Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально – психологическими особенностями.
Существуют след. основные теории права:
1) теория естественного права – право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.). Основные идеи: разделяется право и закон; право отождествляется с моралью; источник прав человека содержится в самой человеческой природе (права даются либо от природы, либо от Бога).
2) Историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.).
Основные идеи: право – историческое явление; право – это правовые обычаи.
3) Нормативизм – право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.). Основные идеи: исходным явл. представление о праве как о системе норм; право это сфера должного, а не сущего;
|
|
4) Марксистская теория права – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.).
Основные идеи: право как классовое явление; право – это нормы, уст-мые и охраняемые гос-м.
5) Психологическая школа права – право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.).
Основные идеи: психика людей – мораль, право, о; понятие и сущность права выводятся из психолог-х закономерностей (правовые эмоции людей); правовые переживания делятся на 2 вида – позитивные (исх. от а) и интуитивные (личные, автономные)
6) Социологическая юриспруденция – право есть реализация законов, юр-кие действия (Эрлих, Муромцев, паунд и др.). Основные идеи: разделяют право и закон; право – это юр. действия, практика, применение законов – «теория живого права»; формируют «живое право» – только судьи вв процессе.
7) Теория солидаризма в праве – человек - существо общественное, он не может жить обособленно; общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов. ( Л. Дюги ). наличие неизменной нормы принципа) солидарности: «поступай солидарно». Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, что наносит ущерб солидарности, а делать лишь то, что содействует солидарности. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественной жизни. Он является основой правопорядка и государственной организации.
Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юр-го мировоззрения общества. Все эти учения не раз уже были востребованы практикой.