Прикладная этика как

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

В конце XX века, когда многие специалисты в области этики начали говорить о кризисе этики, о потере ею престижа и роли в обществе, стало ясно, что в современных условиях в развитии этики проявляются две основные тенденции. Первая — несостоя­тельные или малопродуктивные в сегодняшней ситуации по­стмодерна претензии этики как на безоговорочное морализа­торство, так и на дальнейшие теоретико-аналитические усилия, приводящие нередко к схоластике. Вторая тенденция — спаси­тельная, на наш взгляд, для этики и, безусловно, продуктивная для общества — это обращение ее к проблемам прикладного ха­рактера, реальное превращение ее в то, о чем говорил еще Ари­стотель - в «практическую философию».

Сегодня существование и функционирование прикладной эти­ка как полноправной части «большой» этики выступает обще­мировой тенденцией, а разработка ее проблем становится маги­стральным направлением развития этического знания в третьем тысячелетии, тем более что решение многих из этих прикладных проблем оказалось затруднительным для этики традиционной.

Интенсивное развитие прикладной этики обусловлено, преж­де всего, тем, что актуализируется и становится все более зна­чимой необходимость формирования нравственной культуры людей в самых разных сферах их жизнедеятельности. Радикальное реформирование общества как основополагающая линия его развития на ближайшие и отдаленные годы требует качественно новой ментальности граждан. Общество нуждается в высокораз­витой гражданской позиции личности; в новом неантропоцен­трическом экологическом сознании людей; в высокой культуре делового общения в сфере бизнеса и предпринимательства; в сознательной моральной саморегуляции профессионалов в та­ких ответственных сферах деятельности, как педагогика, меди­цина, юриспруденция, журналистика. Таким образом, необхо­димость существования и развития прикладной этики может рас­сматриваться как своеобразный социальный и индивидуальный за­каз этике от практики, определяемый, с одной стороны, потребностям и личности и общества; а с другой — уровнем их нравственной культуры. Готовность и способность этики отве­тить на этот заказ и является современной модификацией её традиционной роли — быть «практической философией».

Назревшая необходимость разработки и внедрения принцип и норм прикладной этики, в том числе и профессиональ­ной, определяется, прежде всего, демократизацией существен­ных отношений и, как следствие, возрастанием роли свободы выбора. В свою очередь расширение свободы выбора связано, во-первых, с увеличением числа объектов выбора (во всех сфе­рах и на всех уровнях жизни); во-вторых, с расширением диапа­зона возможных вариантов поведения, норм и ценностей; в-третьих, с вовлечением в процесс морального выбора все более широких масс "людей (и даже детей); в-четвертых, с отсутстви­ем готовых шаблонов и стереотипов выбора морального поведе­ния во многих ситуациях (нет образца для подражания и «пра­вильного» ответа на ситуацию); в-пятых, с невозможностью уклониться, «делегировать» право и необходимость выбора дру­гому (проблему надо решать самому, здесь и сейчас); в-шестых, с переносом акцента с норм запретительных на нормы разре­шительные и побудительные. Все это оказывает серьезное влия­ние на ситуацию морального выбора, в которую оказывается «заброшенным» (по выражению экзистенциалистов) современ­ный человек, причем как в выборе смысложизненных решений, так и на уровне конкретного поступка. Это требует от личности самостоятельности исканий и принятия решений, опирающих­ся на самый высокий уровень компетентности и нравственной культуры, на нравственную надежность личности, предполагаю­щую возрастание ее ответственности. Необходимость дать чело­веку конкретные нравственные ориентиры усугубляется при этом «глобальностью» моральных проблем: нет сферы жизни, ней­тральной по отношению к ним; нет времени, «свободного» от них; нет возраста, в котором человек мог бы заявить об их окон­чательном решении для себя.

В этих условиях прикладная этика и отдельные ее отрасли, такие, например, как профессиональная, выступают как кон­кретизация общечеловеческих моральных норм и принципов приме­нительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с уче­том специфики их жизнедеятельности. В результате прикладная этика аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности. Решение прикладной этикой этих задач предполагает:

• выявление особенностей отдельных социальных и профес­сиональных групп: прикладная этика - это этика, всегда имеющая конкретного адресата, например, «молодежь», «педагоги» и др.;

• выявление конкретных сфер их жизнедеятельности и ана­лиз их специфики;

• обнаружение таких особенностей и ситуаций, которые иногда отличаются от общих моральных повелений (ситуативная эти­ка), необходимость объяснить, «оправдать» эти отличия как «не­избежное зло» и в то же время минимизировать их.

При этом прикладная этика не просто использует наработки этической теории, а превращает их в специфическую, практи­чески новую информацию, преобразованную для нужд конкрет­ной деятельности или ситуации. Отсюда проистекают и ее основ­ные особенности — по сравнению с общей этикой:

• прикладная этика более специализирована и поэтому более прагматична;

• она включает в себя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали — социологических, психологических, педагогических;

• в ней превалирует технологический аспект: она включает в себя разработку способов и методов внедрения прикладного зна­ния в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов, становящихся ее «опредмеченной силой»;

• в процессе «приложения» этики происходит своеобразное доразвитие ею общечеловеческих норм и требований этики, что проявляется в следующем:

- происходит «переоценка ценностей» - их переосмысление и пре­образование;

- возникают новые моменты их связи друг с другом, администра­тивными и правовыми требованиями, обычаями;

- меняется их место в иерархии ценностей;

- возникают новые установки и ценности, имеющие место только в данной сфере деятельности.

Все эти особенности характерны и для такого раздела при­кладной этики, как профессиональная этика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: