллективом работников и профсоюзным комитетом;

- между администрацией и профкомом;

- между трудовым коллективом и руководством отрасли и др.

Второй подход характеризуется определением типов конфликтов на основе содержательных сущностных критериев:

- конфликты интересов;

- конфликты права;

- иллюзорные, ложно соотнесенные конфликты;

- замещенные конфликты;

- вынужденные конфликты.

Регулирование трудовых отношений может осуществляться в пределах разных парадигм: государственного патернализма, конфликтологической парадигмы и теории социального партнерства:

- государственный патернализм предлагает жесткую регламентацию социально-трудовых отношений, централизованное удовлетворение основных потребностей работников.

- конфликтологический подход характеризует такой тип социальных взаимоотношений между участниками трудовых отношений, который возникает в результате наличия у них несовместимых интересов и ценностей;

- социальное партнерство - оптимальных тип социально-трудовых отношений в условиях социально-ориентированных рыночных отношений.

Идеи о необходимости достижения консенсуса (согласия) в обществе на его различных уровнях возникли не сегодня. Одним из первых произведений, которое было посвящено проблеме общественного согласия, является «общественный договор» Ж-Жака Руcco (1762г): общество строится по законам, перед которыми все равны, и которые обеспечивают свободу каждого гражданина.

Проблемам согласования интересов социальных групп были посвящены работы Ш.Фурье, А Сен-Симона, Р. Оуэна. Они рассматривали проблему гармонизации интересов широко, относительного важнейших сфер общества: производства, распределения, обмена и потребления, воспитания, образования, быта и др.

Их идеи оказали влияние на экономистов Х1Хв. Дж.Стюарт Милль одним из первых использовал понятие «партнерство» при характеристике социальных отношений.

Социальное партнерство - надежная основа для предупреждения, регулирования и разрешения трудовых конфликтов цивилизованным, конструктивным путем в рамках соответствующего правового поля на основе договоров, соглашений с использованием методов, процедур, сформулированных в законодательных и нормативно-правовых документах Украины.

Кроме того, выработаны общие международные основы, правила, процедуры, методы и организационные формы разрешения трудовых конфликтов.

Урегулирование трудовых конфликтов в системе социального партнерства происходит преимущественно по нескольким направлениям:

- достижение примирения или согласия усилиями самих конфликтующих сторон, подписание коллективного договора, соглашения или социального контракта;

- использование примирительно-посреднических процедур, использование трудового арбитража;

- судебное разбирательство.

Главнейшей составляющей регулирования трудовых конфликтов являются примирительно-посреднические технологии, имеющие в соответствии с законодательством своеобразные сущностные характеристики и специфическое социальное назначение.

Во-первых, законодательством устанавливается обязательность примирительно-посреднических процедур. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклониться от участия в этих процедурах. За нарушение указанного положения стороны привлекаются к юридической ответственности.

Во-вторых, примирительно-посреднические технологии осуществляются соответствующими комиссиями, трудовым арбитражем, формирующимися с участием спорящих сторон государственной службой по разрешению коллективных споров. Государственная служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективного спора, конфликта, проверяет в случае необходимости полномочность сторон трудового конфликта, назначает посредников.

В-третьих, решение примирительно-посреднических органов является обязательным для конфликтующих сторон. Юридическая ответственность за невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому сторонами в результате примирительных процедур, возложена только на представителей работодателя: традиционные дисциплинарные взыскания или административные штрафы.

Важную роль в разрешении трудовых конфликтов играют советы трудовых коллективов, согласительные комиссии, договора и соглашения между конфликтующими сторонами на уровне предприятий, регионов и отраслей.

Контрольные вопросы

1. понятие и структура социально-трудовых отношений.

2. Предмет социально-трудовых отношений.

3. Типы социально-трудовых отношений.

4. Проблема социально-трудовых отношений в трудах Тейлора, Мейо, Мак-Грегора, Херцберга.

5. Структура системы социального партнерства (ССП).

6. Роль ССП в разрешении социально-трудовых конфликтов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: