Ошибки и трудности выпускников детских домов и интернатов при решении задач профессионального самоопределения

Решаемые задачи Возникающие ошибки и трудности Возможные пути разрешения (направления деятельности по сопровождению)
Поиск необходимой информации Отсутствие (искаженная, неупорядоченная) информации о ситуации на рынке труда, плохое знание различных сторон выбираемой деятельности, особенно ее содержания Повышение информированности об основных понятиях рынка труда, рынка образовательных услуг, уточнение содержания различных видов деятельности, определение основных требований, предъявляемых профессией к личности, помощь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости
Формирование положительного отношения к труду Отсутствие положительных образцов, опыта успеха в деятельности, получения удовлетворения от полученных результатов Создание условий для получения опыта успешного осуществления деятельности, повышение значимости профессиональной деятельности, расширение осознания собственного участия в различных видах деятельности
Накопление социального и профессионального опыта Пассивная потребительская позиция, не привлекательность предоставляющихся возможностей для осуществления социальных и профессиональных проб Расширение осознания собственной ответственности в решении вопросов профессионального самоопределения, поиск и акцентирование личностного смысла социальных и профессиональных проб для дальнейшей жизни
Определение смыслов (назначения) будущей профессиональной деятельности Ценностно-смысловая неопределенность, неосознанность ценностно-смысловых оснований собственной жизни Активизация социально-профессиональной позиции, коррекция и формирование социально - профессиональных ценностей и целей, создание образа идеального будущего
Определение профессиональных предпочтений Не сформирован круг профессиональных интересов и увлечений Активизация процесса самопознания и рефлексии, оказание помощи в расширении и анализе спектра профессиональных увлечений и интересов
Оценка собственных профессиональных интересов Широкий круг интересов к различным видам деятельности Анализ и ранжирование интересов к различным видам деятельности, соотнесение интересов со способностями, социально - экономическими аспектами выбора профессионального будущего, ситуацией на рынке труда
Оценка собственных возможностей, построение образа "Я" Не сформированность способности к самопознанию, не владение методами и способами самооценки, самоанализа, не адекватная самооценка, рассогласование "Я-реального" и "Я-идеального" Формирование способности к самопознанию, составление индивидуальной карты на основе самоизучения, диагностики и сопоставления экспертных мнений, составление списка достоинств, коррекция самооценки и уровня притязаний
Изучение внешней социально-экономической ситуации, ситуации на рынке труда, рынке образования Не сформированность способов анализа, не знание источников сбора информации, использование недостоверных источников, слухов, отсутствие необходимых коммуникативных способностей Повышение информированности о путях получения информации о ситуации на рынке труда, образовательных услуг и т.д. Развитие навыков самостоятельного анализа достоверности получаемой информации
Построение обобщенного образа желаемого профессионального и жизненного будущего Неумение работать с будущим Освоение способов формулирования целей и построения временной перспективы
Рассмотрение различных вариантов (альтернатив), их оценка с точки зрения собственных предпочтений, возможностей, реалистичности, сбор дополнительной информации об альтернативных вариантах Отсутствие "достойных" вариантов, не сформированность способов и оснований для анализа, отказ от взвешенного анализа Развитие навыков анализа ситуации, определение сильных и слабых сторон, перспектив и ограничений каждого варианта
Формирование личных качеств, необходимых для реализации выбранного варианта Отсутствие возможностей для проявления и развития необходимых качеств, недостаточно пространства для проявления самостоятельности, совершения ответственных выборов Развитие самосознания и повышение самооценки, предоставление возможности для осуществления самостоятельных выборов, определение и развитие навыков поддержания личного пространства
Оценка сделанного выбора с учетом собранной информации и действий по подготовке, корректировка сделанного выбора Недостаточная способность к обобщению и анализу собранной информации Развитие навыков анализа ситуации, логичности рассуждений и выводов
Определение запасного варианта (вариантов) выбора Запасной вариант не проработан и нереалистичен, запасному варианту не придается должного значения Обозначение значимости запасного варианта, проработка наиболее привлекательных и реалистичных запасных вариантов профессионального выбора
Настрой на реализацию выбранного варианта Социальная незрелость, неготовность к принятию решения и новой социальной активности, отсутствие достаточных сил и энергии для осуществления намеченных планов, тревога по поводу возможной неудачи, неуверенность в себе, в собственных возможностях по реализации намеченных планов Осуществление профессиональных проб для расширения социально-профессионального опыта, формирование навыков самоанализа и анализа сущности различных видов деятельности, освоение алгоритма принятия решения и построения профессиональной карьеры, построение конкретных шагов по реализации профессиональных планов, выработка навыков реализации профессиональной карьер, сдачи экзаменов и т.д.

Для реализации столь сложного процесса от человека - субъекта выбора - требуется ряд качеств, знаний, умений. К ним можно отнести: активную, заинтересованную позицию; способность к анализу и синтезу; способность к адекватной самооценке; гибкость и подвижность мышления; развитые волевые процессы, эмоциональную зрелость, способность противостоять случайным факторам; способность к прогнозированию, саморазвитию и развитию ситуации выбора; способность ставить новые цели, решать задачи; мобильность, способность к перестройке и корректировке принимаемых решений в связи с новой информацией и новыми данными; сформированность принципов и правил выбора. Таким образом, способность к профессиональному самоопределению включает несколько блоков: мотивационный, информационно-когнитивный, поведенческий, эмоциональный, личные и профессиональные качества (см. таблицу 4.2.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: