Как известно, действующее гражданское законодательство исходит из принципа множественности субъектов, имеющих статус государства. К ним п. 1 ст. 124 ГК РФ отнесены Российская Федерация и ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (составляющие вместе с муниципальными образованиями категорию публично-правовых образований). Каждый из этих публично-правовых субъектов является самостоятельным собственником своего имущества (п. 2 ст. 212, ст. 214 и 215 ГК РФ), в связи с чем, в частности, исключается и его имущественная ответственность по обязательствам других публично-правовых образований (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). Данное положение предопределяет как необходимость участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, так и выступление в них на равных началах с другими, частными, собственниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), являющимися обычными субъектами гражданского права. Указанное равенство также составляет один из основополагающих частноправовых принципов, определяющих гражданско-правовой статус государства и других публично-правовых образований (субъектов) в российском правопорядке.
Вместе с тем участие Российской Федерации в гражданском обороте характеризуется определенной спецификой, которая проявляется в следующем:
- объем правоспособности определяется самим государством посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов;
- наличием иммунитетов;
- правом собственности на природные ресурсы (земли лесного фонда, водные объекты, недра и др.), а также на объекты, изъятые из гражданского оборота, такие, как ракеты, иное оружие, кроме легкого стрелкового и охотничьего;
- исключительным правом эмиссии национальной валюты;
- особым правовым режимом государственной казны и государственного бюджета.
Поскольку собственниками соответствующего имущества и, следовательно, субъектами гражданских правоотношений законом признаются именно публично-правовые образования: Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как целое, возникает вопрос: кто вправе выступать от их имени в имущественном (гражданском) обороте? Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени этих субъектов в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и административного) права, причем лишь теми его актами, которые специально определяют публично-правовой статус соответствующих органов государства (Законом о Правительстве, Положениями о конкретных министерствах и ведомствах и т.п.).[12]
Так, в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм., внесенными ФКЗ от 1 июня 2005 г. N 4-ФКЗ) к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики отнесено осуществление управления федеральной собственностью (ст. 14). Программы приватизации федеральной государственной собственности принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28). В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 (с изменениями от 14 декабря 2006 г.) "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" указанному Агентству переданы права по осуществлению полномочий собственника в пределах и в порядке, которые определены федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; разграничению государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований; защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом; осуществлению учета федерального имущества и ведению реестра федерального имущества. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
От имени субъектов Федерации выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Система органов государственной власти субъектов Федерации определяется конституциями республик в составе РФ или уставами края, области, другого субъекта РФ.
От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется уставом соответствующего муниципального образования.
Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по обязательствам публично-правовых образований. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Например, государство принимает на себя субсидиарную ответственность по долгам учреждений и казенных предприятий. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ.[13]
Глава 3. Судебная практика по гражданским правоотношениям
Для разрешения спора по включению в специальный педагогический стаж спорного периода работы, необходимо установить, к какому типу и виду образовательных учреждений относится образовательное учреждение.[14]
Решением пенсионного органа М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального педагогического стажа. При этом пенсионный орган не включил в специальный педагогический стаж некоторые периоды работы истца, в том числе ее работу с 1 сентября 2004 года по 23 августа 2006 года - в должности учителя начальных классов в частном образовательном учреждении "Центр "Интеллект".
Не согласившись с указанным решением, М. обратилась в суд с иском о включении спорных периодов в трудовой стаж. Решением суда первой инстанции ее исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Пенсионный орган не согласился с решением суда в части. В кассационной жалобе он указал, что из Устава частного образовательного учреждения "Центр "Интеллект", утвержденного решением учредителя от 25 ноября 2009 года N 08, не усматривается, к какому типу и виду образовательных учреждений в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" оно относится, лицензия на осуществление образовательной деятельности за спорный период не представлена.
Отменяя решение суда в части, судебная коллегия указала следующее. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Списком 2002 года пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" предусмотрен такой вид учреждения как "общеобразовательные учреждения", к которым отнесены, в том числе школы всех наименований, лицей, гимназия, центр образования; пунктом 1.7 - "образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида; прогимназия".
Таким образом, для разрешения спора по включению в специальный педагогический стаж спорного периода работы истца с 1 сентября 2004 года по 23 августа 2006 года, необходимо установить, к какому типу и виду образовательных учреждений относится частное образовательное учреждение "Центр "Интеллект".
Удовлетворяя исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности по включению в специальный педагогический стаж спорного периода работы истца в частном образовательном учреждении "Центр "Интеллект", суд первой инстанции пришел к выводу, что данное учреждение является образовательным.
При этом суд не указал, к какому типу и виду образовательных учреждений относится частное образовательное учреждение "Центр "Интеллект", имело ли оно лицензию на осуществление образовательной деятельности, какие общеобразовательные программы оно реализовывало в спорный период работы истца в нем. Также не выяснен характер трудовой деятельности истца в данном учреждении.
Установление указанных обстоятельств имеет юридическое значение для правильного разрешения настоящего спора в суде.
Так, положения ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" предусматривают, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
Положения ст. 13 названного Закона предусматривают, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в том числе: организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса и др.
Из анализа приведенных норм права следует, что тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителями при его создании и должен указываться в его учредительных документах.
Как усматривается из материалов дела, суд первой инстанции не исследовал устав Частного образовательного учреждения "Центр "Интеллект", действовавший в спорный период работы истца с 1 сентября 2004 года по 23 августа 2006 года.
Кроме того, в соответствии со ст. 17 названного Закона образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, действовавшего в спорный период, лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются:
а) перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
б) квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
в) контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.
Суд первой инстанции не выяснил, имелась ли у Частного образовательного учреждения "Центр "Интеллект" в спорный период работы истца лицензия на осуществление образовательной деятельности, какие образовательные программы реализовывало данное учреждение.
Согласно справке, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, выданной Частным образовательным учреждением "Центр "Интеллект" 19 октября 2010 года, истец работала в учреждении в спорный период в должности учителя начальных классов.
В ходе рассмотрения дела в суде истец также суду поясняла, что в составе учреждения была начальная школа и подготовительная группа детского сада, истец обучала учеников 3 - 4 класса.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Судом не выяснялись условия и характер деятельности истца в данном учреждении, ее функциональные обязанности, соответствуют ли они функциям, условиям и характеру деятельности учителя начальных классов соответствующего типа и вида образовательного учреждения.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении вопроса о досрочном назначении пенсии по старости необходимо учитывать, что вопрос о"виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (N 33-1344/2011).
Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета (Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П).
И. обратился в суд с иском к соответствующему пенсионному органу, о признании незаконным его решения, об отказе включить в страховой стаж периоды его работы с 1985 года по 1999 год и о назначении трудовой пенсии по старости досрочно с момента обращения за ней. Свои исковые требования он мотивировал тем, что решением пенсионного органа от 25 октября 2010 года ему отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа 25 лет. При этом пенсионный орган необоснованно не включил в подсчет страхового стажа указанные выше спорные периоды работы истца АККХ по причине неуплаты за указанные периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. С данным решением истец не согласен, поскольку действующее пенсионное законодательство не возлагает на истца, как на застрахованное лицо, обязанности по уплате страховых взносов, это обязанность работодателя. Невыполнение страхователем обязанности по уплате страховых взносов, а Пенсионным фондом функций по взысканию их в судебном порядке, не должно ущемлять его права на получение пенсии.
Судом в удовлетворении исковых требований И. было отказано в полном объеме. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец работал в АККХ в спорные периоды по договорам гражданско-правового характера, а не по трудовым договорам, поэтому для включения спорных периодов работы в страховой стаж необходимо представление доказательств уплаты работодателем АККХ обязательных платежей по данным договорам. Поскольку таких доказательств суду не представлено, отсутствуют основания для включения спорных периодов работы в страховой стаж.
Постанавливая решение, суд первой инстанции не принял во внимание следующие обстоятельства.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, указанного ст. 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и шести месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
С учетом правовой позиции изложенной в названном постановлении Конституционного Суда РФ, необходимо рассматривать и закрепленные в п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, требования относительно подтверждения страхового стажа по периодам работы по договору гражданско-правового характера.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признала неправильным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие доказательств уплаты работодателем обязательных платежей за спорный период работы истца по договорам гражданско-правового характера является основанием для отказа во включении данных периодов работы в страховой стаж.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Соответственно юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения исковых требований по включению в страховой стаж спорных периодов работы являлось установление факта работы истца в АККХ в спорные периоды.
Из пояснений истца следовало, что в спорные периоды он работал в АККХ по трудовому договору, а не по договорам гражданско-правового характера, в подтверждение чего он представил суду трудовую книжку, где имеются записи о приеме его на работу в АККХ в качестве газоэлектросварщика и об увольнении его с работы, протокол общего собрания членов колхоза о принятии его в члены колхоза. Однако обстоятельства работы истца в колхозе по трудовому договору суд первой инстанции не стал выяснять, посчитав, что данные периоды истец просит включить в страховой стаж как работу по договорам гражданско-правового характера.
Решение суда было отменено и дело возвращено в суд первой инстанции на повторное рассмотрение (N 33-1258/2011).
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.
Решением районного суда были удовлетворены исковые требования А. о включении в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, периода службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 17 октября 1986 года по 13 декабря 1988 года в льготном исчислении согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а именно один день военной службы за два дня работы; и периода работы в должности старшего тренера-преподавателя МОУ ДОД "... ДЮСШ" с 1 января 1997 года по 31 декабря 2010 года.
Пенсионный орган не согласился с этим решением суда и принес кассационную жалобу. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия отменила решение суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 (ранее п.п. 10 п. 1 ст. 28) Федерального закона от 17 декабря 2001 года. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
При этом пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов, применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.
В спорные периоды работы истца в должности старшего тренера-преподавателя по вольной борьбе детско-юношеской спортивной школы оценка пенсионных прав граждан регулировались:
- с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года - Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (далее - Список 1991 года);
- с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года - Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 (далее - Список 1999 года);
- с 13 ноября 2002 года по настоящее время - Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на до срочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список 2002 года), и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Списком 1991 года предусмотрено включение в выслугу лет работы в должности "тренера-преподавателя" во внешкольных учреждениях, в том числе в детско-юношеской спортивной школе.
Списком 1999 года в п. 2 раздела "Наименование должностей" предусмотрена должность "тренер-преподаватель", а в п. 15 раздела "Наименование учреждений" - в качестве учреждения дополнительного образования детей "детско-юношеская спортивная школа (всех наименований)".
При этом в абзаце 3 п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 предусмотрено, что периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 15 раздела "Наименование учреждений", начиная с 1 января 2001 года засчитываются в специальный педагогический стаж только при выполнении следующих условий:
- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке 1991 года и Списка 1999 года (только в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года), продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Списком 2002 года в п. 2 раздела "Наименование должностей" предусмотрена должность "тренер-преподаватель", а в п. 2 раздела "Наименование учреждений" - в качестве учреждения дополнительного образования детей - "детско-юношеская спортивная школа всех наименований".
При этом в п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, также, как и в Списке 1999 года, предусмотрены условия, только при выполнении которых, начиная с 1 января 2001 года, засчитывалась в специальный педагогический стаж работа в должности тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, в частности:
- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Таким образом, для правильной оценки пенсионных прав истца в спорный период его работы в должности тренера-преподавателя в учреждении дополнительного образования детей - "детско-юношеская спортивная школа" - необходимо установить, выполняются ли требования, предусмотренные абзацем 3 п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 и п. 12 Правил 2002 года.
Суд первой инстанции при разрешении исковых требований по включению в специальный педагогический стаж периодов работы истца с 1 января 1997 года по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года в должности старшего тренера -преподавателя по вольной борьбе детско-юношеской спортивной школы, не выяснял указанные обстоятельства, посчитав, что для включения в специальный стаж указанных периодов достаточно, что наименование должности и учреждения предусмотрены действующим Списком 2002 года.
Не принял суд во внимание, что в период прохождения истцом военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР оценка пенсионных прав регулировалась Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Указанным постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет - работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Однако законодатель в пункте 4 названного Положения предусмотрел условия, необходимые для этого. Согласно этому условию служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Постановлением Совета Министров СССР, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно пункту 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И, пенсии за выслугу лет назначаются при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа (16 лет и 8 месяцев для работников просвещения) приходится на работу, предусмотренную Перечнем.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм права (п. 4 Положения), наличие 2/3 педагогического стажа необходимо иметь на момент решения вопроса о праве истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. При этом педагогический стаж должен приходиться на работу в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, Списками профессий и должностей работников образования, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Соответственно в спорном случае, у истца на 31 декабря 2010 года должно быть специального педагогического стажа 16 лет 8 месяцев. Однако данного стажа у истца нет.
Вследствие этого от разрешения исковых требований по включению в специальный педагогический стаж периодов работы истца с 1 января 1997 года по 31 декабря 2010 года напрямую зависит вопрос о возможности включения в специальный педагогический стаж периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР и, как следствие, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (N 33-1390/2011).
Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, (действующий с 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года) к отделениям хирургического профиля стационаров отнесены, в том числе акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое. Отделение новорожденных не предусмотрено данным Перечнем.
Решением пенсионного органа Д. было отказано во включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, в льготном порядке из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев периодов ее работы в должности медицинской сестры отделения новорожденных детей стационара в Медико-санитарной части, а также в календарном порядке периодов ее нахождения в административных отпусках без сохранения заработной платы и нахождения на курсах повышения квалификации. Не согласившись с этим решением, Д. обратилась в суд с требованием о признании этого решения недействительным. Требования мотивированы тем, что решение пенсионного органа является незаконным и необоснованным, нарушающим конституционные права, законные права и интересы истца на социальное обеспечение.
По делу судом было постановлено решение, обжалованное ответчиком УПФ РФ в г. Чебоксары в части включения в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы Д. в должности медицинской сестры отделения новорожденных стационара в Медико-санитарной части в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не согласилась с выводами суда.
Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В спорный период работы истицы с 22 февраля 1989 года по 07 января 1992 года, с 22 января 1992 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры отделения новорожденных стационара в Медико-санитарной части действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (далее - Список 1991 года).
Согласно п. 1 Списка 1991 года в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом по правилам п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров исчисление сроков выслуги производится из расчета один год работы за один год и 6 месяцев.
На основании изложенного для включения в стаж работы по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за 1 год работы спорных периодов работы истицы с 22 февраля 1989 года по 7 января 1992 года, с 22 января 1992 года по 31 октября 1999 года необходимо, чтобы она работала в должности, которая относится к среднему медицинскому персоналу, а лечебное учреждение относилось к отделению (палат) хирургического профиля стационаров.
Удовлетворяя исковые требования Д. по включению в стаж работы по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за 1 год работы периодов работы с 22 февраля 1989 года по 7 января 1992 года, с 22 января 1992 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры отделения новорожденных стационара в Медико-санитарной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что в указанный период истец осуществляла работу в должности медицинской сестры, которая относится к среднему медицинскому персоналу, а отделение новорожденных стационара в Медико-санитарной части относится к отделениям хирургического профиля стационаров, поскольку истец осуществляла работу, связанную с хирургическими манипуляциями в отношении новорожденных.
С этими выводами суда согласиться нельзя. Из штатных расписаний Медико-санитарной части за спорный период усматривается, что в больнице были предусмотрены такие отделения как операционное отделение роддома, акушерско-обсервационное отделение, отделение патологии беременных, гинекологическое, в штате которых предусмотрены должности врача-акушера-гинеколога. Также предусмотрено отделение новорожденных, в штате которых предусмотрены должности врача-педиатра, врача-неонатолога.
Приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 года N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" в структуре учреждений здравоохранения отдельно предусмотрены отделения хирургического профиля - родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое. Отделение для новорожденных не отнесено к числу отделений хирургического профиля стационаров.
Письмом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1997 г. N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" предусмотрено, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие-врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Таким образом, к отделениям хирургического профиля стационара относятся структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения.
Согласно Положению об отделениях для новорожденных и недоношенных детей городских и областных больниц, утвержденному приказом Минздрава СССР от 20 апреля 1983 года N 440, основными задачами отделения являются оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей. Проведение операционных вмешательств и хирургических манипуляций новорожденным в задачи отделения новорожденных не входят.
Осуществление Д. разовых манипуляций новорожденным не может свидетельствовать о профиле всего отделения, в котором проходила ее деятельность. Тем более, что в должные обязанности медицинской сестры отделения новорожденных входит осуществление лечебно-диагностической помощи новорожденным по назначению врача или совместно с ним в отделении, проведение подготовительной работы для лечебно-диагностической деятельности врача, оказание необходимой доврачебной помощи при неотложных состояниях, сообщение об этом и о происшествиях в отделении врачу или старшей медсестре. Знание и владение методами первичной реанимации новорожденных, владение техникой венепункций (пупочные сосуды, периферические вены) не свидетельствует об обязанности участия в хирургических операциях, дает возможность при необходимости экстренного оказания помощи.
Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, (действующий с 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года) к отделениям хирургического профиля стационаров отнесены, в том числе акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое. Отделение новорожденных не предусмотрено данным Перечнем.
Действующим на момент рассмотрения дела в суде Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, к отделениям хирургического профиля стационаров отнесены, в том числе акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое. Отделение новорожденных также не предусмотрено этим Перечнем.
Поскольку деятельность истца в должности медицинской сестры проходила в отделении новорожденных, которое не относится к числу отделений хирургического профиля стационаров, решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на пенсионный орган по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов работы Д. в должности медицинской сестры отделения новорожденных стационара в Медико-санитарной части в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за 1 год работы, было отменено и по делу вынесено новое решение в изложенной части (N 33-1322/2011).
Судебная коллегия не согласилась с решением суда, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
О. обратилась в суд с иском к пенсионному органу о возложении на него обязанности включить среди прочих периодов время работы в должности медицинской сестры отделения гемодиализа и трансплантации донорской почки и гравитационной хирургии крови стационара в клинической больнице в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 мес.
В удовлетворении исковых требований в изложенной части О. было отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, и ныне действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено льготное исчисление стажа по должности медицинской сестры в отделении гемодиализа и трансплантации донорской почки и гравитационной хирургии крови стационара в клинической больнице в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. При этом суд посчитал недоказанными доводы истца о том, что она фактически выполняла функции палатной медицинской сестры.
Проверив решение суда в кассационном порядке, судебная коллегия не согласилась с решением суда, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Действующим с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, предусмотрено:
- в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения хирургического про филя стационаров", в разделе "Наименование должностей" - должность "операционные медицинские сестры";
- в пункте 2 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения реанимации и интенсивной терапии", в разделе "наименование должностей" - должность "медицинские сестры".
Соответственно для включения периода работы истицы с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года в специальный лечебный стаж в льготном порядке как один год за один год и шесть месяцев необходимо, чтобы в указанный период она работала либо в отделении хирургического профиля стационара в должности операционной медицинской сестры, либо в отделении реанимации и интенсивной терапии в должности медицинской сестры.
Действующим с 13 ноября 2002 года по настоящее время Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено:
- в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения хирургического про филя стационаров", в разделе "Наименование должностей" - должность "операционные медицинские сестры";
- в пункте 2 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения реанимации и интенсивной терапии", в разделе "наименование должностей" - должность "медицинские сестры палатные, медицинские сестры-анестезисты".
Соответственно для включения периода работы истца с 12 ноября 2002 года по 7 октября 2010 года в специальный лечебный стаж в льготном порядке как один год за один год и шесть месяцев необходимо, чтобы в указанный период истец работала либо в отделении хирургического профиля стационара в должности операционной медицинской сестры, либо в отделении реанимации и интенсивной терапии в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры-анестезиста.
По записям трудовой книжки истец с 1 августа 1997 года принята на должность медицинской сестры в отделение гемодиализа и трансплантации донорской почки Республиканской клинической больницы N 1, которое в последующем переименовано в отделение гемодиализа и трансплантации донорской почки и гравитационной хирургии крови стационара клинической больницы.
Согласно штатным расписаниям Республиканской клинической больницы N 1 за 1997, 1998, 1999 годы в отделении гемодиализа и трансплантации донорской почки предусмотрены должности: старшая медсестра, медсестра гемодиализа, медсестра палатная, операционная медсестра, операционная медсестра для экстренной помощи, медицинская сестра-анестезист, фельдшер-лаборант; штатными расписаниями за 2002, 2003, 2006 годы предусмотрены должности: старшая медсестра, медсестра гемодиализа, медсестра палатная, операционная медсестра, операционная медсестра для экстренной помощи, медицинская сестра-анестезист; штатными расписаниям за 2007, 2009 годы предусмотрены должности: старшая медсестра, медсестра гемодиализа, медицинская сестра палатная, медицинская сестра операционная, медицинская сестра операционная для экстренной помощи, медицинская сестра; по штатному расписанию на 1 января 2010 года предусмотрены должности: старшая медсестра, медсестра гемодиализа, медицинская сестра палатная, медицинская сестра операционная (гравитационной хирургии крови), медицинская сестра операционная (для экстренной помощи), медицинская сестра, медицинская сестра-анестезист.
Согласно тарификационным спискам работников ГУЗ "Республиканская клиническая больница" на 1 января 1999 года, 1 января 2002 года, 11 ноября 2003 года, 1 сентября 2005 года, 1 мая 2006 года, 16 ноября 2006 года, на 1 января 2009 года, 01 января 2010 года - Осипова М.А. значится в должности "медсестры палатной". Именно по этой должности она получала заработную плату, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Исходя из анализа приведенных выше доказательств, усматривается, что истец Осипова М.А. в спорный период работала в должности "медицинской сестры палатной", вследствие этого вывод суда первой инстанции о недоказанности выполнения истцом работы в должности палатной медицинской сестры не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно Положению об отделении гемодиализа и трансплантации донорской почки, утвержденному главным врачом клиническая больница в 2002 году, указанное отделение организовано в целях оказания медицинской помощи больным с заболеваниями почек: с острой почечной недостаточностью и в терминальной стадии с хронической почечной недостаточностью, широкого внедрения в практику здравоохранения пересадки почки. Отделение имеет реанимационный статус. Задачами отделения среди прочих является: - экстренная госпитализация в отделение больных всех форм острой почечной недостаточности из различных ЛПУ по показаниям с последующим проведением реанимационной помощи и интенсивной терапии.
Среди функций отделения: проведение операций в экстренном и плановом порядке, в том числе операций трансплантации донорской почки.
Из анализа приведенных выше Положений об организации деятельности отделения диализа, Центра амбулаторного диализа, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 13 августа 2002 года N 254, и Положения об отделении гемодиализа и трансплантации донорской почки, утвержденного главным врачом ГУЗ клиническая больница усматривается, что отделение гемодиализа и трансплантации донорской почки, отличается по своим задачам и функциям от отделений диализа и Центра амбулаторного диализа.
В структуре отделения имеются послеоперационная палата и палата реанимации и интенсивной терапии, операционный блок, реанимационный зал для оказания экстренной и реанимационной помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04 августа 2009 года N 570н установлено тождество наименования структурного подразделения "отделение реанимации с палатами интенсивной терапии" наименованию структурного подразделения "отделение реанимации и интенсивной терапии".
Поскольку отделение гемодиализа и трансплантации донорской почки и гравитационной хирургии крови стационара ГУЗ клиническая больница имеет реанимационный статус, в структуре отделения имеется палата реанимации и интенсивной терапии, реанимационный зал для оказания экстренной и реанимационной помощи, осуществляются выезды для оказания экстренной помощи, судебная коллегия считает, что указанное отделение относится к "отделениям реанимации и интенсивной терапии", предусмотренных п. 2 раздела "Наименований учреждений" названных выше Перечней 1999 и 2002 года.
При таких обстоятельствах истец в спорный период осуществляла работу в должности "медицинская сестра палатная" в отделении гемодиализа и трансплантации донорской почки, которое относится к "отделениям реанимации и интенсивной терапии". Вследствие этого спорные периоды работы истца с 1 ноября 1999 года по 7 октября 2010 года подлежат включению в специальный лечебный стаж в льготном порядке как один год за один год и шесть месяцев на основании п. 2 Перечней 1999 и 2002 года.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции в оспариваемой части было отменено и по делу вынесено новое решение по возложению на пенсионный орган обязанности включить в специальный лечебный стаж О. период ее работы с 1 ноября 1999 года по 7 октября 2010 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев (N 33-1288/2011).
При рассмотрении исков к пенсионному органу о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, одним из значимых юридических обстоятельств является выяснение вопроса о выполнении пенсионным органом обязанности по извещению истца пенсионным органом о возможности получения средств пенсионных накоплений, возложенной на него Правилами выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 741.
К. обратился в суд с иском к пенсионному органу о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица - его умерших детей.
В обоснование заявленных требований указано, что 14 сентября 2008 года умер сын истца., а 26 мая 2010 года умерла его дочь, которые являлись застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем на них были открыты индивидуальные лицевые счета. В специальной части индивидуальных лицевых счетов учитывались страховые взносы, уплаченные работодателем на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Дети истца при жизни не подавали в Пенсионный фонд заявление о порядке распределения средств пенсионных накоплений, в связи с чем указанные средства подлежат выплате правопреемникам. Истец пропустил установленный законом шестимесячный срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений по причине юридической неграмотности и нравственных страданий по поводу смерти детей, в связи с чем просил восстановить ему указанный срок.
Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований К. отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что приведенные истцом обстоятельства не свидетельствуют об уважительности причин пропуска шестимесячного срока для обращения в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Судебная коллегия посчитала указанные выводы суда первой инстанции преждевременными.
Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 года N 741 утверждены Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, пунктом 8 которого предусмотрено, что территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Таким образом, нормативно закреплен порядок обязательного уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о смерти застрахованного лица, а тот в свою очередь должен принять меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Из содержания иска и пояснений К. в суде следовало, что он не знал о праве на обращение в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица ввиду юридической неграмотности.
Вместе с тем, судом первой инстанции не исследовался вопрос об извещении истца пенсионным органом о возможности получения средств пенсионных накоплений, тогда как эти обстоятельства имели существенное юридическое значение для правильного разрешения настоящего спора. Судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции и дело возвратила в суд на повторное рассмотрение (N 33-1419/2011).
Период работы истицы в должности старшей вожатой и библиотекаря в образовательном учреждении подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Решением пенсионного органа Х. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в с соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической работы. В специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, не были включены ряд периодов, в том числе периоды работы воспитателем в ясли-садах, старшей вожатой и библиотекарем в школе, включая время нахождения на курсах повышения квалификации, нахождения во время работы учителем в школе на курсах повышения квалификации.
Не согласившись с указанным решением, Х. обратилась в суд с иском о включении указанных периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.
Судом исковые требования Х. были удовлетворены лишь в части требований о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периодов работы воспитателем в ясли-садах; нахождения во время работы учителем в школе на курсах повышения квалификации. В удовлетворении остальной части исковых требований Х. судом было отказано.
Судебная коллегия, рассмотрев дело по кассационной жалобе истицы, обжаловавшей решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, не согласилась с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались ст. 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с данным Законом Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года, регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Ни один из указанных выше нормативных актов не предусматривает возможность включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы в должности старшей пионервожатой либо библиотекаря.
Право педагогических работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим ранее законодательством, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Указанным постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее по тексту - Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее по тексту - Положение).
Работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне, подлежала безусловному включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Согласно подразделу 2 раздела I указанного Перечня период работы в должности библиотекаря в библиотеках включался в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет. При этом в соответствии с п. 2.7 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в срок выслуги засчитывалось время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности, в том числе и школьных.
В соответствии с п. 2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения подлежала включению работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В силу п. 4 Положения периоды работы, указанные в пунктах 1, 2, 3, подлежали включению при наличии не менее 2/3 специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии, что в соответствии с п. 1.2 вышеуказанного инструктивного письма составляло 16 лет 8