Решаемые задачи | Возникающие ошибки и трудности | Возможные пути разрешения (направления деятельности по сопровождению) |
Поиск необходимой информации | Отсутствие (искаженная, неупорядоченная) информации о ситуации на рынке труда, плохое знание различных сторон выбираемой деятельности, особенно ее содержания | Повышение информированности об основных понятиях рынка труда, рынка образовательных услуг, уточнение содержания различных видов деятельности, определение основных требований, предъявляемых профессией к личности, помощь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости |
Формирование положительного отношения к труду | Отсутствие положительных образцов, опыта успеха в деятельности, получения удовлетворения от полученных результатов | Создание условий для получения опыта успешного осуществления деятельности, повышение значимости профессиональной деятельности, расширение осознания собственного участия в различных видах деятельности |
Накопление социального и профессионального опыта | Пассивная потребительская позиция, не привлекательность предоставляющихся возможностей для осуществления социальных и профессиональных проб | Расширение осознания собственной ответственности в решении вопросов профессионального самоопределения, поиск и акцентирование личностного смысла социальных и профессиональных проб для дальнейшей жизни |
Определение смыслов (назначения) будущей профессиональной деятельности | Ценностно-смысловая неопределенность, неосознанность ценностно-смысловых оснований собственной жизни | Активизация социально-профессиональной позиции, коррекция и формирование социально - профессиональных ценностей и целей, создание образа идеального будущего |
Определение профессиональных предпочтений | Не сформирован круг профессиональных интересов и увлечений | Активизация процесса самопознания и рефлексии, оказание помощи в расширении и анализе спектра профессиональных увлечений и интересов |
Оценка собственных профессиональных интересов | Широкий круг интересов к различным видам деятельности | Анализ и ранжирование интересов к различным видам деятельности, соотнесение интересов со способностями, социально - экономическими аспектами выбора профессионального будущего, ситуацией на рынке труда |
Оценка собственных возможностей, построение образа "Я" | Не сформированность способности к самопознанию, не владение методами и способами самооценки, самоанализа, не адекватная самооценка, рассогласование "Я-реального" и "Я-идеального" | Формирование способности к самопознанию, составление индивидуальной карты на основе самоизучения, диагностики и сопоставления экспертных мнений, составление списка достоинств, коррекция самооценки и уровня притязаний |
Изучение внешней социально-экономической ситуации, ситуации на рынке труда, рынке образования | Не сформированность способов анализа, не знание источников сбора информации, использование недостоверных источников, слухов, отсутствие необходимых коммуникативных способностей | Повышение информированности о путях получения информации о ситуации на рынке труда, образовательных услуг и т.д. Развитие навыков самостоятельного анализа достоверности получаемой информации |
Построение обобщенного образа желаемого профессионального и жизненного будущего | Неумение работать с будущим | Освоение способов формулирования целей и построения временной перспективы |
Рассмотрение различных вариантов (альтернатив), их оценка с точки зрения собственных предпочтений, возможностей, реалистичности, сбор дополнительной информации об альтернативных вариантах | Отсутствие "достойных" вариантов, не сформированность способов и оснований для анализа, отказ от взвешенного анализа | Развитие навыков анализа ситуации, определение сильных и слабых сторон, перспектив и ограничений каждого варианта |
Формирование личных качеств, необходимых для реализации выбранного варианта | Отсутствие возможностей для проявления и развития необходимых качеств, недостаточно пространства для проявления самостоятельности, совершения ответственных выборов | Развитие самосознания и повышение самооценки, предоставление возможности для осуществления самостоятельных выборов, определение и развитие навыков поддержания личного пространства |
Оценка сделанного выбора с учетом собранной информации и действий по подготовке, корректировка сделанного выбора | Недостаточная способность к обобщению и анализу собранной информации | Развитие навыков анализа ситуации, логичности рассуждений и выводов |
Определение запасного варианта (вариантов) выбора | Запасной вариант не проработан и нереалистичен, запасному варианту не придается должного значения | Обозначение значимости запасного варианта, проработка наиболее привлекательных и реалистичных запасных вариантов профессионального выбора |
Настрой на реализацию выбранного варианта | Социальная незрелость, неготовность к принятию решения и новой социальной активности, отсутствие достаточных сил и энергии для осуществления намеченных планов, тревога по поводу возможной неудачи, неуверенность в себе, в собственных возможностях по реализации намеченных планов | Осуществление профессиональных проб для расширения социально-профессионального опыта, формирование навыков самоанализа и анализа сущности различных видов деятельности, освоение алгоритма принятия решения и построения профессиональной карьеры, построение конкретных шагов по реализации профессиональных планов, выработка навыков реализации профессиональной карьер, сдачи экзаменов и т.д. |
Для реализации столь сложного процесса от человека - субъекта выбора - требуется ряд качеств, знаний, умений. К ним можно отнести: активную, заинтересованную позицию; способность к анализу и синтезу; способность к адекватной самооценке; гибкость и подвижность мышления; развитые волевые процессы, эмоциональную зрелость, способность противостоять случайным факторам; способность к прогнозированию, саморазвитию и развитию ситуации выбора; способность ставить новые цели, решать задачи; мобильность, способность к перестройке и корректировке принимаемых решений в связи с новой информацией и новыми данными; сформированность принципов и правил выбора. Таким образом, способность к профессиональному самоопределению включает несколько блоков: мотивационный, информационно-когнитивный, поведенческий, эмоциональный, личные и профессиональные качества (см. таблицу 4.2.).