Опросник УСК

Данный опросник состоит из ряда пронумерованных суждений об определенных жизненных ситуациях. Внимательно прочтите каждое суждение и решите, соответствует оно Вашему мнению или не соответствует.

Если суждение соответствует вашему мнению (т. е. вы согласны с таким мнением), то в таблице для ответов рядом с номером, соответствующем номеру суждения, поставьте знак «+», а если суждение не соответствует вашему мнению (т. е. вы с ним не согласны), — поставьте знак «-».

Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. У людей различные мнения, и каждый может высказывать свое. Старайтесь отвечать искренне и точно. Отвечая, помните: не нужно тратить время на обдумывание. Давайте ответ, который первым придет вам в голову.

Конечно, суждения могут быть сформулированы не так подробно, как вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить «среднюю», наиболее частую ситуацию, которая соответствует смыслу суждения, и исходя из этого выбирайте ответ. Обязательно ответьте на все суждения, не пропуская ни одного.

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов обусловлено тем, что супруги не захотели приспосабливаться друг к другу.

3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5.Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10, Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителей), а не от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, им все равно это не удастся.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитали родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют никакой роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конечном итоге, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе практически любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — это дело моих рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не приложил достаточных усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов семьи того, чего хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, а не я.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.0

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.

Таблица для ответов

"+" = «Согласен/согласна»

"-" = «Не согласен/не согласна»

Номер суждения Вариант ответа Номер суждения Вариант ответа Номер суждения Вариант ответа
«+» «-» «+» «-» «+» «-»
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
Шкала Сумма «+» Сумма «-»
Ио 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
Ид 12, 15, 27, 32, 36, 37 1, 5, 6, 14, 26, 43
Ин 2, 4, 20, 31, 42, 44 7, 24, 33, 38, 40, 41
Ис 2, 16, 20, 32, 37 7, 14, 26, 28, 41
Ип 19, 22, 25, 42 1, 9, 10, 30
Им 4, 27 6, 38
Из 13, 34 3, 23

Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатовой, С.В. Рыжовой)

Инструкция. Ниже приводятся 30 высказываний различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше собственное мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

Я – ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ

  Согласен Скорее согласен В чем-то согласен, в чем-то нет Скорее не согласен Не согласен
1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом отно­сится к другим народам          
2. считает, что межнацио­наль­ные браки разрушают народ          
3. часто ощущает превосход­ство людей другой националь­ности          
4. считает, что права нации всегда выше прав человека          
5. считает, что в повсед­невном общении нацио­наль­ность не имеет значения          
6. предпочитает образ жизни только своего народа          
7. обычно не скрывает своей национальности          
8. считает, что настоящая друж­ба может быть только между людьми одной национальности          
9. часто испытывает стыд за людей своей националь­ности          
10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа          
11. не отдает предпочтения ка­кой-либо национальной куль­ту­ре, включая и свою собст­венную          
12. нередко чувствует превос­ход­­­­ство своего народа над другими          
13. любит свой народ, но ува­жает язык и культуру других народов          
14. считает строго необходи­мым сохранять чистоту нации          
15. трудно уживается с людь­ми своей нацио­нальности          
16. считает, что взаимо­действие с людьми других националь­ностей часто бы­ва­ет источ­ником неприят­ностей.          
17. безразлично относится к своей национальной принад­леж­ности          
18. испытывает напря­жение, когда слышит вокруг себя чужую речь          
19. готов иметь дело с представителем любого наро­да, несмотря на нацио­нальные различия          
20. считает, что его народ име­ет право решать свои пробле­мы за счет других народов          
21. часто чувствует непол­но­ценность из-за своей нацио­нальной принадлежности          
22. считает свой народ более одаренным и развитым по срав­­нению с другими наро­дами          
23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве прожи­вания на его нацио­нальной территории          
24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей          
25. всегда находит возмож­ность мирно догово­риться в межнациональном споре          
26. считает необходимым «очи­­­­­ще­ние» культуры свое­го народа от влияния других культур          
27. не уважает свой народ          
28. считает, что на его земле все права пользования при­род­ными и социальными ресурса­ми должны принад­лежать толь­­ко его народу          
29. никогда серьезно не отно­сился к межнацио­наль­ным проблемам          
30. считает, что его народ не луч­­ше и не хуже других народов          

Интерпретация. Баллы начисляются в обратном порядке – «не согласен» - 0 баллов, «скорее не согласен» – 1, «в чем-то согласен, в чем-то нет» - 2, «скорее согласен» - 3, «согласен» - 4 балла по следующим шкалам:

· этнонигилизм – 3, 9, 15, 21, 27

· этническая индифферентность – 5, 11, 17, 29, 30

· позитивная этническая идентичность (норма) – 1, 7, 13, 19, 25

· этноэгоизм – 6, 12, 16, 18, 24

· этноизоляционизм – 2, 8, 20, 22, 26

· национальный фанатизм – 4, 10, 14, 23, 28

Выше 10 баллов по шкале – индикатор проявленности установок данного типа этнической идентичности. Максимум баллов по шкале – 20.

Позитивная этническая идентичность характерна для большинства людей и представляет такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. В ее структуре соотносятся позитивный образ собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.

Виды трансформации этнической идентичности:

- этническая индифферентность – выражается в неопределенности, размытости или неактуальности этничности, характеризуется отрицанием значимости этнического фактора и этнической принадлежности как в своей жизни, так и в обществе в целом;

- гиперидентичность (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм) – сверхпозитивное эмоционально-оценочное отношение к ингруппе и негативное, вплоть до дискриминации – к аутгруппе;

- гипоидентичность (этнонигилизм) – негативное эмоционально-оценочное отношение к ингруппе при позитивном отношении к аутгруппе, характеризуется ощущением неполноценности, ущемленности и стыда в связи с этнической принадлежностью.

Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: