Правовые обычаи, правовые (юридические) прецеденты и религиозные нормы как формы (источники) права: понятие, признаки, характеристика

Правовой обычай – санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы. Юридическая норма может быть выражена в различных формах. Исторически в раннеклассовых обществах юрид. норма появляется в виде правового обычая, который регулирует все сферы общества (трудовые, религиозные, брачно-семейные).

Правовой обычай – самый первый источник права. Правовой обычай – самая органичная демократичная форма права.

Недостатки правового обычая:

1) чтобы укрепился обычай, уходит много времени;

2) на отмирание обычая уходит тоже много времени;

3) правов. обычай из всех форм права наименее формализован (появл. возмож-ть двоякого толков-я). В России правов. обычай заним. незначит. место.

Правовой юридический прецедент решение судебного или администрат. органа по конкрет. вопросу, приобретшее силу юридич. нормы и ставшее общеобязательным.

Виды прецедента:

- судебный (решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем);

- административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).

кассационный (решение, принятое в результате кассации, т.е. обжалования). В раннеклассовых обществах прецедент утверждался как решение судебных органов, затем – как решение высшего судебного органа.

Недостатки прецедента: - при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества; - прецедент очень сложно изменить. К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.

Религиозные нормы. Религиозные тексты (свящ. книги и сборники, котор. применяются в судебной и иной юридич. практике). В некоторых государствах религиозные нормы играют важную роль, ипринимаемые законы не могут им противоречить. Такое положение вещейхарактерно для теократических государств.Например, в мусульманских странах важнейшими формами, источниками

права являются Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда, Иджма – третий источник мусульм. права – комментарии ислама, составл. его толкователями. и т.д. В совокупности они образуют Шариат, который является основной формой, источникам мусульманского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: