Основные начала теории правовых режимов

Тема № 14. Административно-правовые режимы.

Вопросы по теме:

1. Основные начала теории правовых режимов.

2. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов.

3. Виды специальных административно-правовых режимов.

4. Режим чрезвычайного положения.

5. Режим особого положения.

6. Режим военного положения.

7. Режим закрытого административно территориального образования.

8. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации.

Правовой режим – это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.

Правовому режиму присущи следующие признаки:

1) правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах определённого объекта, предмета или процесса – носителя правового режима;

2) совокупность используемых правовых средств образует специальные правила поведения, деятельности, жизнедеятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер;

3) в правовых актах закрепляется определённое правовое состояние объекта или процесса, отличное от иных участков правовой действительности;

4) специально установленные правила направлены на создание условий, препятствующих нарушению статуса (состояния) носителя режима, поддержание заданных параметров его функционирования;

5) деятельность субъектов, реализующих режимные правила, основана на единых правовых принципах, единых правовых формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.

Нормативно-правовая основа режимного регулирования зависит от характера и вида правового режима. Режимы, предусматривающие ограничения правосубъектности граждан и организаций, могут устанавливаться только ФЗ. Указы Президента РФ, правительственные акты, акты иных органов исполнительной власти применительно к таким режимам реализуют правоприменительную функцию, вводя предусмотренный законом режим на определённой территории, закрепляя конкретные режимные правила. Для региональных режимов нормативно-правовой основой выступают законы и иные акты субъектов РФ. Местные режимы, действующие на территории муниципальных образований, могут вводиться актами органов местного самоуправления.

Структура правового режима включает такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирования, система организационно-юридических гарантий.

Носителем режима является определённая территория (режим закрытого административно-территориального образования, режим исключительной экономической зоны), правовые образования и институты (режим законодательства. Режим отрасли), организации (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения), социальные и природно-техногенные процессы (режим труда и отдыха, чрезвычайной ситуации), предметы материального мира (режимы имущества, природных ресурсов, документов), административная деятельность (режим секретности, таможенные режимы).

Режимными правовыми средствами являются нормативные предписания, акты реализации прав и обязанностей субъектов, правоприменительные акты, меры поощрения и принуждения, юридические санкции, методы и приёмы административной деятельности. Каждый правовой режим в зависимости от целей и задач регулирования обладает адекватным набором правовых средств.

Режимные правила – это сочетание правовых средств, создающих нормативную модель поведения и регламентирующих порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями, ограничениями. Правила являются ядром режима. С их помощью обеспечивается сам режим.

Субъектами правовых режимов являются физические и юридические лица, связанные с носителем режима (работа, проживание, обязанности). В качестве специального субъекта выступают государственные и муниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдение установленных правил. Объём, степень самостоятельности, характер дополнительных прав и обязанностей указывают на особенность режима в целом, а также на его отраслевую принадлежность.

Система организационно-юридических гарантий – составная часть правового режима. Она отвечает за устойчивость режимных правил, их фактическую выполняемость, устранение возможных нарушений.

Именно режим с его запретами, ограничениями, мерами принудительного воздействия, юридическими санкциями, особым порядком управления позволяет показать те правовые последствия, которые порождает подобное регулирование на территории определённых зон.

К наиболее общим, универсальным, правовым режимам относятся режимы отраслей права и законодательства.

Под юридическим режимом отрасли следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приёмами регулирования – особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм.

Административному праву присущ свой отраслевой режим, в основе которого лежат принципы административно-правового регулирования, методы и способы административно-правового воздействия, правовое положение участников административно-правовых отношений. Это режим, который может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации, рассчитанный на повседневную административную деятельность и социально-управленческие решения.

Однако, когда требуются особые меры исполнительной деятельности, применяемые на строго определённой территории, в отношении определённого объекта или предмета, устанавливаются специальные административно-правовые режимы (САПР).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: